Экспериментальная работа по развитию пространственных представлений проведена на базе МБОУ СОШ №31 города Белгорода. В экспериментальную группу входили учащиеся первых и вторых классов с диагнозом ЗПР по результатам обследования на ПМПК. Данные по учащимся экспериментальной группы приведены в таблице 1, данные по учащимся экспериментальной группы приведены в таблице 2.
Таблица 1
Состав экспериментальной группы
№ п/п | Ф.И | Дата рождения | Заключение ПМПК |
Вика К. | 12.08.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Александр О. | 5.05.2008 | Общее недоразвитие речи III-го вида. | |
Оля Б. | 4.06.2008 | Общее недоразвитие речи III-го вида. | |
Анна Б. | 22.04.2008 | Общее недоразвитие речи III-го вида. | |
Анна К. | 15.05.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Антон Щ. | 31.05.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Вадим С. | 11.03.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Владимир Л. | 10.02.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Дарья Ж. | 12.04.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Диана Б. | 14.06.2009 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Дмитрий А. | 23.07.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Евгений Х. | 12.05.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Елена А. | 1.05.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Илья Л. | 25.04.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Катерина С. | 3.05.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. |
Таблица 2
Состав контрольной группы
№ п/п | Ф.И | Дата рождения | Заключение ПМПК |
Александр К. | 11.05.2009 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Александра О. | 10.03.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Алиса М. | 8.05.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Анастасия В. | 17.06.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Анастасия К | 30.03.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Анна Е. | 1.05.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Анна К. | 14.04.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Антон П. | 18.05.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Артем К. | 22.02.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Виталий И. | 12.01.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Владимир К. | 1.03.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Евгений Р. | 20.07.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. | |
Иван С. | 16.06.2008 | Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида. |
По изобразительному искусству на базе учебной программы для общеобразовательной школы, была разработана система опытно-экспериментальной работы (включающая экспериментальные занятия). Главной целью являлось обучение учащихся основам передачи пространства в изображении, понимание пропорциональных отношений, пространственных представлений, понимание симметрии, расположение фигур в пространстве. Занятия такого вида должны способствовать развитию пространственного мышления у учащихся. Разработанные нами методики позволили лучше объяснить основные приёмы и способы компоновки и организации пространства. В работе были задействованы две группы: 1 «А» группа (группа экспериментальная,15 человек), 2 «Б» (контрольная группа,13 человек). Всего в эксперименте учувствовало 28 человек.
Целью эксперимента являлось умения правильного владение ребенком такими понятиями, как: выше, ниже, на, над, снизу, сверху, между, правильное владение ребенком такими понятиями, как: ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади. Умение соблюдать пропорциональное отношение, выполняя изображение.
Выполнение итоговой работы с соблюдением всех выше перечисленных требований на формате А4.
Экспериментальная работа состояла из трёх частей.
1) констатирующий срез;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный срез.
Во время экспериментальной работы применялись методы педагогического исследования: теоретические опросы (персональные и фронтальные), наблюдение, беседы, анализ детских работ.
Исходя из задания, были установлены критерии оценки работ.
- правильное владение ребенком такими понятиями, как: выше, ниже, на, над, снизу, сверху, между
- правильное владение ребенком такими понятиями, как: ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади.
- Владение ребенком понятием лево, право, слева, справа, левее, правее
- понимание пропорциональных соотношений
Критерии оценки от 1до 5 баллов, все зависит от сложности задания.
- оценка «отлично» - от 17 до 20 баллов;
- оценка «хорошо» - от 13 до 16 баллов;
- оценка «удовлетворительно» - от 10 до 12 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - от 0 до 9 баллов.
Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблицах 3(экспериментальной группы) и таблице 4(контрольной группы).
Таблица 3
Результаты исследования экспериментальной группы
№ п/п | Критерии оценки Фамилия, имя | Знание теоретических Аспектов | Кол-во баллов | Итоговая оценка | ||||
Правильное владение пространственных понятий ниже,выше, на, над, снизу, сверху, между. | Правильное владение ребенком пространственных понятий ближе, дальше, между,перед(чем-либо),по (чем-либо),впереди, сзади. | Правильное владение лево, право, слева, справа, левее, правее. | Понимание пропорциональных соотношений | |||||
1. | Вика К. | 18 | 5 | |||||
2. | Александр О. | 14 | 4 | |||||
3. | Оля Б. | 15 | 4 | |||||
4.. | Анна Б. | 18 | 5 | |||||
5. | Анна К. | 16 | 4 | |||||
6. | Антон Щ. | 18 | 5 | |||||
7. | Вадим С. | 12 | 3 | |||||
8. | Владимир Л. | 15 | 4 | |||||
9. | Дарья Ж. | 16 | 4 | |||||
10. | Диана Б. | 15 | 4 | |||||
11. | Дмитрий А. | 16 | 4 | |||||
12. | Евгений Х. | 19 | 5 | |||||
13. | Елена А. | 18 | 5 | |||||
14. | Илья Л. | 12 | 3 | |||||
15. | Катерина С. | 19 | 5 | |||||
Данные контрольного среза экспериментальной группы (2 «Б»группы) представлены в таблице 4
Таблица 4
Результаты исследования контрольной группы
№ п/п | Критерии оценки Фамилия, имя | Знание теоретических аспектов | Кол-во баллов | Итоговая оценка | |||
.Правильное владение пространственных понятий ниже, выше, на, над,снизу, сверху, между. | Правильное владение ребенком пространственных понятий ближе дальше, между, перед(чем-либо),по (чем-либо),впереди, сзади. | Правильное владение лево, право, слева, справа, левее, правее. | Понимание пропорциональных соотношений | ||||
1. | Александр К. | ||||||
2. | Александра О. | ||||||
3. | Алиса М. | ||||||
4. | Анастасия В. | ||||||
5. | Анастасия К. | ||||||
6. | Анна Е. | ||||||
7. | Анна К. | ||||||
8. | Антон П. | ||||||
9. | Артем К. | ||||||
10. | Виталий И. | ||||||
11. | Владимир К. | ||||||
12. | Евгений Р. | ||||||
13. | Иван С. |
По результатам констатирующего эксперимента была составлена гистограмма 1, где приводятся сравнения данных «А» - экспериментальной группы (1 «А» группы) и «Б» - контрольной группы (2 «Б» группы).
Рис.1 Уровни сформированности пространственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной группы
Сравнение результатов экспериментальной и контрольной группе показало, что: в экспериментальной группе результаты выше в сравнении с результатом контрольной группе. Следовательно применяемая методика с выявлением критериев умением правильного владение ребенком такими понятиями, как: выше, ниже, на, над, снизу, сверху, между, правильное владение ребенком такими понятиями, как: ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади. Умением соблюдать пропорциональное отношение, выполняя изображение помогла достичь положительных результатов.