Изучение особенностей пространственных представлений у учащихся экспериментальной группы

 

Экспериментальная работа по развитию пространственных представлений проведена на базе МБОУ СОШ №31 города Белгорода. В экспериментальную группу входили учащиеся первых и вторых классов с диагнозом ЗПР по результатам обследования на ПМПК. Данные по учащимся экспериментальной группы приведены в таблице 1, данные по учащимся экспериментальной группы приведены в таблице 2.

Таблица 1

Состав экспериментальной группы

№ п/п Ф.И Дата рождения Заключение ПМПК
  Вика К. 12.08.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Александр О. 5.05.2008 Общее недоразвитие речи III-го вида.
  Оля Б. 4.06.2008 Общее недоразвитие речи III-го вида.
  Анна Б. 22.04.2008 Общее недоразвитие речи III-го вида.
  Анна К. 15.05.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Антон Щ. 31.05.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Вадим С. 11.03.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Владимир Л. 10.02.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Дарья Ж. 12.04.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Диана Б. 14.06.2009 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Дмитрий А. 23.07.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Евгений Х. 12.05.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Елена А. 1.05.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Илья Л. 25.04.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Катерина С. 3.05.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.

Таблица 2

Состав контрольной группы

№ п/п Ф.И Дата рождения Заключение ПМПК
  Александр К. 11.05.2009 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Александра О. 10.03.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Алиса М. 8.05.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Анастасия В. 17.06.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Анастасия К 30.03.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Анна Е. 1.05.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Анна К. 14.04.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Антон П. 18.05.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Артем К. 22.02.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Виталий И. 12.01.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Владимир К. 1.03.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно - коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Евгений Р. 20.07.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.
  Иван С. 16.06.2008 Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных образовательно- коррекционных программ компенсирующего (VII) вида.

 

По изобразительному искусству на базе учебной программы для общеобразовательной школы, была разработана система опытно-экспериментальной работы (включающая экспериментальные занятия). Главной целью являлось обучение учащихся основам передачи пространства в изображении, понимание пропорциональных отношений, пространственных представлений, понимание симметрии, расположение фигур в пространстве. Занятия такого вида должны способствовать развитию пространственного мышления у учащихся. Разработанные нами методики позволили лучше объяснить основные приёмы и способы компоновки и организации пространства. В работе были задействованы две группы: 1 «А» группа (группа экспериментальная,15 человек), 2 «Б» (контрольная группа,13 человек). Всего в эксперименте учувствовало 28 человек.

Целью эксперимента являлось умения правильного владение ребенком такими понятиями, как: выше, ниже, на, над, снизу, сверху, между, правильное владение ребенком такими понятиями, как: ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади. Умение соблюдать пропорциональное отношение, выполняя изображение.

Выполнение итоговой работы с соблюдением всех выше перечисленных требований на формате А4.

Экспериментальная работа состояла из трёх частей.

1) констатирующий срез;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный срез.

Во время экспериментальной работы применялись методы педагогического исследования: теоретические опросы (персональные и фронтальные), наблюдение, беседы, анализ детских работ.

Исходя из задания, были установлены критерии оценки работ.

- правильное владение ребенком такими понятиями, как: выше, ниже, на, над, снизу, сверху, между

- правильное владение ребенком такими понятиями, как: ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади.

- Владение ребенком понятием лево, право, слева, справа, левее, правее

- понимание пропорциональных соотношений

Критерии оценки от 1до 5 баллов, все зависит от сложности задания.

- оценка «отлично» - от 17 до 20 баллов;

- оценка «хорошо» - от 13 до 16 баллов;

- оценка «удовлетворительно» - от 10 до 12 баллов;

- оценка «неудовлетворительно» - от 0 до 9 баллов.

Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблицах 3(экспериментальной группы) и таблице 4(контрольной группы).

Таблица 3

Результаты исследования экспериментальной группы

  № п/п   Критерии оценки Фамилия, имя   Знание теоретических Аспектов Кол-во баллов   Итоговая оценка  
Правильное владение пространственных понятий ниже,выше, на, над, снизу, сверху, между. Правильное владение ребенком пространственных понятий ближе, дальше, между,перед(чем-либо),по (чем-либо),впереди, сзади. Правильное владение лево, право, слева, справа, левее, правее. Понимание пропорциональных соотношений
  1. Вика К.         18 5
  2. Александр О.         14 4
  3. Оля Б.         15 4
  4.. Анна Б.         18 5
  5. Анна К.         16 4
  6. Антон Щ.         18 5
  7. Вадим С.         12 3
  8. Владимир Л.         15 4
  9. Дарья Ж.         16 4
  10. Диана Б.         15 4
  11. Дмитрий А.         16 4
  12. Евгений Х.         19 5
  13. Елена А.         18 5
  14. Илья Л.         12 3
  15. Катерина С.         19 5
                 

 

Данные контрольного среза экспериментальной группы (2 «Б»группы) представлены в таблице 4

Таблица 4

Результаты исследования контрольной группы

  № п/п   Критерии оценки Фамилия, имя   Знание теоретических аспектов Кол-во баллов   Итоговая оценка  
.Правильное владение пространственных понятий ниже, выше, на, над,снизу, сверху, между. Правильное владение ребенком пространственных понятий ближе дальше, между, перед(чем-либо),по (чем-либо),впереди, сзади. Правильное владение лево, право, слева, справа, левее, правее.   Понимание пропорциональных соотношений
1. Александр К.            
2. Александра О.            
3. Алиса М.            
4. Анастасия В.            
5. Анастасия К.            
6. Анна Е.            
7. Анна К.            
8. Антон П.            
9. Артем К.            
10. Виталий И.            
11. Владимир К.            
12. Евгений Р.            
13. Иван С.            

 

По результатам констатирующего эксперимента была составлена гистограмма 1, где приводятся сравнения данных «А» - экспериментальной группы (1 «А» группы) и «Б» - контрольной группы (2 «Б» группы).

 

 

Рис.1 Уровни сформированности пространственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной группы

 

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной группе показало, что: в экспериментальной группе результаты выше в сравнении с результатом контрольной группе. Следовательно применяемая методика с выявлением критериев умением правильного владение ребенком такими понятиями, как: выше, ниже, на, над, снизу, сверху, между, правильное владение ребенком такими понятиями, как: ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади. Умением соблюдать пропорциональное отношение, выполняя изображение помогла достичь положительных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: