По завершению формирующего эксперимента был разработан и проведен контрольный эксперимент. Задания состояли в выполнении рисуночных методов: 1) изменение ракурса расположения фигуры в пространстве, 2) развитие творческой фантазии учащихся – преобразовать рисунок с учетом изучения заданного времени года или суток,3) выполнение перспективы рисунка, заданного видом сверху,4) использование геометрической формы в изображении.
Целью контрольного среза являлось выявление эффективности проведенных занятий, и контроль улучшения практических и теоретических навыков учащихся. Критериями сформированности пространственными представлений выступали:
1) знание пространственных представлений;
2)понимание пространственных представлений;
3)выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее;
4) понимания знаний о симметрии;
5) развитие творческой фантазии учащихся;
6) расположения фигуры в пространстве;
7) развитие чувства пространства.
Каждый критерий оценивался от 1 до 5 баллов, в зависимости от уровня выполнения задания:
- оценка «отлично» - от 17 до 20 баллов;
- оценка «хорошо» - от 13 до 16 баллов;
- оценка «удовлетворительно» - от 10 до 12 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - от 0 до 9 баллов.
Данные контрольного среза экспериментальной группы (1 «А» группы) представлены в таблице 5 экспериментальной группы, таблице 6 контрольной группы
Таблица 5
Состав контрольного среза экспериментальной группы
№п\п | Критерии оценки Фамилия, имя | Знание теоретических Аспектов | развитие творческойфантазии учащихся | расположения фигуры в пространстве | развитие чувства пространства | Кол-во баллов | Итоговая оценка | ||||
знание пространственных представлений | Понимание пространственных представлений | Выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее. | понимания знаний о симметрии | ||||||||
1. | Вика К. | 3 | 2 | 2 | 18 | 5 | |||||
2. | Александр О. | 2 | 2 | 2 | 14 | 4 | |||||
Оля Б. | 2 | 2 | 2 | 15 | 4 | ||||||
Анна Б. | 2 | 2 | 2 | 14 | 4 | ||||||
Анна К. | 2 | 2 | 2 | 15 | 4 | ||||||
Антон Щ. | 3 | 2 | 2 | 18 | 5 | ||||||
7. | Вадим С. | 3 | 2 | 2 | 16 | 4 | |||||
Владимир Л. | 3 | 2 | 2 | 18 | 5 | ||||||
9. | Дарья Ж. | 2 | 2 | 2 | 14 | 4 | |||||
10. | Диана Б. | 3 | 2 | 2 | 15 | 4 | |||||
Дмитрий А. | 2 | 2 | 2 | 16 | 4 | ||||||
12. | Евгений Х. | 2 | 2 | 2 | 15 | 4 | |||||
13. | Елена А. | 2 | 2 | 2 | 16 | 4 | |||||
14. | Илья Л. | 2 | 3 | 2 | 19 | 5 | |||||
15. | Катерина С. | 2 | 2 | 2 | 18 | 5 | |||||
Данные контрольного эксперимента контрольной группы (2 «Б» группы) представлены в таблице 6.
Таблица 6
Состав контрольного среза контрольной группы
№ п/п | Критерии оценки Фамилия, имя | Знание теоретических Аспектов | развитие творческой фантазии учащихся | расположения фигуры в пространстве | развитие чувства пространства | Кол-во баллов | Итоговая оценка | ||||
знание пространственных представлений | Понимание пространственных представлений | Выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее. | понимания знаний о симметрии | ||||||||
1. | Александр К. | 2 | 2 | 2 | |||||||
2. | АлександраО. | 2 | 2 | 2 | |||||||
3. | Алиса М. | 2 | 2 | 1 | |||||||
4. | Анастасия В. | 2 | 2 | 2 | |||||||
5. | Анастасия К | 2 | 2 | 2 | |||||||
6. | Анна Е. | 2 | 2 | 2 | |||||||
7. | Анна К. | 2 | 2 | 2 | |||||||
8. | Антон П. | 2 | 2 | 2 | |||||||
9. | Артем К. | 2 | 2 | 2 | |||||||
10. | Виталий И. | 2 | 2 | 2 | |||||||
11. | Владимир К. | 2 | 2 | 2 | |||||||
12. | Евгений Р. | 2 | 2 | 2 | |||||||
13. | Иван С. | 2 | 2 | 2 | |||||||
По результатам контрольного среза была составлена гистограмма 2, где приводится сравнение данных «А» - экспериментальной группы (1 «А» группы) и «Б» - контрольной группы (2 «Б» группы).
Рис.2 Уровни сформированности пространственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе.
В результате проведения контрольного эксперимента, наблюдается повышение уровня знаний, умений и навыков в экспериментальном классе.
Дети в процессе работы привыкли к занятиям, стали формироваться самые элементарные технические навыки рисования: правильно держать кисть, карандаш, что является не мало важным моментом в работе. Самостоятельно стараются прорисовать мелкие детали и выполнить их в цвете не выходя за границы изображаемого. Цветовая палитра у ребенка стала более разнообразной. Если работа велась цветными карандашами, то дети не останавливаются на одном цвете карандаша. В начале нашей работы дети забывали раскрасить самый главный предмет или элемент в изображении, не придавали даже этому значения, то в конце эксперимента проговаривали каждое действие. Этим самым придавая себе уверенность в выполняемом ими действии, запоминают этапы работы. Ребята стали проявлять творчество в работе стали добавляют, что – то свое. Дети научились компоновать изображение в центре листа изображения, стараясь не выходить за границы. У детей улучшилось понимание пространственных понятий ближе, дальше, между, перед(чем-либо),по (чем-либо),впереди, сзади изображаемые предметы: цветы, дома и деревья изображают разной величины.Проговаривая вслух каждый этап помогает ориентироваться ребятам на листе бумаги.
В итоге за период развивающей работы положительная динамика была отмечена у всех участвовавших в эксперименте детей. Использование фронтальных и индивидуальных форм работы, а также доступность, занимательность предлагаемых упражнений.
Если вначале заинтересованность у детей больше вызывалась внешней привлекательностью заданий, новизной игрового материала, то позже дети переключались на само содержание выполненной деятельности, её результат.
В целом контрольный эксперимент показал, что уровень развития пространственных представлений у детей основной группы, в сравнении с экспериментальной группой. Дети основной группы пользуются чувственной ориентировкой на себе - выделение правой руки как вспомогательный ориентир для установления отношений справа и слева от себя.