Анализ экспериментальной работы по развитию пространственных представлений у учащихся экспериментальных классов

 

По завершению формирующего эксперимента был разработан и проведен контрольный эксперимент. Задания состояли в выполнении рисуночных методов: 1) изменение ракурса расположения фигуры в пространстве, 2) развитие творческой фантазии учащихся – преобразовать рисунок с учетом изучения заданного времени года или суток,3) выполнение перспективы рисунка, заданного видом сверху,4) использование геометрической формы в изображении.

Целью контрольного среза являлось выявление эффективности проведенных занятий, и контроль улучшения практических и теоретических навыков учащихся. Критериями сформированности пространственными представлений выступали:

1) знание пространственных представлений;

2)понимание пространственных представлений;

3)выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее;

4) понимания знаний о симметрии;

5) развитие творческой фантазии учащихся;

6) расположения фигуры в пространстве;

7) развитие чувства пространства.

Каждый критерий оценивался от 1 до 5 баллов, в зависимости от уровня выполнения задания:

- оценка «отлично» - от 17 до 20 баллов;

- оценка «хорошо» - от 13 до 16 баллов;

- оценка «удовлетворительно» - от 10 до 12 баллов;

- оценка «неудовлетворительно» - от 0 до 9 баллов.

Данные контрольного среза экспериментальной группы (1 «А» группы) представлены в таблице 5 экспериментальной группы, таблице 6 контрольной группы

Таблица 5

Состав контрольного среза экспериментальной группы

    №п\п   Критерии оценки Фамилия, имя   Знание теоретических Аспектов развитие творческойфантазии учащихся расположения фигуры в пространстве развитие чувства пространства Кол-во баллов     Итоговая оценка
знание пространственных представлений Понимание пространственных представлений Выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее.   понимания знаний о симметрии
1. Вика К.         3 2 2 18 5
2. Александр О.         2 2 2 14 4
  Оля Б.         2 2 2 15 4
  Анна Б.         2 2 2 14 4
  Анна К.         2 2 2 15 4
  Антон Щ.         3 2 2 18 5
7. Вадим С.         3 2 2 16 4
  Владимир Л.         3 2 2 18 5
9. Дарья Ж.         2 2 2 14 4
10. Диана Б.         3 2 2 15 4
  Дмитрий А.         2 2 2 16 4
12. Евгений Х.         2 2 2 15 4
13. Елена А.         2 2 2 16 4
14. Илья Л.         2 3 2 19 5
15. Катерина С.         2 2 2 18 5
                       

 

Данные контрольного эксперимента контрольной группы (2 «Б» группы) представлены в таблице 6.

Таблица 6

Состав контрольного среза контрольной группы

    № п/п     Критерии оценки Фамилия, имя   Знание теоретических Аспектов развитие творческой фантазии учащихся расположения фигуры в пространстве развитие чувства пространства Кол-во баллов   Итоговая оценка  
знание пространственных представлений Понимание пространственных представлений Выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее.   понимания знаний о симметрии
1. Александр К.         2 2 2    
2. АлександраО.         2 2 2    
3. Алиса М.         2 2 1    
4. Анастасия В.         2 2 2    
5. Анастасия К         2 2 2    
6. Анна Е.         2 2 2    
7. Анна К.         2 2 2    
8. Антон П.         2 2 2    
9. Артем К.         2 2 2    
10. Виталий И.         2 2 2    
11. Владимир К.         2 2 2    
12. Евгений Р.         2 2 2    
13. Иван С.         2 2 2    
                       

 

По результатам контрольного среза была составлена гистограмма 2, где приводится сравнение данных «А» - экспериментальной группы (1 «А» группы) и «Б» - контрольной группы (2 «Б» группы).

Рис.2 Уровни сформированности пространственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе.

 

В результате проведения контрольного эксперимента, наблюдается повышение уровня знаний, умений и навыков в экспериментальном классе.

Дети в процессе работы привыкли к занятиям, стали формироваться самые элементарные технические навыки рисования: правильно держать кисть, карандаш, что является не мало важным моментом в работе. Самостоятельно стараются прорисовать мелкие детали и выполнить их в цвете не выходя за границы изображаемого. Цветовая палитра у ребенка стала более разнообразной. Если работа велась цветными карандашами, то дети не останавливаются на одном цвете карандаша. В начале нашей работы дети забывали раскрасить самый главный предмет или элемент в изображении, не придавали даже этому значения, то в конце эксперимента проговаривали каждое действие. Этим самым придавая себе уверенность в выполняемом ими действии, запоминают этапы работы. Ребята стали проявлять творчество в работе стали добавляют, что – то свое. Дети научились компоновать изображение в центре листа изображения, стараясь не выходить за границы. У детей улучшилось понимание пространственных понятий ближе, дальше, между, перед(чем-либо),по (чем-либо),впереди, сзади изображаемые предметы: цветы, дома и деревья изображают разной величины.Проговаривая вслух каждый этап помогает ориентироваться ребятам на листе бумаги.

В итоге за период развивающей работы положительная динамика была отмечена у всех участвовавших в эксперименте детей. Использование фронтальных и индивидуальных форм работы, а также доступность, занимательность предлагаемых упражнений.

Если вначале заинтересованность у детей больше вызывалась внешней привлекательностью заданий, новизной игрового материала, то позже дети переключались на само содержание выполненной деятельности, её результат.

В целом контрольный эксперимент показал, что уровень развития пространственных представлений у детей основной группы, в сравнении с экспериментальной группой. Дети основной группы пользуются чувственной ориентировкой на себе - выделение правой руки как вспомогательный ориентир для установления отношений справа и слева от себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: