Система коррекционной работы по развитию пространственных представлений учащихся с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством

 

По результатам итогов констатирующего эксперимента был составлен и проведен формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте развивались принципы расположения фигур в пространстве. Для этого использовалось обучение схем учащимися и применение их в изображении для пространственной организации.

Целью формирующего эксперимента явилось разработка системы коррекционной работы. Для этого мы использовали рисуночные методы для развития пространственных представлений у детей. Формирующий эксперимент проводился в несколько этапов

На первом этапе знакомим обучающихся с цветовой гармонией.

Цвета разделяются на группу тёплых и холодных цветов. Знакомили детей с теплым цветом. Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. В старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей знакомили с основными принципами гармоничного сочетания цветов и их оттенков. Основные цвета. Однотоновая гамма. Композиционный центр. Знакомили с цветовым кругом - следующий этап освоения материала.

 
 

 


Цель: изучение смешивание цветов (цветовой круг), узнать теплые цвета.

Задачи: Работа на смешивание цветов, выясняем из каких цветов можно получить цвета радуги: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Цвета необходимые для радуги узнаются во время смешивание основных, дополнительных цветов.

Самостоятельная работа:Выполняли упражнение «Радуга, Цветик - семицветик»(Приложение 1,13)

Исследование сформированность пространственных представлений проводилась по разработанной нами диагностической программе.

1 методика название «Ориентир. Путешествие с героем»

Цель: правильное владение ребенком такими понятиями, как: выше, ниже, на, над, снизу, сверху, между.

Задачи: использование пространственных представлений на материале конкретных (предметных изображений).

Самостоятельна работа: Например: покажи, что изображено выше медведя (или любого изображения на второй полке снизу), ниже медведя, над, под медведем. Аналогично на материале геометрических фигур. (Приложение 2)

На третьем этапе мы работали над сформированность пространственных представлений на материале, конкретных (предметных и сюжетных изображений) и абстрактных (геометрических фигур) размещенных по горизонтали (вперед от ребенка), исключая понятие вправо-влево.

2 методика «Морской бой»

Цель:правильное владение ребенком такими понятиями, как: ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади.

Задачи:Сформированность пространственных представлений на материале. Конкретных (предметных и сюжетных изображений) и абстрактных (геометрических фигур) размещенных по горизонтали (вперед от ребенка), исключая понятие вправо-влево.

Самостоятельная работа:анализ расположения объемных геометрических фигур, переходит в дальнейшем к анализу расположения персонажей сюжетной картинки. (стихотворение «уронила Таня мячик») (Приложение 3)

Выявление понятий лево, право, слева, справа, левее, правее.

3 методика «Головоломка»

Цель:Владение ребенком понятием лево, право, слева, справа, левее, правее.

Задачи:способствовать выявлению параметров на собственном теле или в отношении собственного тела и только потом на конкретном материале

Самостоятельна работа: Однотоновая гамма. Композиционный центр, опрос совершается по рисункам)

Например: - Скажи, что находится на полке слева от ракеты? - Что находится на полке справа от елки? - Что находится слева от ромба? - Какого цвета фигура справа от креста? - Какие фигуры правее чем крест? - Кто из зверей находится левее, чем собака. правее, чем мышка?(Приложение 4)

Четвертый этап рисуночный метод «Я художник». Направлен на развитие внимательности. Детям раздают карточки, на которых изображены иллюстрации картин известных художников. Ребята выбирают понравившуюся им иллюстрацию картины. Самостоятельно срисовывают выбранное изображение, стараясь передать все нарисованное на карточке задание, соблюдая пропорции. (Приложение 5)

Пятый этап выявление понятия симметрии

Использовался рисуночный методназвание «Чего не хватает». Детям выдавали карточки, разделенные на две части (правую и левую). На правой стороне изображен предмет, нарисованный полностью являлся примером. Левая сторона являлось упражнением. Для того чтобы ребенок не «запутался» половину изображения дорисовывали или обводили по точкам выполненную в цвете. (Приложение 6)

Пример 1

На шестом этапе. Размер изображения по отношению к формату листа. Формат листа и его объем. Использовалась симметрия. Название «Компоновка»

Цель: научиться компоновать на листе.

Задачи: использовать художественные средства, передать

эмоциональный цвет, тон.

Материалы: бумага, акварель, масляная пастель.

Самостоятельная работа: наброски и зарисовки деревьев, веток. (Приложение 7)

Седьмой этап включал обучения изменениюракурса расположения фигуры в пространстве. Детям выдавали репродукции художников пейзажистов, они рассматривали репродукцию, представляли и дорисовывали, что они увидели с "другой стороны".(Приложение 8)

 

«День –ночь, лето -зима » рассчитано на развитие творческой фантазии учащихся. Выдавали учащимся картинки с изображением жанра изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт). Выбранный жанр для восприятия учащихся проще и понятнее. Ребята преобразовывали рисунок с учетом заданного времени года или суток. (Приложение 9)

«С высоты птичьего полета».Направлено на развитие чувства пространства. Как и ранее, выдавались задания. Карточка с заданием имела изображение жанра изобразительного искусства. Дети должны выполняли перспективу рисунка, заданного видом сверху.

(Приложение 10)

«Кубик-рубик». Геометрические Фигуры. Модели Дюпии. Состоящие из 5 категорий, изображения и обучения

В чем заключается выполнение задания. Обучающиеся не смотря на свой возраст изобразить точно форму предмета не могут. Давалось задание нарисовать пейзаж, применяя в изображении форму. Предварительно обучающимся на доске рассказывается, что все предметы состоят из форм (для объяснения на доске использовали фигуры вырезанные из цветного картона круг, квадрат и т.д.)

Ученики выполняли элементы природы пейзажа с использованием геометрических форм

Использованные нами коррекционные методы работы включали следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция – развитие памяти;

- коррекция – развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать

деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до

конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Поэтапная работа проводилась на занятиях изобразительным искусством. Далее 1 урок -"линия как средство выразительности"

Учащиеся знакомятся с линией горизонта как одним из средств разделения листа бумаги на части. Линия горизонта разделяет пейзажную композицию на землю и небо. Самым важным является определение место расположения в картине. Линия горизонта может не только разделять композицию на землю и небо, но и способствовать разделению будущей композиции на пейзажные планы. Вторая часть урока была направлена на составление пейзажа с применением планов в изображении.

2 урок - «Формы в пейзаже». Учащиеся уже знакомы с плановостью в пейзаже. Но изображение элементов природы дается не очень просто, поэтому нами решено познакомить учащихся с правильным изображением элементов в пейзаже. (деревьев, домов, облаков, гор, и т.д.) Во второй части урока учащиеся выполняет изображение элементов природы.

3 урок - Знакомство учащихся с" Цветовой гармонией" и цветовым кругом Делакруа, а так же с основными цвета ми и дополнительными. Вторая часть урока направлена на выполнение учащимися цветовых монотипий с изображением элементов пейзажа, использование основных и дополнительных цветов.

4 урок. "Освоение пространственных приёмов организации пейзажа "Беседа - знакомство со схемами пространственной организации пейзажной композиции. Представленная информации сопровождается презентацией со схемами. Во второй части урока учащиеся выполняют Пейзаж с применением плановости и пространственных приёмов в изображении.

5 урок. "Составление итоговой композиции "с применением в работе всех выше полученных знаний учащимся необходимо составить итоговую композицию пейзажа, в которой должны четко прослеживаться пространственные планы, а также использование приёмов пространственной организации, грамотно заполненной элементами пейзажа.

Таким образом проведенная нами поэтапная работа по запланированному пространственному представлению позволило достичь поставленной цели.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: