Выводы по второй ГЛАВЕ

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что в целом уровень применения пространственных образов, представлений у младшего школьного возраста детей с ЗПР стал выше, чем на констатирующем этапе исследования. Дети основной группы пользуются чувственной ориентировкой на себе - выделение правой руки как вспомогательный ориентир для установления отношений справа и слева от себя.

Таким образом, за период развивающей работы положительная динамика была отмечена у всех участвовавших в эксперименте детей.

Использование фронтальных и индивидуальных форм работы, а также доступность, занимательность предлагаемых заданий и упражнений, поддержка родителями и взрослыми со стороны позволяли достичь максимальной включенности каждого ребёнка в деятельность. Об этом свидетельствовал устойчивый интерес наших испытуемых к занятиям на протяжении всего обучения. Заинтересованность вызывало внешней привлекательностью заданий, новизной игрового материала, то позже дети переключались на само содержание выполненной деятельности, её результат. В процессе выполнения задания ребёнку предлагалось остановиться, подумать, дополнительно сориентироваться в ситуации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённое теоретическое и экспериментальное исследование показало, что в настоящее время проблема формирования пространственных представлений у младших школьников с ЗПР остаётся достаточно актуальной. Правильно организованная работа в этом направлении обеспечит эффективность комплексной психокоррекционной работы с учащимися с ЗПР, подготовку их к самостоятельной жизни и общественно-полезной деятельности.

В ходе работы были получены данные, которые показали недостаточную степень сформированности этих представлений у первоклассников с ЗПР. Об этом свидетельствуют полученные в исследовании данные о резко выраженном отставании младших школьников с ЗПР от нормально развивающихся сверстников в уровне необходимых навыков ориентировки в направлениях окружающего пространства, в анализе, вербализации и практической организации пространственных отношений между предметами. Несмотря на то, что у первоклассников уже сформировано знание о схеме собственного тела, дети не используют его в других видах пространственной ориентировки. Для этих детей ориентировка в пространстве возможна только в рамках привычной ситуации. Наименее сформированной, оказывается ориентировка в таких дифференцированных отношениях, как справа - слева, что совпадает с неуверенным различением правого и левого направлений. Эти особенности вызывают большие трудности в ориентировке в пространстве и на плоскости.

В результате коррекционного обучения были получены следующие результаты:

- в ходе работы у учащихся значительно улучшились знания о схеме тела и выработаны умения пользоваться этими знаниями при осуществлении различных видов пространственной ориентировки и в различных ситуациях;

- специально организованная работа способствовала формированию представлений о взаиморасположении предметов в пространстве и на плоскости;

В речи испытуемых экспериментального класса появились слова пространственного значения, отражающие местоположение, направления движения и так далее. В тоже время, сформированность пространственных представлений после проведенной коррекционной работы оказывается ниже нормы, а это отрицательно скажется на успеваемости в школе. Поэтому рекомендуется оценивать актуальный уровень развития отдельных аспектов пространственных представлений, соотносить его с имеющимися нормативными показателями как можно раньше, что бы выявить отставания и нарушения. Ранняя диагностика и коррекция, опирающаяся (в том числе) на активное развитие мозга, на пластичность церебральных систем ребенка, обусловленную отсутствием жестких внутримозговых связей, помогут добиться больших успехов и приблизят задержанное развитие к нормальному.

Актуальность заявленной проблемы была подтверждена и на теоретическом, и экспериментальном уровнях, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу и дает основание утверждать, что развитие пространственных представлений младших школьников с ЗПР будет эффективным, если:

- соблюдать комплексный подход в формировании пространственных представлений в процессе всей развивающей и учебно-воспитательной работы;

- преодоление трудностей ориентировки в пространстве и на плоскости у исследуемого контингента детей будет организованно с использованием коррекционно-развивающих приёмов и дидактических средств.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- ипатопсихологии: пособие рассчитано для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения/В.М. Астапов. - М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с.).стр 3

2.Голицына,Н.С. Ознакомление дошкольников с социальнойдействительностью. / Н.С. Голицына. - М., Мозаика-Синтез, 2004г. -40с.

3. Головина, Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Т.Г. Головина. – М.: Педагогика, 2007. – 253 с.

4. Дмитриев, А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А.А. Дмитриев – М.: Советский спорт, 1991. – 59 с.

5. Екжанова, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: Специальная дошкольная педагогика / Екжанова, Е. А, под ред Е. А. Стребелевой. — М., 2001.-272 с.

6. Екжанова,Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и

7. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития/Е. А. Екжанова. — М., 2000.-100с.

8.Екжанова, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание/Е.А. Екжанова,Е.А. Стребелева.– М.: 2003- 202с.

9.Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: методические рекомендации/Е.А.Екжакова. Е.А.Стребелева.-М.:Просвещение, 2009.-204с.

10.Екжанова,Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.

11.Жаренкова,Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР: Дефектология./Г.И.Жаренкова. М.: 1981.-206с.№ 2]. Стр 9

12. Баряева, Л.Б. Коррекционная психология. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью:Программа адресована работникам специализированных дошкольных образовательных учреждений: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям, специалистам дополнительного образования / А.П.Зарин, Н.ДСоколова,О.П Гаврилушкина.- СПб.: Издательство«СОЮЗ», 2003. — 320 с.

13.Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей: Детская психология / - М.: 1961.-190 с.

14.Казакова,Т.Г.Детское изобразительное творчество:пособие для рисования / М.: Карапуз– Дидактика, 2006.- 94 с

15.Козлова,С.А.Теория и методика ознакомления дошкольников с

16. Комарова, Т. C. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?: Дошкольное воспитание./ Т. C. Комарова - 2005. - №2,86 с.

17. Комарова, Т. С. Игра и изобразительное творчество: Дошкольное воспитание. / Т.С.Комарова. М.:- 2005.-90 с.

18.Кушнир,Г.В. Особенности занятий по изобразительной деятельности сдетьми с ЗПР:Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. / Г.В, Кушнир М.:- 2007.-98 с.

19.Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, Дементьева И.Ф. Издательство: ИЦ "Академия", 2003.-320 с. стр 7

20.Лебедева, Е.Н.Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. / Е.Н.лебедева.М.: - Классике Стиль, 2004. – 320 с.72 с-c тр12]

21. Марковская,И.Ф. Задержка психического развития:Клиническая и нейропсихологическая диагностика. / И.Ф. Марковская.- М.: Компенс - центр

22.Николаева,Е.И. Психология детского творчества: / Е.И.Николаева. СПб.:Речь, 2006. – 220с.

23.Мустаева,Л.Г.Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. / Л.Г. Мустаева.- М.:2005.-52 с.

24.Разумова, Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии: Коррекционная педагогика. / Г.В.Разумова.–М.: 2006. 90 с.

25.Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.

26.Тригер,Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развити: Детскому психологу. / Р.Д.Тригер.–СПб.:Питер,2008. — 192 с. Ил.

27.Швайко, Г.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов. Старшая группа Программа,конспекты. Учреждений. / Г.С. Швайко.– М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

28. Эльконин, Б. Д. Психология развития:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / Б.Д. Эльконин.— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.

29.Дунаева,З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. / З.М Дунаева. М.: Советский спорт, 2006.-144 с.

30.Барышева, Т.А Как воспитать в ребенке творческую личность / Барышева,Т.А, Шекалов В.А.- Ростов.:н/Д Феникс, 2004.-220с.

31.Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания / Т.А. Белопольская.-.М.,2002.-24с.

32. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

33. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / Галанов, А.С, Корнилова, С.Л. - М.: Сфера, 2002.-80с.

34. Галян Т.В. Я рисую человека и героев сказок (из серии «Веселые уроки Карандаша») / Т.В. Галян. - М.:БАО – Пресс, 2006. -16с.

35.Грибовская, А. А.Ознакомление дошкольников с графикой иживописью / А. А Грибовская.- М.: Педагогическое общество России, 2006г.-96с.

36.Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова.ред. Н. М. Назарова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 400 с.

37.Власова,Т.А.Дети с ЗПР: учебное пособие. /. под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1984. – 564 с..

38.Зайцева, Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития./ Е. И. Зайцева.— СПб.: Реноме, 2012. — 266 c.

39.Кумарина, Г.Ф. Дементьева И.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании:Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / Г.Ф Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, И.Ф. Дементьева.- Издательство: ИЦ "Академия", 2003.-320 с.

40.Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. / И.Ф. Марковская. -М.: Компенс - центр, 1993.-160 с.

41.Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. / Л.Г. Мустаева.- М.: 2005.-200 с.

42.НеменскаяЛА, Фомина Н.В., Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: 1991.- 185с.

43.Неменский.Б.М,Горяева Н.А,Питерских А.С, Изобразительное искусство. Рабочие программы: пособие для учителей общеобразовательных учереждений.-М.:Просвещение,2011.-129 с.

44.Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство / Е.А. Ермолинская, Ю.Н. Протопопов – М.: Вентана-Граф, 2009.-С-80.

45Стасевич В.Н., Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. М.:1984.-56.с

46.Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / / Школьные технологии. -1996. - N3.

47.Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство / Е.А. Ермолинская, Ю.Н. Протопопов – М.: Вентана-Граф, 2009.-80.с

48.Стасевич В.Н., Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. М.:1984.-56.с

49.Изобразительная деятельность как средство формирование социальных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Пеункова О.С. ФГБОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет» Череповец,2011 –Режим доступа:http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3469.pdf

Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.-Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/330343

50.Коррекционно-развивающая среда как средство социализации детей с отклонениями в развитии [V Всероссийская научно-практическая конференция.кафедра ] / специальной педагогики и медицинских основ дефектологии факультета психологии и дефектологии ФГОБУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» проводит V Всероссийскую студенческую научно-практическую конференцию «Коррекционно-развивающая среда как средство социализации детей с отклонениями в развитии» за счет средств проекта,2011-Режим доступа: http://labintegro.mordgpi.ruстатья

51.Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986.-304.с

52.Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979.-230.с

53.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Покровская.- М.: 2008.-350.с

54.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская, Л.В. Неретина. - М.: 2008.-100.с

55.Якимович А. О построении пространства в современной картине // Пространство картины / Сост. Н.С. Тамручи. М.: 1989. - 75.с

56.Ягодовская А. О пейзаже. Просвещение М.:1963.-288.


Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

 

 

Приложение 7

 


Приложение 8

 

 


Приложение 9

 

 


Приложение 10

 


Приложение 11


Приложение 12

Тема:Формы в пейзаже

Цель: Изображение форм пейзажа на основе геометрических фигур

Задачи:

Способствовать обучению составления природных форм (используя геометрические фигуры.)

Развивать воображение мышление при выполнения задания представление о предметах в пейзаже

Воспитывать аккуратность выполнения.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование:презентация, наглядный материал формы пейзажа выполненные на основе геометрических фигур.

План урока:

1.Орг.момент.

Сообщение новых знаний.

2.Беседа с учащимися выявление имеющихся знаний о пейзаже

а)Знакомство с понятием пейзаж.

Дать представление о Понятие форма. (беседа)

б)Знакомство с направлением кубизм

в)Обсуждение элементов природы на основе подготовленных фото работ.

г)повторение геометрических фигур в форме игры.(.составление элементов пейзажа используя геометрические фигуры.)

3.Объяснение выполнения задания

4.Практическая работа.

5.Подведение итогов.

 

Ход урока

1.Орг.момент.

Здравствуйте ребята. Тема урока"Формы в пейзаже"

Цель: Изображение форм пейзажа на основе геометрических фигур

Беседа с учащимися выявление имеющихся знаний о пейзаже.

Ребята,что вы пониманимаете под словом пейзаж? Что мы можем видеть в природе? Какие знаете времена года? А скажите от времени года может зависеть наш пейзаж?.

а)Знакомство с понятием пейзаж.

На сегодняшнем уроке речь пойдет о пейзаже.

«Если объектом внимания художника является дикая или преображенная человеком природа - перед нами пейзаж.

«Если видишь – на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш –

Обязательно картина

Называется …. ПЕЙЗАЖ».

Слово «пейзаж» французское, означает – «страна», «местность».

Пейзаж – один из любимейших жанров живописи. Что же такое пейзаж?

Пейзаж – очень древний изобразительный жанр. Известны пейзажи, созданные древними художниками на острове Крит в 15 – 16 веках

до нашей эры – им больше трех тысяч лет. В Китае художники писали на шелке картины, которые называли «шань-щуй» (горы-воды,

т.е.пейзаж). В России пейзаж как самостоятельный жанр появился в 18 веке, и по сей день интерес к нему не уменьшается. Если вы

в городе, в парке, на берегу моря увидели человека с этюдником (так называют походный ящичек, где хранятся все необходимые

художнику принадлежности), у вас есть счастливая возможность увидеть, как рождается пейзаж.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием форма.

Форма-(от латинского)-внешнее очертание, наражный вид, контуры предмета

б)Знакомство с направлением кубизм.

Давайте познакомимся с творчеством кубистов.

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами»

в)Обсуждение элементов природы на основе подготовленных фото работ.

скажите пожалуйста что изображенно на слайде. (горы,облака,,деревья,дома.)Давайте с вами проанализируем из каких фигур состоят горы?Облака?Деревья?Дома?

б)Повторение геометрических фигур в форме игры.(составление элементов пейзажа используя геометрические фигуры.)

Ребята какие вы знаете геометрические фигуры? Перечислите пожалуйста?(Ответы обучающихся).

Геометрические фигуры- круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапецию, параллелограмм.(иллюстративный ряд сопровождающийся презентацией)

Фигура — термин, формально применимый к произвольному множеству точек, которые ограничены конечным числом линий.

г)Сегодня мы с вами попробуем поиграть, каждый ряд это у нас команда. НА каждую часть доски прикреплены геометрические фигуры. Вам нужно составить предмет пейзажа.

Выполнение практического упражнение (.составление элементов пейзажа используя геометрические фигуры.)

3.Объяснение выполнения задания

Каждый из вас должен на листе бумаги выполнить изображение элементов природы используя геометрические фигуры при изображении.(технический рисунок, сопровождающийся объяснением на доске).

4.Практическая работа.

5.Подведение итогов.

Приложение 9

Тема: Осенний пейзаж.

Цель: Выполнение осеннего пейзажа с передачей настроения

Задачи

Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.

Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.

Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.

Структура занятия.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

3.Беседа на тему «Роль цвета в живописи»

4.Практическая работа.

5.Подведение итогов урока.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

- Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж.

- Что же такое пейзаж?

- С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?

3. Беседа на тему «Роль цвета в живописи» с использованием презентации «Осень в произведениях великих художников»

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.

 

- Почему так велика роль цвета в живописи?

- Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?

- Что такое колорит?

- Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа?

(желтые, золотистые, охристые, багряные….. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)

- Отчего зависит выбор цветовой гаммы?

Показ презентации «Осень в произведениях великих художников»

Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана “Золотая осень”, мы вспоминаем слова Пушкина

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье...

4.Практическая работа.

Учащимся предлагается задание на урок - выполнить пейзаж.

- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.

- Попробуйте показать это в своём рисунке

В течение самостоятельной работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.

5. Подведение итогов урока.

Выставление работ

Когда работы будут готовы, разложить их в два ряда — сделать две улицы (радость-грусть), «пройтись» по ним... Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж. Одни передали в рисунке радость, другие – грусть.


Приложение 13

Тема: Цвет. Основы цветоведения.

Цель: Познакомить учащихся с основами цветоведения, дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания.

Основные задачи урока:

1. Обучение основным и дополнительным цветам.

2. Развитие культуры зрительного восприятия.

3. Воспитание представлений о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека

Материалы: гуашь, кисти, бумага,файл

Зрительный ряд:презентация, работы в техники монотипия.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие.

Учитель.

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи какого цвета
Зима, весна, и лето?

Как выдумаете о чём мы сегодня будем говорить? О цвете, тайне цвета и какую роль он играет в нашей жизни.

Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.

Цветоведение – наука о цвете.

Ребята, видим ли мы в темноте цвета? Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Что такое цвет? Цвет-дитя света.

Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.

Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными. Смотри Приложение 1 Слайд 3

Цвета которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Проведя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположенный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового цвета Напротив оранжевого расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов которые называют дополнительными. (слайд 4)

Что такое насыщенность и светлота смотри (слайд 5)

Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов.(слайды 6-13)

Типы цветовых гармоний:

1. Двухцветная.

Диаметрально удалённая пара. контрастное сочетание. Цвета расположены друг против друга Жёлтый и фиолетовый.
Предельно удалённые пары.

2. Трёхцветная.

Классическая триада
Контрастная триада.
Аналогичная триада.

3. Четырёхцветная.

Четыре гармоничных цвета и т. д.

Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нём.

Психологическое воздействие цвета на человека.

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. См приложение (слайды 16)

Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов.Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме. (слайды 17-21)

Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам (Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

Искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений. Работая красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения.

Знание системы цветовых построений необходимо не только для успешной работы художника (слайды 17-21)

но и для успешной работы дизайнера интерьера и дизайнера одежды.

Вывод: Итак, мы выяснили, что цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие и люди научились пользоваться этим.

Практическая работа:

Выполнение монотипии используя в работе основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодных и тёплых цветов.

Итог урока: Домашнее задание учебные и игровые задания на понимание свойств цвета. Полезно выполнить задание на разные оттенки цвета.

Нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например синим и жёлтым, а клетки между ними закрасить разными оттенками, полученные путём смешивания заданных цветов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: