Образовательная область: « Познавательное развитие»

Основные цели и задачи: Развитие познавательно – исследовательской деятельности; приобщение к социокультурным ценностям; формирование целостной картины мира; ознакомление с миром природы; формирование элементарных математических представлений.

 

виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие»
интегрированная область содержание
  «Социально - коммуникативное развитие»   «Речевое развитие»   «Художественно-эстетическое развитие»   «Физическое развитие»       Приобщение к социокультурным ценностям; формирование представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Формирование представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. Закрепление основы безопасности жизнедеятельности человека. Формирование основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. - Развитие умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Свободное общение в процессе познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. Чтение художественной литературы для обогащения и закрепления содержания области «Познавательное развитие» - Приобщение к музыкальному и изобразительному искусству. Использование средств продуктивных видов деятельности для расширения содержания и закрепления результатов освоения области «Познавательное развитие»   - Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр.

Примерный перспективно-тематический план

по образовательной области: «Познавательное развитие»

Месяц Детские виды деятельности Тема
     
Сентябрь ° Игровая ° Двигательная ° Продуктивная ° Коммуникативная ° Музыкально-художественная ° Чтение художественной литературы Диагностика по образовательным областям
Познавательно-исследовательская «Овощи-фрукты»
Октябрь Познавательно-исследовательская «Лес. Грибы-ягоды»
Познавательно-исследовательская «Откуда пришел хлеб»
Познавательно-исследовательская «Деревья. Кустарники»
Познавательно-исследовательская «Перелетные птицы»
Познавательно-исследовательская   «Осень. Приметы осени»
Ноябрь Познавательно-исследовательская «День Народного единства»
Познавательно-исследовательская «Человек. Части тела»
Познавательно-исследовательская «Одежда»
Познавательно-исследовательская «Обувь. Головные уборы»
Декабрь Познавательно-исследовательская «Зима. Приметы зимы. Зимние виды спорта»
Познавательно-исследовательская «Зимующие птицы»
Познавательно-исследовательская «Театр. Музыкальные инструменты»
Познавательно-исследовательская «Здравствуй, Новый год!»
Январь ° Игровая ° Двигательная ° Продуктивная ° Коммуникативная ° Музыкально-художественная ° Чтение художественной литературы Зимние забавы История новогодних праздников
Познавательно-исследовательская «Домашние животные и их детёныши»
Познавательно-исследовательская «Домашние птицы и их птенцы»
Познавательно-исследовательская «Дикие животные наших лесов»
Февраль Познавательно-исследовательская «Животные холодных стран»
Познавательно-исследовательская «Животные жарких стран»
Познавательно-исследовательская «День защитника Отечества»
Познавательно-исследовательская «Профессии. Инструменты»
Март Познавательно-исследовательская «Семья. 8-е Марта»
Познавательно-исследовательская «Весна. Приметы весны»
Познавательно-исследовательская «Посуда. Продукты питания»
Познавательно-исследовательская «Мебель»
Апрель Познавательно-исследовательская «Дом. Электробытовая техника»
Познавательно-исследовательская «Космос. Временные представления»
Познавательно-исследовательская «Транспорт. ПДД»
Познавательно-исследовательская «Школа. Школьные принадлежности»
Познавательно-исследовательская     «Подводный мир»
Май Познавательно-исследовательская «Москва. День Победы»
Познавательно-исследовательская «Цветы»
Познавательно-исследовательская «Насекомые»
Познавательно-исследовательская «Мой город Санкт-Петербург»

Примерный перспективно-тематический план по образовательной области:

«Познавательное развитие»

(ознакомление детей с предметным и социальным миром)

Лет

Месяц Тема Содержание
1. 2. 3.
Сентябрь «Мой любимый детский сад» Ознакомление с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада.
Октябрь «Я- человек» «Мальчики и девочки»   Народные праздники на Руси «Осенины»   «Отзернадокаравая» Формирование представлений о себе, как человеке, о семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве. Ознакомление с народным календарем, обычаями и традициями осенней поры. («Праздник урожая», «Осенняя ярмарка») Расширение знаний об уборке урожая. Формирование представлений о том, люди каких профессий выращивают и выпекают хлеб.
Ноябрь «День Народного Единства»     «Наша одежда» «Обувь» «Головные уборы» «В какой одежде ходили прежде» Формирование представлений о родной стране, о государственных праздниках, ознакомление с историей России. Формирование представлений о том, что Россия – огромная многонациональная страна. Москва-главный город, столица нашей Родины. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Формирование представлений о сезонной одежде, о профессиях по изготовлению тканей, пошиву одежды, обуви, головных уборов. Ознакомление с историейодежды.
Декабрь Зимние виды спорта   «Театр. Музыкальные инструменты»     «Новыйгод» Расширение представлений о зимних видах спорта. Формирование представлений о театре, как виде искусства. О профессиях людей работающих в театре. Ознакомление с музыкальными инструментами. Формирование понятия оркестр.   Ознакомление с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.
Январь «Народные праздники на Руси. Рождество» Расширение представлений о народных русских праздниках. Воспитание интереса к истории России.
Февраль «День защитника Отечества»   «Все работы хороши» Формирование представлений о Российской армии, о родах войск, военных профессиях, о государственных праздниках страны. Расширение представлений о людях разных профессий, о значении их труда для общества, всей страны. Воспитаниеуважения к трудувзрослых.
Март «Моя семья»   «Праздник 8-е Марта»     «Народные праздники на Руси. Масленица»   «Посуда»   «Мебель»   Формирование представлений о составе семьи, её родословной, семейных традициях, родственных отношениях. Воспитание любви и уважения к членам своей семьи. Развитие положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке и проведении. Расширение представлений о родной стране, о государственных праздниках. Расширение представлений о русских народных праздниках. Воспитание интереса к истории России. Расширение представлений о разновидностях посуды (столовая, чайная, кухонная), её назначении, качествах и свойствах материалов для изготовления посуды(пластмасса, стекло, керамика, металл). Ознакомление с русскими народными промыслами («Гжельская керамика», «Золотая хохлома») Формирование представлений о предметах мебели, её назначении, понятии «интерьер». Ознакомление с историейсозданияпредметовмебели.  
Апрель «Дом электробытовые приборы»   «Транспорт»     «Покорение космоса»   «Скоро в школу!» Расширение представлений о предметах облегчающих жизнь человека в быту, создающих комфорт и уют в доме. Формирование представлений о видах транспорта (наземный, водный, воздушный). Ознакомление с историей развития транспорта, профессиями людей, управляющих транспортом. Формирование представлений о космосе, космическом пространстве, Солнечной системе, освоении космоса. Расширение знаний о первом полёте в космос Ю.А. Гагарина, о почётной, трудной и опасной профессии космонавта. Формирование представления о школе, о профессиях людей работающих в школе, о школьных принадлежностях.Воспитание желания учиться в школе.
Май «Москва – столица России»     «День Победы»   «Мой город – Санкт-Петербург»   «Наша родина – Россия»   Расширение представлений о Москве – главном городе нашей страны. Ознакомление с историей Московского кремля, основными достопримечательностями Москвы. Закрепление знаний о том, как русские люди защищали свою страну в годы Великой Отечественной войны, и как народ чтит память павших за свободу своей родины. Воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Формирование представлений о Санкт-Петербурге, как об одном из красивейших городов мира. Ознакомление с историей возникновения города на Неве, основными достопримечательностями и символами Санкт-Петербурга. Формирование интереса к «малой Родине» Расширение представлений о родной стране, её традициях, культуре. Формирование представлений о том, что Россия – огромная многонациональная страна. Ознакомление с государственными символами нашей страны.

Примерный перспективно-тематический план занятий по образовательной области: «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы)

Основные задачи: Ознакомление с природой и природными явлениями. Формирование экологических представлений. Ознакомление с многообразием растительного и животного мира. Воспитание любви к природе, желания беречь её.

 

Месяц Тема Содержание
Сентябрь-Октябрь    
«Дары осени»     «Откуда хлеб пришел» Формирование понятий «Сад», «Огород». Расширение знаний о характерных свойствах овощей и фруктов, их пользе для здоровья. Формирование понятия «Поле». Расширение знаний о зерновых культурах, о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
«Лес. Деревья. Кустарники» Формирование понятия «Лес». Расширение знаний о деревьях леса, кустарниках, их названиях, отличительных особенностях, красоте и пользе.
«Дары леса»   «Осень. Приметы осени» Формирование представлений о грибах, как особом виде растений выделяя группы съедобных и несъедобных грибов. Расширение знаний о лесных ягодах, их пользе для здоровья. Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках осени, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Ознакомление с народным календарём, обычаями и традициями осенней поры (Праздник урожая, осенние ярмарки)
Ноябрь – Декабрь «Человек и природа» Формирование представлений о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
«Наши пернатые друзья» Ознакомление с многообразием диких птиц, их характерными признаками и особенностями. Расширение представлений о перелётных и зимующих птицах.
«Зима. Приметы зимы» Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимы, о зимних видах спорта. Ознакомление с народными приметами зимы.
Январь – Февраль «Домашние животные» «Домашние птицы» Расширение и закрепление знаний о домашних животных и птицах, их значении и пользе для человека.
«Дикие животные наших лесов» «Животные холодных стран» «Животные жарких стран» Расширение представлений о диких животных различных климатических зон, их повадках, особенностях внешнего вида, взаимосвязи со средой обитания, их уникальности. Формирование понятий «Заповедник», «Красная книга»
Март «Весна. Приметы весны» Формирование обобщённых представлений о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны.
Апрель «Космос» Формирование представлений о солнце как источнике тепла и света; о Земле как планете жизни; о планетах Солнечной системы; об освоении космоса.
«Вода. Обитатели рек, морей, океанов» Расширение и закрепление знаний о значении воды в жизни человека и всего живого. Формирование представлений о природных водоёмах, обитателях подводного мира, их характерных признаках и особенностях.
   
Май «Цветы» «Зелёная аптека»     «Эти удивительные насекомые» Расширение представлений о растениях луга, садовых цветах, лекарственных растениях. Формирование умений находить связи в природе.Расширение знаний о Красной книге растений. Ознакомление с многообразием насекомых, их характерными признаками и особенностями. Расширение знаний о закономерных связях в природе, роли насекомых в этом процессе.
«Здравствуй, лето!» Закрепление знаний о временах года. Расширение представлений о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений.

Наблюдение в природе

Цели: Расширение и уточнение знаний детей о природе. Закрепление умений вести наблюдения в живой и неживой природе.

месяц Наблюдения
Живая природа Неживая природа
  За многообразием листьев, цветов Нахождение примет осени в природе
сентябрь За насекомыми За погодой
Отлетом насекомоядных птиц За туманом
вороной За небом, солнцем, облаками,
Дождевым червем За ветром, дождем.
Рассматриваем цветочные семена, Долготой дня
деревья и кустарники  
Октябрь За листопадом на участке, За облачностью,
птицами Осадками, пасмурной погодой,
Нахождение примет осени Одеждой детей и взрослых
Рассматривание деревьев, кустарников, листьев на земле. Изменением температуры воздуха
Ноябрь Наблюдение за птицами, живущими в городе: Первыми заморозками, погодой, тучами, облаками; первым снегом;
голубями, воронами, воробьями, синичками Развешивание кормушек.
Декабрь Рассматривание деревьев и кустарников За ветром, солнцем, снегом; За работой дворника
За птицами у кормушки Долготой дня
Нахождение примет зимы Рассматривание снежинок, следов птиц на снегу
Январь За поведением птиц За ночным небом, за Луной и звездами,
  За снегопадом, метелью
За красотой зимнего пейзажа За сугробами на участке,
За растениями зимой За следами на снегу
  За работой дворника в гололед
Февраль За зимующими птицами у кормушки, За увеличением продолжительности дня; за образованием сосулек; за снегом на ветках; за оттепелью
Рассматривание травянистых растений под снегом За снеговиком Рассматривание следов птиц
Март за весенней природой За капелью, лужами, таянием снега и льда, ветром, облачностью
За повадками птиц(воробья и вороны) за работой дворника изменением в одежде людей
Рассматривание почек на деревьях и кустах, подтаявшего снега, хрупкого льда За первым весенним дождем; Кучевыми облаками
Апрель За весенними изменениями: За весенними изменениями в неживой природе:
Появлением насекомых, солнцем, ветром, дождем;
Травой на проталинах, За красотой весенней природы
За полетом птиц Рассматривание перистых облаков
Рассматривание насекомых  
Май Наблюдения за птицами, за насекомым (муравьями, бабочками, жучками) Наблюдения за грозой, солнцем, Облаками; За одеждой людей
За первоцветами За красотой цветущей весны

Примерный перспективно-тематический план по образовательной области

«Познавательное развитие»
(Формирование элементарных математических представлений)
Основные задачи
: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Месяц Детские виды деятельности Тема Старший дошкольный возраст 6-7 лет Рекомендуемые дидактические игры
Сентябрь Коммуникативная, познавательно- исследовательская Диагностика Повторение материала старшей группы «Кто первый» «Какое число пропущено» «Что звучит» «Чудесный мешочек» «Когда это бывает»
Октябрь Коммуникативная, познавательно- исследовательская Ориентировка в окружающем пространстве Порядковый счет в пределах 10 Состав чисел 5-10 из единиц Цифры 1-9     Палочки Кюизенера (сравнение предметов по длине) Геометрические фигуры (группировка по форме и цвету) Формирование представлений о неделе Состав числа 3, из двух меньших Ориентировка на листе бумаги «Кто за кем», «Что где?», «Наоборот» «Считай дальше» «Составь число» «Какойцифры не стало?», «Покажи цифру» «Найди такую же»   «Каждой фигуре свой домик» «Живая неделя», «Что не так» «Составь число» «Расставь фигуры правильно»
Ноябрь Коммуникативная, познавательно- исследовательская Прямой и обратный счет в пределах 10 Измерение длины с помощью условной мерки Составление геометрических фигур из палочек, многоугольники Состав чисел (4-10) из двух меньших Образование чисел второго десятка в пределах 15 Счет прямой и обратный до 15 Моделирование предметов из геометрических фигур «Кто знает, пусть дальше считает» «Найди одинаковые по длине» «Составь фигуру» «Разрезные геометрические фигуры» «Составь число» «Числовые домики»   «Веселый счет» «Конструктор»
Декабрь Коммуникативная, познавательно- исследовательская Образование чисел второго десятка в пределах 20 Счет прямой и обратный до 20 Формирование представлений о многоугольнике (пятиугольник, шестиугольник) Формирование представлений о годе   Сравнение смежных чисел   Дни недели     «Считай дальше» «Исправь ошибку»   «Геометрическое лото»   «Когда это бывает» «Соберем год»   «Каких предметов больше? (меньше)» «Сделай поровну» «Неделя, стройся!», «Назови соседей»
Январь Коммуникативная, познавательно- исследовательская Счет в пределах 20 Знакомство со знаком сложения «+» (плюс) Решение примеров на сложение Знакомство с простой арифметической задачей на нахождение суммы Знакомство со знаком вычитания «-» (минус) Решение задач на сложение и вычитание Измерение сыпучих материалов «Кто знает, пусть дальше считает», «Найди ошибку»   «Реши правильно»
Февраль Коммуникативная, познавательно- исследовательская Счет до 20 Определение отношений между смежными числами     Геометрические фигуры Часы Состав числа Части суток «Назови число» «Что не так» «Что больше (меньше)» «Что изменилось» «Составь фигуру» «Который час» «Числовые домики» «Распорядок дня»
Март Коммуникативная, познавательно-исследовательская Соотношение цифры и количества предметов Деление целого предмета на части Составление и решение задач Закрепление представлений о неделе   Работа с планом (картой) «Разложи цифры»   «Разделим яблоко»   «Решаем примеры» «Придумай задачку «Вчера, сегодня, завтра» «Карта путешествий» «Найди игрушку»
Апрель       Коммуникативная, познавательно- исследовательская   Измерение объёма с помощью условной мерки Прямой и обратный счет Состав числа Знакомство с монетами Времена года Решение задач на сложение и вычитание «Кто знает, пусть дальше считает» «Исправь ошибку» «Числовые домики» «Магазин» «Круглый год» «Придумай и реши задачку»
    Май     Коммуникативная, познавательно- исследовательская   Отрезок. Измерение отрезка с помощью линейки Закрепление знаний по всем темам Диагностика   «Что больше» «Веселый счет» «Назови соседей» «Расставь знаки правильно» «Собери фигуру из частей» «Когда это бывает» «Где находится предмет» «Какой фигуры не хватает» «Придумай и реши задачку»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: