Древнейшие сюжеты и образы

 

Характер древних волшебных сюжетов, восходящих к далеким историческим временам, выясняется из анализа известной и весьма распространенной сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Марья-царевна сама птица и повелевает лесными и полевыми птицами.

Из сказки известно, что Марье не составляет труда добыть козу - золотые рога: гуляет коза в заповедных лесах, сама песни поет, сама сказки сказывает.

По характеру фантастики к этой сказке примыкает и волшебное повествование о Василисе Премудрой, и сказка о царевне-лягушке. Василиса Премудрая тоже владеет умением оборачиваться в птиц. И она становится женой простого смертного. И она творит чудеса, делая человека необыкновенно сильным и могучим. Под стать ей царевна-лягушка: все покорно ей.

В сказке о Хаврошечке такой помощницей становится корова, а в сказке о Сивке-бурке – чудесный конь, который и в других сказках оказывает незаменимую помощь герою. Всем своим счастьем Иван обязан чудесному коню. Конем одарил своего сына отец. Сивка-бурка – поэтически осмысленный образ, он возник в волшебной сказке на основе представлений людей древних времен. Отец говорит коню, передавая его сыну: «Ты, конь, служи ему, как мне служил». Эти слова ставят в прямую связь представления о семейном предке и поверья о покровительствах и заботах, оказываемых предками семейному хозяйству.

Редкая волшебная сказка обходится без рассказа о зловещей старухе, Бабе-Яге, которая, однако, оказывается весьма внимательной и заботливой к герою.

Припомним, какими чертами и какой ролью наделена Яга. Она живет в дремучем лесу в диковинной избушке на курьих ножках. По чудесному заклятью: «Стань к лесу задом, а ко мне передом», избушка поворачивается к герою, и он входит в это странное жилище. Баба Яга встречает смельчака неизменным традиционным ворчанием и пофыркиванием: «Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Помимо всего прочего, Яга - повелительница зверей. Все они у нее в подчинении. «Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом – и вдруг, откуда только взялись – набежали всякие звери, налетели всякие птицы». Верно служат Бабе-Яге серые волки, гуси-лебеди, рыбы и гады.

Неустрашимый воитель и герой Иван получает от старухи клубок, который катится и ведет к цели. Старуха дарит ему чудесного коня, на котором он в мгновение ока покрывает тысячеверстные расстояния и достигает незнаемого и неведомого тридевятого царства. За предметами, которые дарит Яга, и за ее советами, как вести себя герою, стоит авторитет древней обрядовой магии, прибегая к помощи которой человек хотел быть сильным и могучим.

В других сказках Яга наделена чертами людоедки, похитительницы детей («Терешечка», «Гуси-лебеди»), чертами злой и коварной воительницы, беспощадной к своим жертвам. Эта новая роль Бабы Яги – результат переосмысления образа после социальных изменений в обществе, сопровождавшихся разложением родового строя. Позднее образ Бабы Яги оброс чертами средневековых ведьм. Такую Бабу Ягу знают из поздних сказок. В них, как правило, происходит наказание и расправа с Ягой.

Сказки о Бабе Яге позволяют судить и о географии волшебной сказки с ее тридевятым государством. Изба Яги стоит на лесной опушке, а дальше для героя никакого хода нет – одна кромешная тьма, ничего не видно. Сколько удальцов гибло там!

В царстве мертвых все необычно. Правят царством страшные чудовища. Герой встречает змеев о многих головах. Многоголовое страшилище, змей – огненное крылатое существо. Когда он летит, над землей поднимается сильная буря. Гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется.

Образ змея сопрягается и с водой. Поднимается змей из вод, говорится в сказке, «море взболталось, море всколыхалось – лезет чудо-юдо, мосальская губа». Может обитать он и в горах, это – про него говорят: «Змей как будто означает «живущий в горах». Да и в сказке говорится: «Едут год, едут два, проехали три царства – виднеются горы высокие, между гор степи песчаные, то земля змея лютого». Противоречивые указания на место пребывания змея возникли в результате позднего переосмысления образа. За змеем закрепилось и слово Горыныч. Горыныч могло означать и огонь, возникший в результате грозового удара в лесное дерево.

Если змей – огонь, то нетрудно понять, почему сказочный змей наделяется множеством голов: это многочисленные огненные языки. На месте срубленных голов вырастает множество других. Герой только тогда побеждает огонь, когда тушит все огни сразу. Соединение понятий о змее и огне – Змей Горыныч – могло возникнуть на основе общего признака: при змеином укусе человек чувствовал острое жжение, сходное с ощущением ожога. Кроме того, огонь ползет по земле – этого было вполне достаточно первобытному человеку, чтобы объяснить сложнейшее физическое явление природы невольным уподоблением его живому существу. В сказках змей постоянно выступает в роли поглотителя. Когда он встречается с героем, он прямо заявляет ему: «Прощайся теперь с белым светом да полезай скорее сам в мою глотку – тебе же легче будет!» Змей грозится съесть героя с костями. Такой образ сказочного змея вполне понятен: огонь сожжет, не оставит костей. Незадолго до встречи со змеем-огнем человека клонит ко сну. Это соотносится с целесообразным бытовым запретом спать у огня-змея. Змей коварен. Огонь греет, клонит усталого человека ко сну. Если не уследишь за огнем, это приведет к беде.

Сказочный Кощей – безобразный старик, коварный убийца, скряга, стяжатель, жестокий губитель. По сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: его смерть скрыта в яйце, а яйцо на дубе, а дуб на острове, а остров – в безбрежном море. В яйце как бы материализовано начало жизни. Через яйцо птица размножается. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни.

Сказочники неизменно позволяют героям торжествовать над силами зла.

Раньше волшебное повествование воспроизводило в мифологических формах борьбу людей с силами природы. Теперь противниками человека стали социальные силы угнетения. Изменился и образ сказочных чудовищ. Характерной чертой Кощея, Змея Горыныча, ведьмы является ничем не прикрытый и не скрываемый эгоизм, жажда обогащения, власти. Заставив бороться древних мифических покровителей с реальными носителями социальной неправды, сказка утрачивала черты мифологического рассказа. Темы, идеи, образы были переработаны заново. Сказка сложилась в особый вид народного искусства слова.

Бытовые сказки - передают свой, особый взгляд на человека и на окружающий его мир. В основе лежат не чудеса, а действительность. (События же невероятны: ночью царь вместе с вором идет обкрадывать банк; поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка).

Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Помогает счастливое стечение обстоятельств. Помогает смекалка, и изворотливость, иногда плутовство.

Русский фольклор изобилует бытовыми сказками.

Есть и другое, более точное название бытовых сказок - новеллистическая сказка. Это название указывает на близость бытовых сказок новелле, литературному жанру, возникшему в европейских литературах в эпоху средневековья.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Новеллаэто короткий рассказ о занимательном и необычном бытовом происшествии.

Новеллистическая сказка характеризуется тем, что показывает «алогизм обычного», вскрывает внутреннюю ложь, указывает на несоответствие действительности нормам здравого смысла.

Наиболее распространенный вид сказок-новелл – разнообразные сказки о супружеской верности и неверности, о женитьбе героев и выходе героинь замуж, об исправлении строптивых жен, о неумелых стряпухах, ленивых хозяйках.

«Сказка о злой жене»: Собирался мужик в поле, говорит жене: «Не пеки блинов». А жена говорит: «Вот – таки напеку!» «Если напекешь, так в поле не носи». «Вот – таки напеку и понесу!» - «А понесешь, так через мост не ходи». «Вот пойду, так пойду!» - «А пойдешь, так каменьев за пазуху не клади». «Вот накладу, так накладу!» «А накладешь, так с моста в воду не сигай». «Вот сигну, так сигну!» «Если прыгнешь, так чертей не пужай». – «Вот распужаю, так распужаю!»… Едет мужик с поля, выскочил чертенок и кричит ему: «Дядюшка, возьми свою жену, а то нам от нее в воде нет!» - «Не надо мне ее».

Споря с мужем из-за пустяка, жена дает себя похоронить, но не соглашается с ним. Муж говорит, что поле кошено, а жена – что оно стрижено. Упрямая жена падает в реку и тонет. Муж ищет ее, идя вверх по течению, так как при жизни она делала все наперекор («Жена-спорщица»).

Жена посылает мужа в город за лекарством, а сама тем временем веселится с любовником. Встречные люди уговаривают мужа вернуться домой и прячут его в мешок. Они приносят мешок в его дом. Сидя в мешке, муж видит проделки жены, выскакивает из мешка и «вылечивает» ее дубинкой («Гость Терентий»)

Ненормальное явление жизни, возникшее в условиях, когда люди не свободны в своих чувствах и прибегают к обману, высмеяно в живо представленных сценах.

К типичным новеллистическим сказкам относятся истории об одураченном барине, о барыне, обманутой хитрым крестьянином, о богатом хозяине, нанявшем работника, а также сказки об отношении богатых, господ и бедняков, крепостных. Сказка не ведает жалости к барину. Сказки наказывают барина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Барин поддерживает сосну, чтоб сосна наземь не упала («Барин и мужик»). Барин стережет под шляпой мнимого сокола, барин высиживает лошадей из тыкв, барин покупает козу, умеющую ловить волков, барин верит, что отелился, барин лает на волков собакой. Под стать барину и барыня («Барыня и цыплятки»). Одна из ранних тем новеллистической сказки – осуждение духовенства. Сказки, в которых служители культа были охарактеризованы как сословие невежественных, лицемерных господних слуг стали передаваться из столетия в столетие. В сказках поп выглядит жадным и завистливым. Нарушает евангельские заповеди: «Не лжесвидетельствуй», «Не укради», «Не убий» («Попов работник», «Отец Пахом»).

К сказкам-новеллам относятся также сказки о ловких ворах и хитром, смекалистом солдате.

Вор привлек внимание народа только некоторыми чертами. Во-первых, он грабит только богатых и тем самым как бы мстит сильным мира сего за народные обиды, во-вторых, он порвал те социальные связи, которые крепко держат крестьянина, ремесленника-горожанина. Причины, по которым солдат стал излюбленным героем сказок, особенные. Как бывалый и видавший виды человек, солдат свободен от многих предрассудков, присущих крестьянам. Слава много видевшего и, следовательно, много знающего человека позволяет солдату обмануть старуху обещанием сварить суп из топора. Как знать, может быть, служивый знает такое, что старухе невдомек? Солдат, остановившись на ночлег у старухи, рассказывает, что был на том свете и видел старухиного сына. Пасет покойник гусей, а кругом – крапива. Старуха дает солдату новые сапоги: пусть сын обуется! Солдат побеждает нечисть, чертей и смерть.

Юмор и выдумка в сказке-новелле подчеркивает алогизм общественных и бытовых отношений и направлены против социальной неправды и зла.

 

Итак, сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение. Способствуют этому и широко известные иллюстрации к русским народным сказкам. Сказочные образы вдохновляли таких крупных живописцев, как В. Васнецов, М. Врубель, графиков И. Билибина, Е. Поленову. Классические и современные издания русских народных сказок украшают работы талантливых художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, Е. Рачева, Т. Мавриной и многих других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: