Антуан де Сент-Экзюпери

(1900-1944)

 

Уже в первом романе Сент-Экзюпери («Южный почтовый») есть противопоставление миру взрослых волшебной страны детства, где «прекрасно все». Мотив этот звучит и в письмах писателя, и в его заметках, и в последующих произведениях. В литературу для детства и юношества Антуан де Сент-Экзюпери вошел своей сказочной повестью «Маленький принц».

За время своего путешествия Маленький принц познакомился с разными взрослыми – с Королем, Бизнесменом, Пьяницей, Географом, Фонарщиком – и все они, кроме Фонарщика, заняты собой, заняты бессмысленными эгоистическими играми, не подозревая, что суть жизни открывается только зрячему сердцу.

«Маленький принц» был написан автором в 1943 году. Сказочными подробностями повесть начинает обрастать тогда, когда Сент-Экзюпери рассказывает о реальном событии в своей жизни - вынужденной посадке самолета в пустыне Сахаре. Маленький принц, разбудивший пилота на рассвете, сразу же находит с ним общий язык. Планета его - как маленький уютный домик, по утрам он греет себе завтрак на ее вулканах.

Маленький принц встречает на своем пути Лиса. Эта встреча очень важна. «Мой Лис, - говорит Маленький принц, - ничем не отличается от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете». «Надо быть всегда в ответе за тех, кого приручил», - напоминает малышу Лис. И раскрывает свой главный секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Потребность в общении, в сопереживании, любви, защите свойственна и детям, и взрослым, только дети своей наивностью и простодушием скорее могут напомнить забывчивым взрослым эти вечные и непреходящие ценности. Сказочный образ колодца, который потерпевший аварию пилот и Маленький принц находят в пустыне, символизирует эту обретенную истину: «Искать надо сердцем». Таковы главные уроки этой книги.

Сказка Сент-Экзюпери – напоминание, призыв к зоркости, трезвости, мужеству, которые требуют от человека постоянных каждодневных усилий.

«Быть в ответе за все».

«Умирают только за то, ради чего стоит жить».

«Работа - только ради материальных благ - духовная тюрьма».

«Не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Если сердце открылось любви - вся Вселенная исполнилась смысла.

 

ДЖАННИ РОДАРИ

(1920-1980)

Имя этого итальянского писателя вряд ли нуждается в комментариях. Для нескольких поколений читателей разных стран книги его стали одним из первых учебников, одним из первых приобщений к миру взрослых.

Со страниц «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы», «Джельсомино в Стране Лжецов» в нашу жизнь шагнули веселые и смелые друзья, которые не оставят в беде, научат верной дружбе, честности, бескорыстию.

Джанни Родари очень любил детей и город со всеми его древностями. Дома у писателя - сказочника стены от пола до потолка сплошь были увешаны рисунками детей. Уж очень радовался он неистощимому воображению юных художников. Джанни Родари был школьным учителем. В годы второй мировой войны он - активный участник сопротивления. В детскую литературу пришел через журналистику. В газете «Унита» создал «Уголок для малышей». В этой рубрике появлялись веселые стихи о жизни детей, об их заботах и мечтах. Форма многих его стихов почерпнута из итальянского фольклора. Это так называемые филастрокке - «чепушинки». Первая книжка так и называлась «Книжка филастрокке». Затем последовали другие.

Герои стихотворений Родари - дети, живущие в хижинах и подвалах. Задорный юмор сменяется скорбными нотами, когда в мир светлых представлений ребенка вторгаются картины несправедливости, страдания, насилия.

Одно из самых известных произведений Родари - «Приключение Чипполино».

Это не только мудрая и поучительная сказка, но это и опыт иронического объяснения ботаники. Почему заведено так, что титулы баронов, графов отданы апельсину и мандарину, лимону и вишням?

В этой сказке людей нет. Животные наделены чертами именно животного (пес Мастино, Волки, Крот). А вот под масками овощей и фруктов скрываются человеческие лица и характеры.

ПОМИДОР - вероломный толстяк; жадный, девочке земляничке дарит бумажку от конфет. Смертельный враг Чиполлино.

ВИШЕНКА - застенчивый, но в решающую минуту действует смело и безоглядки.

ТЫКВА - всю жизнь работал и только вздохи копил. Построил маленький домик, куда сам едва - едва помещается.

Как у Тыквы - старика

В кухне правая рука,

В спальне левая рука.

Если ноги

На пороге,

Нос - В окошке чердака.

ПРИНЦ ЛИМОН - надменный, очень не любил, когда ему на глаза попадались бедняки. Это вредно отражалось на желудке и печени его высочества.

ЛИМОНЧИКИ - одеты во все желтое и с золотыми колокольчиками на шапках. Колокольчики звенели не переставая, получалась великолепная музыка. Каждый имеет подзорную трубу, которой пользовались для наблюдения за возмутителями спокойствия.

СИНЬОР ПЕТРУШКА - скучный наставник и воспитатель Вишенки, лишен всякого дара фантазии. Усердно пичкает Вишенку унылыми, готовыми рецептами. Разрешается самая малость, а запрещается почти все: в парке у бассейна запрещалось разговаривать с золотыми рыбками, на клумбе запрещалось трогать цветы... Нарушитель рисковал остаться без сладкого. Но дети ведут себя отнюдь не по правилам синьора Петрушки, а им вопреки.

СИНЬОР ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОШЕК - адвокат, подхалим. Ему Помидор нагло заявляет: «Если ты адвокат - стало быть, я прав».

ЧИППОЛИНО - отважный мальчик - луковка. Образ Чиполлино – в большей степени новый вариант Пиноккио, прославленного героя К.Коллоди. Он такой же непосредственный, трогательный, добродушный, непоседливый, но при этом совсем не капризный, ничуть не своевольный и гораздо менее доверчивый. Он никогда никого не обманывает, твердо держит свое слово и всегда выступает защитником слабых.

Чиполлино выглядит почти совсем так, как и все мальчишки. Только голова у него имеет форму луковички с проросшими зелеными стрелками вместо волос. Смотрится это весьма симпатично, но плохо приходится тем, кто хочет потаскать Чиполлино за его зелененький чуб. Из их глаз сразу начинают бежать потоки слез. Сам же Чипполино заплакал за время действия повести только однажды: когда солдаты Лимончики арестовали папу Чипполино. «Назад, глупая!» - приказал Чиполлино слезе, и та уже больше никогда не показывалась.

Чиполлино не побоялся грозного кавалера Помидора и смело вступился за обиженного им кума Тыкву; он ловко усыпил пса Мастино, чтобы кум Тыква мог забрать свой домик. Чиполлино отважен и умеет приобретать друзей. Злобному Помидору удается засадить малыша в тюрьму, но благодаря своему умению дружить Чиполлино не только сам выбирается на волю, но и спасает безвинно томящихся там, в том числе и своего отца.

Грозный кавалер Помидор проиграл маленькому смельчаку, благодаря ему графини Вишни сбежали из своего дворца, барон Апельсин пошел «на вокзал таскать чемоданы», а замок графинь превратился в дворец детей.

Образ Чиполлино, несмотря на видимую сказочность, очень правдив. Все поступки и реакции героя психологически достоверны. Перед нами живой мальчик из простой семьи, наделенный самыми лучшими из человеческих качеств. Но одновременно это образ - символ мальчишеской отваги, детской дружбы и преданности.

Все приключения и чувства положительных героев направлены к одной цели - к установлению справедливости. В конце сказки это и происходит. Но, как часто повторял старый Чиполлоне своему сыну Чиполлино, «не забывай, дружок, негодяев на свете много, и те, кого вы выгнали, могут еще вернуться...» Широкой популярности сказки в нашей стране способствовал великолепный ее перевод на русский язык С. Маршака.

К.И. ЧУКОВСКИЙ

(1882-1869)

 

Корней Иванович Чуковский создал классические произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.)

Однажды, когда Чуковскому пришлось везти больного сына с дачи в город, а мальчик плакал и стонал, чтобы отвлечь его, отец начал рассказывать ему сказку. Под мерный стук бегущего поезда, сами собой у него рождались стихи:

 

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил...

 

Нельзя было останавливаться ни на минуту, и Чуковский продолжал и продолжал, чтобы ребенок снова не застонал от боли. Так родился знаменитый «Крокодил» - первая поэтическая сказка Чуковского. А за нею следом «Краденое солнце», «Тараканище», «Муха-Цокотуха». В каждой из них Чуковский рассказывал удивительную и увлекательную историю.

Пока не приключилась беда в «Тараканище», такая развеселая жизнь царила на свете. Зверята так расшалились, что медвежата уселись на велосипед, львята в автомобиль - и все друг за другом мчатся кто на чем. Комарики - на воздушном шарике, зайчики в трамвайчике... Всем весело. «Едут и смеются, пряники жуют».

Только жестокий, наглый хулиган мог разрушить этот веселый, праздничный мир.

 

Вдруг из подворотни

Страшный великан, ­-

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Его появление было столь неожиданным, что в их глазах он превратился в Тараканище.

 

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит.

«Погодите, не спешите, ­

Я вас мигом проглочу! ­–

Проглочу, проглочу, не помилую!

 

От этих хвастливых угроз на зверей напал панический страх: слоны, быки и носороги «по лесам, по полям разбежалися, тараканьих усов испугалися». И как не пытался уговорить, усовестить их гиппопотам, как не призывал выйти и сразиться с врагом, зубастые, клыкастые звери «сидят и дрожат под кусточком, за болотными прячутся кочками. Только и слышно как зубы стучат, только и видно, как уши дрожат».

Аналогичный прием использовал Чуковский и в «Мухе - Цокотухе». Беде предшествует радость:

 

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

 

Решила она своей радостью поделиться с соседями, всех пригласила в гости, чтобы угостить чаем из нового самовара.

 

Тараканы

Прибегали

Все стаканы

Выпивали,

А букашки

По три чашки

С молоком и крендельком.

 

В этот самый миг и появился страшный паук - «хочет бедную убить, Цокотуху погубить!» Криком кричит Муха, взывает о помощи, но все гости «по углам, по щелям разбежалися», и «никто даже с места не сдвинется».

А кузнечик, а кузнечик,

Ну совсем, как человечек, ­

Скок, скок, скок, скок,

За кусток, под мосток,

И молчок!

 

Но поэтические сказки Чуковского ­сказки героические. В самый опасный момент в них появляется спаситель-герой. Ведь храбрость для ребенка ­- абсолютная ценность. Герой тот, кто защищает обиженных, заступается за слабых. Он освободитель! Часто им оказывается тот, от кого меньше всего можно было ожидать «геройства» - маленький и слабый. В «Тараканище» - Воробей, в «Мухе - Цокотухе» - Комарик.

 

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик...

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скаку

Голову срубает!

 

Прилетев издалека, маленький воробей «взял и клюнул Таракана, вот и нету великана». Маленький против всеобщей опасности.

И эта позиция близка ребенку.

С особым вниманием исследовал Чуковский связи, которые существуют между детскими стихами и игрой. Финалы его поэтических сказок - радостные детские игры. В них включаются все сказочные герои, чтобы воплотить и укрепить веру ребенка в то, что жизнь создана для радости.

Всеобщим танцем заканчивается «Муха - Цокотуха»: «Будет, будет мошкара веселиться до утра». В «Тараканище» все прославляют Воробья.

 

 

С.Я. МАРШАК

(1887-1964)

Самуил Яковлевич Маршак оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы и др. При этом главным делом его жизни оставалась детская литература.

Бродят по сказкам разных народов схожие сюжеты. Среди них есть «история про теремок». У одного народа таким теремком становится рукавица, у другого - горшок, у третьего - лошадиная голова. Ведь совсем не важно где будут жить облюбовавшие их звери, главное, что они собираются жить там вместе. И ласковое название «теремок» обретает и потерянная кем-то рукавица, и упавший с воза горшок, поскольку они превратятся в Дом. И сказывается эта сказка, чтобы дети почувствовали, что Дом - это живут вместе те, кто хочет добра и мира.

В русской народной сказке таким Домом становится горшок. Увидела его первой муха-горюха и стала в нем жить. Тут и комар-пискун прилетел: «Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?» Истали они жить вдвоем, потом поселилась в теремке мышка-погрызуха, лягушка - квакушка, заюнок-кривоног, лиса и даже волк - волчище. Только медведь не захотел жить со всеми вместе - сел на горшок и распугал всех зверей: «Я вам всем пригнедыш».

Итак, за основу пьесы «Терем – теремок» взята известная народная сказка. Создавая драматический вариант этой сказки, С. Маршак считал, что драматургу легче завладеть человеческим сердцем, поскольку в пьесе он «говорит не только словами, но и действием - языком, понятным всем людям, независимо от их опыта». Повествование всегда несколько отстранено от происходящих событий, а в драме действие происходит «здесь», «сейчас». И в этом залог эмоционального воздействия драмы. Для того чтобы превратить сказку в драматическое произведение, важно в первую очередь отчетливо обозначить заложенный в ней конфликт. Ведь драма начинается там, где возникает напряженная драматическая ситуация, - сшибка жизненных позиций, характеров, идей. Чтобы традиционное для народного искусства противопоставление «сильный - слабый», «большой - маленький» переросло в драматический конфликт, Маршак маленьких и безобидных зверей - мышку, ежика, петушка, лягушку - противопоставил волку, медведю, лисе. Чтобы конфликт получил свое логическое развитие, Маршак создает разнообразные характеры действующих лиц, ведь эмоциональная оценка создается в драме с помощью поступков и действий героев. Тщательно разрабатывается сцена заселения теремка, когда каждый не просто называет себя, но и непременно сообщает, что он умеет делать, чем может быть полезен другим - ведь им предстоит жить в Доме. В теремке живут Лягушка, Мышка - норушка, петушок, серый ежик. Ладно живут, каждый к своему делу приставлен.

Маршак не просто инсценировал ее. Он внес в нее драматургический конфликт добра и зла, придал образам выпуклость. Некоторые герои были заменены, добавлены новые - Злой Дед и Добрый Дед, которые играют роль ведущих, сказителей. Появились пролог и эпилог, новые мотивы (например, похищение петуха), изменилась концовка. Действие в пьесе движется драматическими обстоятельствами (приход волка, умеющего только «ловить мышат, давить лягушат», подстрекательство со стороны лисы, нападение хищников на Теремок и др.). Конфликт между добрыми обитателями Теремка и злыми хищниками разрешается в пользу первых, при горячем одобрении зрителей.

Пьеса написана стихами с чередующимися прозаическими репликами, герои говорят точными музыкальными фразами, лаконичными, как в басне. Кроме того, ­Маршак использовал мотивы и поэтические приемы детских песенок, считалок, прибауток, загадок.

Только вдруг из чащи темной

Притащился волк бездомный.

Волк умеет:

Ловить мышат!

Давить лягушат!

Ежей душить!

Петухов потрошить!

 

Естественно его в теремок не пускают. Побежал он за лисой и медведем:

 

Если дружно мы навалимся втроем,

Мы тесовые ворота отопрем.

 

Конфликт возник между безобидными и обозленными, трудолюбивыми и теми, кто любит поживиться за чужой счет.

Зло не так - то просто одолеть. И когда, взлетев на забор, Петушок радуется, что «прогнали злого вора», Лиса решает отомстить за неудачу. Лиса, решив действовать хитростью, задумала выманить его из теремка:

 

Ах ты, Петя, петух удалой!

Кто на свете сравнится с тобой?

У тебя два широких крыла,

Ты немножко похож на орла!

 

Петушок не утерпел и слетел к рыжей плутовке а лиса «не будь плоха, хвать за горло петуха!» Бьется бедный доверчивый Петушок, зовет на помощь:

 

Братец Ежик, дорогой,

Выходи-ка с кочергой.

С кочергой, с лопатою

Бей Лису проклятую!

 

Услыхали друзья, бросились на помощь и спасли друга. Повинился Петушок, и начался в теремке веселый праздник. Без сомнения, дети должны постичь главную суть: почему маленьким и безобидным зверятам удалось одолеть сильных и жестоких зверей.

«Кошкин дом» - пьеса - сказка, которую можно было бы назвать бытовой драмой. Как писал Маршак, она «родилась из нескольких строчек детской песенки, а сюжет к ней разработан самостоятельно». Песенка такая:

Тили – тили-тили -бом!

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

 

Эти шесть строчек есть уже театральная сценка. Маршак сделал ее более развернутой, объяснил предыдущие события, дал завершение конфликта. Пьеса построена по принципу хоровода: герои и действия в ней сконцентрированы

вокруг одного центра - дома. Маршак ввелрассказчика и звучный Хор. Хор - ­примета античного театра; в детской пьесе он выполняет две задачи: выражает эмоциональное отношение к происходящему и позволяет участвовать в постановке тем, кому не достались отдельные роли.

Маршак создает сатирическую картину взрослого мира, где царят неправда, глупость, мелкая зависть и лицемерие. Дети требуют, чтобы добро и зло были отделены друг от друга безо всяких оговорок и это происходит. Бывшие друзья отворачиваются от несчастной погорелицы Кошки, а котята, которых она прогнала дают ей приют и делятся последней коркой хлеба. Адресованный маленьким детям, «Кошкин дом» многое говорит и взрослым. Не теряет она своей свежести, когда ее играют актеры - малыши.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: