Задания для работы в парах

1.Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

2. Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обладавший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писательской работе?

3. На чьей стороне ваши читательские симпатии?

4. Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказах Се­тона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о живот­ных?

5. Известны ли вам произведения других отечественных и зарубежных писателей - натуралистов?

 

Б. С. ЖИТКОВ

М. М. ПРИШВИН

 

Пришвин был одним из певцов природы, завещавшим детям любить ее, познавать её тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать.

Будущий писатель учился сначала в сельской школе, затем в Елецкой гимназии (Орловская губерния). Сдав экстерном экзамены за гимназический курс, он поступил в Рижский политехнический институт, на химико-агрономическое отделение, и стал агрономом. Первые его произведения - сугубо научные статьи по агрономическим проблемам. Свой приход в художе­ственную литературу Пришвин считал счастливой случайностью.

Первый рассказ писателя - «Сашок» - был напечатан в детском журна­ле «Родник», когда автору исполнилось уже 33 года. В этом рассказе возни­кают темы, которым Пришвин будет привержен всю свою творческую жизнь, - единство неповторимо прекрасной и таинственной природы и человека. А широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц» (1906), в которой отразились впечатления от поездки по северу России в составе этнографической экспедиции. О следующей своей книге - «За вол­шебным колобком» (1907) - сам писатель говорил, что это - «путешествие в страну без имени, без территории, куда все мы в детстве бежим... туда, где сохранилась древняя Русь, где не перевились бабушки - задворенки, Кощеи Бессмертные и Марьи Моревны». Нетронутая природа - будь то европейский Север или Сибирь - казались ему страной сказок.

Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он наполнял произведения для детей полной мерой зна­ний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения.

Для его рассказов, обращенных к подросткам, характерна мягкая раз­говорная манера, побуждающая к собственным наблюдениям и раздумьям; в таких рассказах готовые выводы исключаются, авторское мнение не навязы­вается. А для маленьких читателей он считал главным условием «простоту», Но не примитивную простоту, а простоту, возникающую как результат пол­ного владения материалом и любви к своему читателю.

Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творче­ской жизни. Впоследствии они были объединены в несколько циклов: «Золо­той луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».

Детские его рассказы направлены на то, чтобы раскрыть чудеса обыч­ной жизни, показать необыкновенное в обыкновенном. Широко известная сказка - быль «Кладовая солнца» была написана М. Пришвиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году, и получила первую премию. В центре сказки - были - осиротевшие в войну дети Митроша и Настя, Сюжет­ным стержнем стал поход детей на далёкое болото за клюквой. Пережитые за время пути опасности заставляют их понять необходимость достойного по­ведения перед лицом природы. Все события и детали вполне реальны, однако писатель назвал их сказкой - былью. Умение видеть красоту во всём, что ок­ружает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей - эсте­тические основы творчества Пришвина.

Мысль, что душа ребёнка живет и во взрослом человеке, не оставляла Пришвина никогда. Он считал, что величайшее достижение человеческих усилий - ребёнок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым -природой, в убеждении, что он всегда должен быть на её стороне, защищать и оберегать её. Этой теме посвящён его автобиографический роман «Кащеева цепь».

«Кладовая солнца»

«Кладовая солнца» начинается едва ли не с очеркового описания. Мы узнаем, что событие происходят в селе возле Блудова болота под Переславлем - Залесским. Узнаем и о времени действия, и о гибели родителей героев. Дети сами заботятся о корове Зорьке, телушке Дочке, курах, овцах, золотом петухе и поросёнке Хрене.

Мы можем прочитать, как образуются болота, что такое торф, как пройти по незнакомому топкому месту, что означает появление травы бело­ус. И лишь затем автор переходит к описанию болота, трав, кустарников, ягод, к использованию этого «художественно обжитого» болота в сказочном сюжете.

Ничего не предвещает сказку. И только имена детей, Насти и Митра-ши, с самого начала сопровождаются не прозвищами, чисто фольклорными, но перекликающимися с фольклорными.

Но затем обыкновенных лесных птиц и зверей Пришвин начинает на­зывать с большой буквы, словно сказочных героев: Тетерев, Дикий Селезень, Выпь, Выпиха... Но здесь же пробежал и заяц, безымянные птицы поют песни. А ведь и дикая утка Кряквы, и птичка Снегирь лишь мелькнули на страницах, оставив несколько звуков, жестов, движений.

И чем дальше дети продвигаются в лес, тем более оживает сказка. Вот выстроились на болоте елочки -- старушки: «Чем старее ёлочка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палки в руке, и она ждёт тебя, чтобы хлопнуть, тре­тья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, и так все: что ни ёлочка, то непременно на что-то похожа». Они словно не пускают мальчика к опас­ному месту, подстерегающему его впереди. Ощущение тревоги вырастает, появляются мрачные тона, и кажется уже, что «вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах».

Переживания мальчика, изображение в этой картине, передают его страх одиночества в лесу. Но таких тёмных тонов и красок в произведении немного. Основная палитра сказки - светлая.

И пожалуй, самый светлый образ - старый лесник Антипыч. Он очень напоминает доброго, но и «себе на уме» сказочника. Говорит прибаутками. Возраста своего не помнит. То ли ему сто лет, то ли ему восемьдесят - знай себе посмеивается, как будто знает что-то особое, секретное.

Именно ему задают вопрос о том, что есть правда. Но он и здесь по­смеивается, мол надо самим знать, а если не узнаете да не найдете - я рас­скажу тайну на ухо собаке Травке, у неё и спрашивайте, она вам передаст.

Вот уже Травка не бросила бы своего любимого друга одного в лесу, не пошла бы отдельной дорогой. Никакие бы обстоятельства не рассорили бы её с друзьями. Она в полной мере обладает самоотверженностью любящего – умением «жить не для себя». Поэтому и спасение детей выпадает на её долю.

Постепенно реалистическое изображение возобладало. Травка ведёт себя как обычная собака. Она спасает мальчика и девочку без всякой помощи волшебных сил. Но есть и ряд допущений. Например, лёгкость гибели неуло­вимого злого волка; вряд ли обессиленный ребёнок, полдня проведший в ле­дяной воде (действие происходит весной), мог застрелить волка так удачно. Сказка понимается Пришвиным много шире, чем просто литературный жанр.

Здесь, очевидно, надо говорить о главном значении сказочного – о нравственной основе произведений, созданных многовековым народным опытом. Добро и зло, правда, истина, справедливость - всегда существовали в народной сказке в их идеальном, самом чистом и полном воплощений. К этому народному опыты и обращаться Пришвин.

Серьезные этические проблемы, драматические конфликты разрабатываются в произведениях Б.С. Житкова, сыгравшего большую роль в становлении детской литературы в России XX в. Стремление передать воспринятое в течение жизни другим поколениям определило особый строй произведений Житкова. Он создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей, автор обращается к чувствам ребенка и к его разуму. Рассказы Б.С. Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). В центре внимания писателя человек, творческий труд.

Для творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков». «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б. Житков к решению важной задачи, стоящей перед новой детской литературой, - соединению острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии героев.

Он внес в детскую литературу суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность, образное восприятие мира. Произведения писателя эмоциональны, лиричны, легко находят путь к детским сердцам. Особое место в творчестве Б.С. Житкова занимают его рассказы о животных, такие, как «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка», «Беспризорная кошка», «Мангуста». Это занимательные произведения, в которых чувствуется прекрасное знание привычек и поведения зверей, и подлинность событий, положенных в основу сюжета.

Б. Житков написал книгу и для детей 3 – 4 лет - книга про Алешу Почемучку – «Что я видел». «Производственная книга для четырехлетних граждан», по определению писателя, стала энциклопедией для маленьких. Это было новаторское произведение, потому что ничего похожего ни у нас, ни за рубежом до тех пор не было. Книга для дошкольников создавалась исходя из потребностей ребенка, в ответ на массу интересующих его вопросов: почему пора спать? Какая платформа? Как в Москве на улицах? Что такое метро? Как слон купается? Как растет дыня?» В рассказах Б. Житкова чувствуется зрелость мысли писателя, его умение поделиться своим жизненным опытом, уважение к читателю-ребенку. Б. Житков писал для ребят разного возраста и к каждому старался найти подход и ответить на «универсальные» вопросы, которые возникают у разновозрастной и разнохарактерной читательской аудитории.

В. В. БИАНКИ

Бианки, биолог, исследователь и следопыт, писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе, В 1923г. появилась первая сказка В. Бианки «Путешествие красноголового воробья». В следующие два года вышли его книги «Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?». Всего В. Бианки принадлежит более 250 произведений. Писатель создал познавательные книжки-картинки, природоведческие сказки, рассказы, очерки, охотничьи повести, им придумана знаменитая «Лесная газета» - уникальная книга в детской литературе. Книги В. Бианки произведения природоведческого характера; они уводят нас в мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т.е. все то, что обязательно в природоведческих книгах. В. Бианки умеет вызвать у читателя интерес к окружающей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, он часто название своих книг дает в форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т. д. Он привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать и смотреть так, чтобы природа добровольно открыла свои тайны.

Писатель создает свои произведения на точных научных фактах, на документально проверенных и обоснованных случаях. Все его герои-животные, птицы, насекомые – обладают конкретными особенностями, писатель не допускает безликого обобщения образов и символов природы. Поэтому книги В. Бианки о природе энциклопедия биологических знаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это энциклопедия, созданная ученым и писателем, ясно понимающим запросы своего маленького читателя. Для беседы с детьми В. Бианки очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» и др.).

Бианки ориентируется на два возрастные группы: на старший дошко­льный и младший школьный возраст.

Зверьки и птицы всегда верные друзья, всегда приходят на помощь друг другу в беде. Естественными друзьями «деток» этих зверей и птиц ока­зываются человеческие дети, которые приручают медвежат («Арши - тру­сишка»), выхаживают утят («Анюткина Утка») и т.д.

Животные учат смелости, доброте и верности («Лай», «Бешеный бель­чонок», «Латка»),

Иной раз животные своими проказами напоминают детей.

Животные и птицы его рассказов и сказок обычно разговаривают друг с другом, как люди. Книги Бианки имеют и познавательное значение.

В детстве В. Бианки увлекался рассказами Э. Сетона - Томпсона, в ко­торых всегда противопоставляются свободный мир животных и злая разру­шительная воля человека. Сетон - Томпсон оказал влияние на Бианки.

 

«Лесная газета»

Появилась как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воро­бей». В 1926-1927гг. Бианки работал над материалами этого отдела для изда­ния книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. В дальнейшем от издания к изданию частично менялся её состав, а также и отношение автора к своей задаче, его требования к популяризации научных сведений о природе. Но с самого начала Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать тесную, органическую связь природы и чело­века, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы.

Первоначально знакомство читателя с основными биологическими за­кономерностями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты - периодичность выпуска её номеров: первый номер - «Месяц пробуждений», четвертый - «Месяц гнёзд», восьмой - «Ме­сяц полных кладовых» и т.д. Имитируются газетные отделы; статьи - кор- респонденцни - письма читателей. Броские заголовки, весёлые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете».

Переведённая на многие языки, «Лесная газета» входит в золотой фонд мировой детской литературы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: