Задания для работы в парах

2. Почему сказки и рассказы Бианки для дошкольников относятся к ху­дожественно-познавательным произведениям («Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик» и др.)?

3. С какими биологическими закономерностями и взаимосвязями знако­мится читатель в «Лесной газете»?

4. Виталий Бианки советовал начинающим детским писателям: «Напу­гайте читателя: пусть поволнуется за жизнь ваших героев. Дайте чита­телю поразмыслить... как им выбраться из трудного положения. За­ставьте читателя посмеяться, погрустить, дайте чуточку отдохнуть и опять, окуная его то в горячую, то в холодную воду, играя на всех струнах человеческого сердца, уверенно ведите его своей дорогой».

Относятся ли эти слова к самому В. Бианки? Докажите на примере

 

Н. И. СЛАДКОВ

Николай Сладков родился в Москве в 1920, в рабочей семье, но жил и учился в Ленинграде. В кружке юннатов при Ленинградском зоологическом институте он

познакомился с В. Бианки и увлёкся натурализмом. Бианки посвятил одну из лучших своих книг «Краешком глаза». Под влиянием «Лесной газеты» была написана «Подводная газета». В годы войны Сладков стал военным топогра­фом и в армии прослужил до 1958г. По долгу службы ему пришлось много разъезжать – Кавказ и Закавказье, иранская и турецкая границы. Впечатления от этих поездок отражены в ранних произведениях писателя.

«Серебряный хвост»

«Безымянной тропой»

«10 стреляных гильз»

«За птичьими голосами»

«Планет чудес»

«Смелый фотоохотник»

«Под каменным небом»

«Подводная газета» и др.

Сладкое автор более 20 книг для детей. В произведениях Сладкое ла­коничные «звериные» диалоги, познавательные элементы.

Сладков одним из первых отказывается полностью от идеи «покоре­ния» и «использования природы».

Говорит: «За всю жизнь я столько задолжал природе, что сейчас нелов­ко у неё даже брать грибы».

Считает, что знания о природе должны обогащать больше душу, чем ум.

Против охоты. «Мы ещё не убили зверя в себе – поэтому так легко убиваем зверей в лесу». Основные мотивы - мотив любви к природе, её по­знание и защита.

Нередко писатель негодует по поводу быстрого исчезновения остров­ков природы под натиском цивилизации.

«Хор жизни звучит всё тише тише»

Разнообразные жанровые формы: сказка, очерк, беседа. Приёмы - зву­копись, диалоги, беседы. Оригинальные названия глав.

«Не бери в лес ружье»

«Задумчивый дядя»

«Выеденное яйцо»

«Рот с ушами»

«Глаза на песке»

Нередко в познавательных произведениях появляется сказочные образы.

Лесной колобок – ёж

Шапка – невидимка - палатка

Скатерть – самобранка - муравьиная тропа

Оборотень – пенёк.

Творчество Сладкова сочетает художническое и исследовательское начало, воспитывает и развивает.

Писатель убеждён, что «природоведческая литература, познавательная и художественная, должна вырабатывать новую, экологическую нравствен­ность», и подчиняет этой главной задаче все свои книги, от ранней - «Сереб­ряный хвост» (1953) - до более поздних «Свист диких крыльев» (1977) или «Азбука леса» (1985).

«Вслушивайтесь в голоса живого», - неустанно повторяет Сладков, -вслушайтесь в общее сердце жизни - в каждой живой груди. Нас всех объе­диняет главное чудо Земли - жизнь. Мы можем понять друг друга (рассказ «Охота за голосами»).

 

 

Задания для работы в парах

1. Для выражения неповторимой красоты природы Н. Сладков использу­ет самые разные художественные формы. Назовите их.

2. Выявите своеобразие писательской манеры. Приведите примеры мета­форичности и реалистичности письма.

Вывод

На протяжении нескольких десятилетий усилиями учёных и популяри­заторов науки было создано множество детских книг познавательного харак­тера. Наряду с научно-техническим направлением развивалась и тенденция научно-поэтического осмысления природы. Создатели детской природовед­ческой книги опирались на богатые традиции русской литературы с её нрав­ственно-философским подходом к природе. Сходным образом развивалась природоведческая литература и в зарубежных странах (под влиянием фольклора, философских идей, педагогических, научных идей).

Чтение природоведческой литературы вводит читателей в пространство мировой культуры

 

 

ФАНТАСТИКА И ФЭНТЕЗИ В ЧТЕНИИ
ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

 

Из теории литературы: фантастика, киберпанк, турбореализм, фэнтези. Фантастическая сказка (фэнтези). Редьярд Киплинг, Джон Толкин, М. Успенский, Г. Уэллс, Кир Булычев, Дж. К. Ролинг.

 

Фантастика– один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Этим термином обозначают определенный тип образности, систему изобразительно-выразительных средств, а так же вид литературы, в котором фантастика выступает в качестве ведущей системы.

По мнению многих фантастов термин «научная» только вносит ненужную путаницу. О «научности» речи может не идти даже на уровне мотивов, а произведение, тем не менее, будет признано фантастикой. Да и кто может определить критерий научности – не научности, если в самой науке не существует на сегодняшний день четкой модели мира и человека в нем.

Отечественным литературоведением за рабочее принято определение фантастики как «разновидности художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно – необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого – вымышленного, нереального мира».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: