Направления фантастики

Альтернативная история Направление фантастики, ставшее целью описать возможные, но не состоявшиеся варианты развития истории. При этом фантасты в качестве исходного материала берут то или иное допущение: «что было бы, если…». Действие развивается в параллельном мире или же связано с путешествием во времени.
Киберпанк Направление, появившееся в первой половине 80-х годов в США. Характерно описанием высокотехнологизированного будущего в пессимистическом ключе. Особое внимание уделяется сращению человека с компьютером, его существованию в виртуальной реальности.
Турбореализм Оригинальное направление. Его последователи пытаются отмежеваться от традиционной фантастики, вместе с тем, понимая, что реалистами в полной мере они тоже не могут быть названы. А. Столяров, В. Пелевин, Э Геворкян.
Фэнтези Представлен мир, подчеркнуто чуждый обыденному представлению о реальности; этот мир реален только для действующих в нем героев. Это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую художественную реальность, с переосмыслением мифического архетипа и формированию нового типа в ее границах.

Виды фантастики в литературе разнообразны. Для фантастики характерны такие приемы, как гротеск, сатира, аллегория, утопия. В основе фантастического нередко лежит контраст между реальным и выдуманным.

В своих планах Жюль Верн почти постоянно изображал возможности в сфере изобретения и открытий и сделал ряд замечательных открытий. Для Ж. Верна важны были научные новшества, описанные в их конкретной подлинности – для Уэллса – социальные последствия революционных перемен в научной сфере. Технические «прорывы», казавшиеся в его время фантастикой, начали сбываться в результате открытий в сферах генной инженерии, компьютеризации, чудес электроники, освоения космоса и многого другого. Уэллс–фантаст во многом оказался провидцем.

Р.Д. КИПЛИНГ

(1865-1936)

 

В 1865 году в жарком индийском городе Бомбее родился мальчик. Ему дали странное имя – Редьярд, в честь озера в Англии, на берегах которого познакомились его родители. С детства он знал два языка: свой родной английский язык и язык страны, где он родился, - индийский. Редьярд Киплинг не только овладел речью этого отважного и мудрого народа, но и познакомился с его обычаями, преданиями. Когда он вырос, дети англичан и русских, индусов и французов стали зачитываться его чудесными сказками, а взрослые – его рассказами, стихами, повестями. Уже не одно поколение детей узнает из его сказок о том, что делали звери, когда были еще «дикими-предикими», как они стали друзьями и помощниками людей («Книга Джунглей», «Вот так сказки» или «Просто сказки»). Анималистические сказки он стал создавать, отвечая на бесконечные «откуда» и «почему» своей маленькой дочери Эффи. И детям нравятся смешные животные и невероятные приключения. Нравятся ответы на вопросы «Почему у верблюда горб?» и «Почему у кита такая большая глотка?»

Помимо анималистической сказки Киплинг творил еще и в жанре сказки фантастической.

Одним из родоначальников фэнтези был Редьярд Киплинг, создав сказочную эпопею в двух томах - «Пак с холмов Пэка» и «Подарки фей», главным героем которой стал шекспировский Пак, рассказывающий сестре Юне и брату Дану историю Англии и веселящий их своими проделками и волшебством. Дилогия Киплинга – это классика жанра фэнтези», волшебные истории про эльфов и духов.

Начинается книга с того, что Дан и Юна дают спектакль по пьесе «Сон в летнюю ночь», и Дан играет в ней Пака. Появившийся на поляне Пак собственной персоной посвящает детей в тайны Холмов и произносит заклинание, передавая им во владение земли Старой Англии.

Дилогия Киплинга может считаться своеобразным учебником по истории, написанным в живой и увлекательной форме, - от каменного века и времен правления римлян до разгрома Армады и войны с Наполеоном.

Двухтомник состоит из двадцати одной новеллы, ни в одной из которых ни где конкретно не указывается дата или век. Читатель должен саам догадаться об этом, чему способствует щедро рассыпанные по всему тексту книги подсказки.

 

«КНИГА ДЖУНГЛЕЙ»

Киплинг создает оригинальную мифологическую систему (среда, в которой на особых началах взаимодействуют звери и люди – стая волков, селение, где Маугли был пастухом). Воссоздано особое сочетание мифологического и исторического времен, разнородных пространств (противопоставление животного и человеческого, взаимоотношение Севера и Юга). Осовременен мифологический сюжет о похищении Прометеем огня (Маугли украл Красный Цветок в деревне).

В центре произведения история человеческого детеныша, вскормленного волчицей и выросшего в стае. Писатель рассказывает о том, как Акела, мудрый и отважный вождь свободного народа (так именуют себя волки), черная пантера Багира (смелая как дикий буйвол, и беспощадная как раненый слон), старый толстый медведь Балу, хранитель законов джунглей, спасают Маугли от клыков тигра Шар-Хана, как выручают его в трудные минуты, как терпеливо преподносят ему науку звериного царства, и настолько увлекает читателя, что художественная оригинальность и философский смысл открывается не сразу.

Киплинг хорошо знал индийский фольклор и мог брать оттуда какие угодно предания и легенды, но он не сделал этого. Он создает собственный миф об Индии, отражает свой собственный взгляд на устройство мира. Киплинга интересует место человека в природе, он хочет нам показать путь спасения и условия выживания.

Мир джунглей – мир концентрических кругов: семья, стая, народ. Стая всегда имеет вожака, власть которого безусловна – она обеспечивает порядок, следовательно жизнь. Семья имеет свою главу, «вожака». Общество без вожака – это анархия, ведущая к самоуничтожению. Закон джунглей разрешает охоту (убийство во имя жизни», но запрещает убийство ради забавы.

Что же такое джунгли? Джунгли – это густой, непроходимый тропический лес. В джунглях стоят деревья-великаны: эвкалипты, расамалы, фикусы. Их стволы толщиной в несколько обхватов. А листва деревьев так густо переплетается в вышине, что совсем заслоняет солнечный свет. Здесь всегда сумерки. У подножия деревьев растут огромные папоротники, прямой и стройный бамбук, дикие бананы, пальмы, часто с неведомыми и вкусными плодами, кустарники с яркими и душистыми цветами. Непроходимой стеной стоят на пути человека джунгли. В них огромное количество различных лиан. Есть лианы толщиной в палец, иные же напоминают толстые канаты. Причудливо переплетаясь, одни тесно обвивают деревья, другие свисают гирляндами, касаясь земли.

Не каждый путешественник отважится проникнуть в эти дикие дремучие заросли. Без топора там и шагу не сделаешь. Даже если человек отправляется туда днем и берет с собой оружие, то и тогда у него неспокойно на сердце. А уж ночью к джунглям лучше совсем не подходить.

Ночью джунгли просыпаются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: