Методы следящей диагностики (наблюдение за речью ребёнка в свободной деятельности, в беседе, при рассказывании стихотворений, в составлении рассказов, пересказов и т.д.)
Методы специальных проб (обследование звукопроизношения на специально подобранном речевом материале – предложения, слова, слоги, изолированные звуки). При подборе материала важно учитывать, чтобы звук был протестирован на сильной позиции (например, звук ж в словах «жираф», «жук», но не «ёж»), на слабой позиции и в разных частях слова.
Иншакова «Альбом для логопеда».
NB: большое количество картинок на странице рассеивает внимание ребёнка.
ФФН ВЫСТАВЛЯЕТСЯ С 5 ЛЕТ.
Когда звук на этапе автоматизации, ребёнок может повторять звук за логопедом, однако в самостоятельной речи его не использовать. Картинки (изображения звука) – наиболее эффективный вариант работы.
Для обследования переключаемости, можно ребёнка попросить произносить фразу, где много оппозиционных звуков – «у кошки пушистый хвост», «дети увидели на дубе дупло дятла» и пр.
|
|
В случае, когда ребёнок «застревает» на предыдущем наборе звуков, возможно, что фонематический слух сохранение, в то время как именно переключаемость – слабое звено. Например, «та-да-та» - ребёнок произносит корректно, однако «та-та-да», он не произносит, повторяя первое.
Логопедическое представление/заключение – выводы по всем сторонам речи, когда видна полноценная картина. Здесь отражается, какие звуки нарушены, и как они нарушены – вариант нарушения произношения и его уровень (что требуется – постановка, автоматизация, дифференциация).
Методы обследования слоговой структуры. Как используется слово в рассказах, пересказах, стихотворениях, свободной игровой деятельности. Также обращать внимание на произношение слов в сложной слоговой структуре, когда применяется спец. материал (например, можно представлять картинки и выявлять звук на уровне слова, а также, когда слово включено в предложение). При рассмотрении сложной слоговой структуры целесообразно сначала дать предложение, если есть нарушение - дать изолированные слова (с опорой на картинки при необходимости).
Даже при наличии чистой речи необходимо выявлять, есть ли ФФН, так как нарушения могут проявиться на письме.
На дифференциацию звуков:
Различение парных картинок (покажи косу – покажи козу)
Хлопать на определённый звук (при произнесении логопедом ряда звуков ребёнок хлопает в ладоши на определённый звук; при этом лучше закрыть рот экраном, чтобы не было видно артикуляции). Важно правильно интерпретировать реакцию ребёнка – ФФН ли это, либо сложность в дифференциации звуков.
|
|
Выбери картинку на звук (ребёнок опирается на собственные фонематические представления, и не имеет корректной произносительной базы, в отличие от примера выше)
Повторение цепочек слогов.
Возможны ошибки дифференциации в сенсорном и моторном аспекте. Нужно смотреть, как переключается ребёнок. После анализа проверить в задании, исключающем проговаривание. Если ребёнок школьного возраста – дифференциация звуков выявляется в письме.
Обследование звукового анализа (с 5 лет).
Для дошкольников не предлагаются сложнослоговые слова, слова со стечением трёх и более согласных.
Сложный звуковой анализ делается с опорой (загибать пальцы на каждый звук, если их несколько, выкладывать кружочком позицию звука в слове и т.д.).
Пересказ – важное сюжетное умение.
4.10.2017.
В старшей группе детсада – подготовка к овладению грамотой.
В подготовительной группе – элементы грамоты.
В первом классе – логопедическое сопровождение при овладении грамотой.
Если ФФН выделяется во втором классе и старше – преодоление дислексии и дисграфии.
ФФН должно быть скорректировано в течение одного года (в отсутствие тяжёлых форм дизартрии).
Лексика, грамматика, связная речь при ФФН сохранны и являются, по сути, сопутствующими задачами, при ОНР каждый этот компонент становится самостоятельной задачей коррекции. Для детей с ОНР вводятся специальные занятия по развитию речи.