Технологии организации логопедического обследования

Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН)

Фонетико-фонематическое нарушение – это нарушения процесса формирования фонетической (произносительной) системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями.

 

Нарушение произношения – нарушения звука. Нарушение слоговой системы. нарушение просодики (фонетическое нарушение).

 

Фонематическое восприятие – различение звуков, умение проводить звуковой анализ.

 

Звукопроизношение – ядерный компонент фонетико-фонетического восприятия.

 

Фонема – звук в совокупности смыслоразличительных признаков.

Например, звонкость / глухость для русского языка является смыслоразличительным признаком.

При билингвизме ФФН также возможно. Следует обратить внимание на развитие речи на родном для ребёнка языке.

 

Существуют психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации речевых нарушений.

ППК была предложена Розой Евгеньевной Левиной в середине 20 века. Были выделены 2 группы нарушений:

- нарушения средств общения (самое простое – нарушение фонетического произношения/фонетическое недоразвитие, при сохранном фонематическом восприятии).

- нарушения в применении средств общения (например, заикание).

Возможно также фонематическое недоразвитие (в устной речи, например, ребёнок использует звуки правильно, но на письме ошибается, путая фонемы).

 

В логопедическом заключении могут быть указаны следующие нарушения:

· Фонетическое

· Фонематическое

· ОНР

· ФФН

· Лексико-грамматическое

 

 

  Фонетическое недоразвитие ФФН ОНР  
Дислалия     Дизартрия   Ринолалия   Алалия + (артикуляторно-фонетическая дислалия)   +   + (редко)   – + (акустико-фонематическая дислалия)   +   +   – –     +   =   +

 

Основные понятие ФФН

Фонематический слух и фонематическое восприятие (по Селивёрстову):

 

ФС – тонкий систематизированный слух, осуществляющий операции различения и узнавания фонем.

ФВ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова (звуковой анализ).

 

Это определение на наличие звука в ряду звуков либо на определение количества и последовательности звуков («сколько звуков я скажу, столько кружочков положи»). Определение первого звука в слове. Определение последнего звука в слове, наличие звука в слове, определение звука в слове.

 

 

25.09.2017

 

Протоколирование (записывается слово, которое произносит ребёнок в точности с теми звуками – при замене звука, при искажении – обвести звук в кружочек и рядом описать его звучание хотя бы примерно) Встречается ли в онтогенезе (если встречается, то +) Столбик заполняется, если встречается в онтогенезе (записать, до скольки лет присутствует звук)
Фумка (с -> ф) Легуська Мешок (свистящий звук, язык между зубами, губы трубочкой) Wампа Доога Rечка (гроссирование, гортанное) Рыба (дрожащий звук, делает губами) Колова (л -> р) Рак (нечто среднее между р и д) Работа (р близок к ж) Тяйник Шуба (глубокий ш)   Сёнтик Малако (между л и ж) Трамвай (р произносит как тр)     Юна Жвежда Радуга (р между ж, т, и р)   Колеthо Жаба (нечистый звук, боковой, много слюны) Шкаф (губы вперёд трубочкой) + + Замена - Искажение (щёчное, раздуваются щёки)   - Лантацизм + Пропуск - Искажение (горловое)   - искажение (кучерское, губное с вибрацией) + + Искажение (одноударное)   + Искажение (фрикативное) + Замена ч на ть - Искажение (нижнего подъёма) + Замена з на сь - Искажение (боковое) + Искажение (нижнего подъёма, вибрация по нижним резцам) + Замена л на j + Замена з на ж (простого звука на сложный, гиперкоррекция) - Искажение (щёчное, боковое, хлюпающий звук) - Искажение (межзубное) - Искажение (боковое)   - Искажение (губно-зубное)   До 3 лет До 4 лет -     - До 5 лет -   -   До 5 лет Появляется на 4-5 году   Появляется в 4-5 году До 5 лет -   До 4 лет - Появляется на 4-5 году жизни     До 4, начала 5 лет Появляется на 4 году жизни     -   - -   -

 

Протоколирование Интерпретация Аналогичный пример
Мако – молоко Рурувичка – рукавичка   Ябелисика – яблочко   Скоровода – сковорода Попуста - капуста Элизия (опускание слога) Персеверация (застревание) Итерация (увеличение кол-ва слогов) Перестановка слогов Антиципация (предвосхищение) Мазин – магазин, ка – каша Мамоток – молоток Булисика – булочка, тырава – трава Мопидор – помидор Ророва – корова

 

Пятница – с 14.00 до 19.00

Суббота – с 9.00 до 14.00

ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ, формируются по заявкам, стоимость – 1500 р. за два дня.

Технологии организации логопедического обследования.

Принципы ЛО:

1) Принцип системности. Речь как комплексная система. В документации отражено состояние речи ребёнка по всем компонентам речи. Одна и та же симптоматика может развиваться по разным механизмам.

2) Принцип развития. Необходимо учитывать, как дефект будет развиваться ПОСЛЕ ЛО, при этом важно знать, как дефект развивался ДО ЛО.

3) Принцип связи речи с другими сторонами психики. Первичное ли нарушение, либо оно присутствует в структуре других расстройств.

4) Принцип комплексности. Комплексное обследование ребёнка РАЗНЫМИ специалистами.

 

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: