Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН)
Фонетико-фонематическое нарушение – это нарушения процесса формирования фонетической (произносительной) системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями.
Нарушение произношения – нарушения звука. Нарушение слоговой системы. нарушение просодики (фонетическое нарушение).
Фонематическое восприятие – различение звуков, умение проводить звуковой анализ.
Звукопроизношение – ядерный компонент фонетико-фонетического восприятия.
Фонема – звук в совокупности смыслоразличительных признаков.
Например, звонкость / глухость для русского языка является смыслоразличительным признаком.
При билингвизме ФФН также возможно. Следует обратить внимание на развитие речи на родном для ребёнка языке.
Существуют психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации речевых нарушений.
ППК была предложена Розой Евгеньевной Левиной в середине 20 века. Были выделены 2 группы нарушений:
|
|
- нарушения средств общения (самое простое – нарушение фонетического произношения/фонетическое недоразвитие, при сохранном фонематическом восприятии).
- нарушения в применении средств общения (например, заикание).
Возможно также фонематическое недоразвитие (в устной речи, например, ребёнок использует звуки правильно, но на письме ошибается, путая фонемы).
В логопедическом заключении могут быть указаны следующие нарушения:
· Фонетическое
· Фонематическое
· ОНР
· ФФН
· Лексико-грамматическое
Фонетическое недоразвитие | ФФН | ОНР | |
Дислалия Дизартрия Ринолалия Алалия | + (артикуляторно-фонетическая дислалия) + + (редко) – | + (акустико-фонематическая дислалия) + + – | – + = + |
Основные понятие ФФН
Фонематический слух и фонематическое восприятие (по Селивёрстову):
ФС – тонкий систематизированный слух, осуществляющий операции различения и узнавания фонем.
ФВ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова (звуковой анализ).
Это определение на наличие звука в ряду звуков либо на определение количества и последовательности звуков («сколько звуков я скажу, столько кружочков положи»). Определение первого звука в слове. Определение последнего звука в слове, наличие звука в слове, определение звука в слове.
25.09.2017
Протоколирование (записывается слово, которое произносит ребёнок в точности с теми звуками – при замене звука, при искажении – обвести звук в кружочек и рядом описать его звучание хотя бы примерно) | Встречается ли в онтогенезе (если встречается, то +) | Столбик заполняется, если встречается в онтогенезе (записать, до скольки лет присутствует звук) |
Фумка (с -> ф) Легуська Мешок (свистящий звук, язык между зубами, губы трубочкой) Wампа Доога Rечка (гроссирование, гортанное) Рыба (дрожащий звук, делает губами) Колова (л -> р) Рак (нечто среднее между р и д) Работа (р близок к ж) Тяйник Шуба (глубокий ш) Сёнтик Малако (между л и ж) Трамвай (р произносит как тр) Юна Жвежда Радуга (р между ж, т, и р) Колеthо Жаба (нечистый звук, боковой, много слюны) Шкаф (губы вперёд трубочкой) | + + Замена - Искажение (щёчное, раздуваются щёки) - Лантацизм + Пропуск - Искажение (горловое) - искажение (кучерское, губное с вибрацией) + + Искажение (одноударное) + Искажение (фрикативное) + Замена ч на ть - Искажение (нижнего подъёма) + Замена з на сь - Искажение (боковое) + Искажение (нижнего подъёма, вибрация по нижним резцам) + Замена л на j + Замена з на ж (простого звука на сложный, гиперкоррекция) - Искажение (щёчное, боковое, хлюпающий звук) - Искажение (межзубное) - Искажение (боковое) - Искажение (губно-зубное) | До 3 лет До 4 лет - - До 5 лет - - До 5 лет Появляется на 4-5 году Появляется в 4-5 году До 5 лет - До 4 лет - Появляется на 4-5 году жизни До 4, начала 5 лет Появляется на 4 году жизни - - - - |
|
|
Протоколирование | Интерпретация | Аналогичный пример |
Мако – молоко Рурувичка – рукавичка Ябелисика – яблочко Скоровода – сковорода Попуста - капуста | Элизия (опускание слога) Персеверация (застревание) Итерация (увеличение кол-ва слогов) Перестановка слогов Антиципация (предвосхищение) | Мазин – магазин, ка – каша Мамоток – молоток Булисика – булочка, тырава – трава Мопидор – помидор Ророва – корова |
Пятница – с 14.00 до 19.00
Суббота – с 9.00 до 14.00
ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ, формируются по заявкам, стоимость – 1500 р. за два дня.
Технологии организации логопедического обследования.
Принципы ЛО:
1) Принцип системности. Речь как комплексная система. В документации отражено состояние речи ребёнка по всем компонентам речи. Одна и та же симптоматика может развиваться по разным механизмам.
2) Принцип развития. Необходимо учитывать, как дефект будет развиваться ПОСЛЕ ЛО, при этом важно знать, как дефект развивался ДО ЛО.
3) Принцип связи речи с другими сторонами психики. Первичное ли нарушение, либо оно присутствует в структуре других расстройств.
4) Принцип комплексности. Комплексное обследование ребёнка РАЗНЫМИ специалистами.
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум