Здесь тоже работа идёт поэтапно. Сначала закладываются элементарные навыки, затем сложные.
Необходимо тщательно обследовать ребёнка и обращать также внимание на то, какие формы звукового анализа сформированы, а какие нарушены.
Определение наличия звука в слове.
Определение позиции звука в слове.
Теория Гальперина о поэтапном формировании языкового анализа, его этапы:
1) Действия выполняются с использованием внешних опор.
2) Действие выполняется с опорой на внешнюю речь.
3) Интериоризация, внутреннее сокращённое действие в уме.
Ребёнок может путать термины «слово» и «слог» (в дошкольном возрасте), поэтому целесообразно говорить «поделим слово на части», при этом сначала вводя в обиход термин «слово».
Приём – «комментированное письмо».
Каше – «Обучение грамоте».
Работа над лексикой, грамматикой и связной речью – сопутствующая задача, т.к. лексика и грамматика у детей с ФФН нарушена не грубо.
Организация логопедической работы с детьми с ФФН.
|
|
Работа с логопедом длится 1 год (за исключением случаев с тяжёлой патологией). И дошкольники, и школьники при ФФН относятся к категории людей с ОВЗ. Это подтверждается ПМПК. В Красноярском крае всего около 60 ПМПК. Соответственно, различают территориальные и краевые ПМПК. Если родитель не согласен с вердиктом территориальной ПМПК, он может обратиться к краевой ПМПК.
Рекомендации ПМПК:
Рекомендовано АООП (адаптирована основная образовательная программа) для дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи). Устанавливаются также даты контроля динамики, к этой дате необходимо исправить ФФН.
Рекомендовано АООП (адаптированная общая образовательная программа) НОО (начального общего образования) для обучающихся с ТНР, вариант 5.1 (5 – тяжёлые нарушения речи, 1 – рекомендовано обучение по тем же календарным предметам в цензовом образовательном учреждении), корректика нарушений в устной и письменной речи.
Индивидуальный план логопедической работы.
Протокол + обследование / речевая карта.
Рабочая программа по работе с детьми с ФФН.
Подгруппа – 2,3,4 человека, группа – 5 и более.
Звуки ставятся на индивидуальных занятиях, на этапе автоматизации можно формировать подгруппу. Они, при этом, мобильны, т.к. у разных детей автоматизация звука происходит с разной скоростью, соответственно, кто-то выбывает, кто-то прибывает.
Источником тематическое планирование могут послужить старые типовые программы под редакцией Филичевой и Чиркиной для дошкольников.
На сайте ФГОС реестр (реестр основных образовательных программ) посмотреть, что имеется – вся примерная АООП для детей с ТНР (учебно-тематические планы, предметы, курсы, сортированные по годам). Появились рабочие программы для первого класса.