Типичные сложности и ошибки в проведении ЛО

Незнание возрастных норм.

Необходимо понимать и знать, до какого возраста дефект нормирован. При выходе из возрастных норм дефект может приобретать характер патологии.

Стребелева, набор из 2 книг.

 

Неумение выявить зону ближайшего развития.

 

Абсолютная стандартизация протоколов. Протоколы не могут быть стандартными. Например, школьников проверяют от написания слов. В некоторых случаях в школьном возрасте нет необходимости выявлять дифференциацию звуков. Протоколы примерны, они – ориентир для проведения ЛО, не стоит воспринимать его как догму. Для каждого частного случая можно варьировать задания, пробы, инструкции. Во время ЛО можно использовать черновик, а чистовой вариант протокола заполнить потом. Из протокола выбираются пробы для каждого ребёнка.

 

Неумение интерпретировать результаты. Иногда логопедические трудности – всего лишь пробел в знаниях, либо серьёзные когнитивные нарушения. Важно правильно понять причины механизма нарушения. Также один и тот же симптом может появиться по разным механизмам.

 

Отсутствие проверки импрессивной речи. Ребёнок может механически запомнить какие-либо речевые штампы, однако при смене ситуации (например, какого-либо задания) он не в состоянии повторить. ИР, по Левиной, - ключевое звено (узловое образование), составляющее основу для построения речи в целом. Если нарушено понимания, то нет и осознанного говорения.

 

Недостаточность дидактического обеспечения. Речевой материал должен быть знаком, но не заучен.

 

 

Фотекова, Ахутина «Диагностика речи

младших школьников с использованием

нейропсихологических методов»

 

Ошибки в рекомендациях.

Неумение сформулировать инструкцию. При ЛО некоторые пробы многоинформативны. На начальных этапах возможно использование диктофона, однако только с согласия родителей.

Трудности распределения внимания при предъявлении проб.

 

 

Грибова Ольга Евгеньевна, стратегия проведения ЛО.

· Обследование идёт от общего к частному. ЛО начинается с тех слов, которые мы используем в речи в целом. После того, как некоторые нарушения были услышаны, можно заострить внимание на этих случаях.

· ЛО от сложного к простому. Сначала даются сложные пробы (согласно возрасту), затем проще и проще, пока не дойдёт до зоны ближайшего развития.

· От письменной речи к устной. Касается школьников.

· От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Немного по-другому применительно к детям с ОНР I уровня. Если есть ошибки в говорении, обязательно удостовериться в понимании.

Требования к стимульному и речевому материалу.

Материал должен быть знаком для ребёнка (актуальные для жизни слова, понятные термины). При этом это не должен быть материал, заученный наизусть. Материалы для диагностики не годятся для отрабатывания (необходимо разнить).

 

 

Методы обследования фонетико-фонематической стороны речи.

- Произносительная сторона речи. Звукопроизношение, слоговая структура (при ФФН необязательно, либо нетяжёлые нарушения), просодика (выразительность). Просодика зависит от формы речевой патологии.

- Фонематическое восприятие. Дифференциация фонем, навыки звукового анализа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: