Товарный Классификатор
Вся работа с ассортиментом начинается со структурирования товаров, путем составления товарного классификатора
Товарный классификатор документ, который позволяет категорийному менеджеру (закупщику) анализировать ассортимент, для принятия решений об его изменений, пополнении, обновлении и др.
Товарный классификатор делит все товары на определенные уровни.
· Верхний уровень - класс товара;
· Второй уровень - товарные группы;
· третий уровень - товарные категории. И т.д. подкатегории, единицы…
Принцип деления основан на объединении товаров по общим признакам
| Класс | Товарная группа | Категория | подкатегория |
| Средство связи | Мобильные телефоны | Марка | Диапазон цен |
| аксессуары | Гарнитуры, держатели, аккумуляторы, сумки | Диапазон цен, характеристики | |
| Подключение | оператор | тариф | |
| Электронно вычислительная техника | Ноутбук | марка | |
Товарный классификатор предполагает:
- для небольшой фирмы или с узким ассортиментом товаров достаточно 3х уровней
- для товаров широкого ассортименты (эти товары с различными функциями) удовлетворяющие разные потребности, уровни классификатора могут быть больше - 4,5.6...
В основе построения ассортиментной матрицы товарный классификатор.
Ассортиментная матрица - полный перечень всех товаров, которые утверждены на предприятии на определенный период времени.
Цель матрицы: обеспечить сбалансированность и цельность ассортимента товара. Т.е. определенные пропорции между различными группами товаров.
Ассортиментная матрица - это документ предприятия, который утверждается для поставки товаров. Все товары определены на определенный период. Матрица может меняться в зависимости от особых условий поставки товаров (например невыполнение договора поставщиком; последствия невыполнения договора- потеря доходов и прибыли).
Состав и структура матрицы может зависеть
· от организационной структуры предприятия,
· от ассортиментной политики (если это торг предпр - от формата предприятия)
· от места положения предприятия (от регионов - для крупных компаний)
Пример – Классификация категорий товаров по роли в ассортименте
| Роль | Категории | Подкатегории | Характеристика |
| Создатель потока | Мясо, рыба | Мясо и полуфабрикаты | Товары со стабильным спросом, представляющие большую долю целевого рынка. Решение о покупке принимается быстро. Обеспечивают массовый поток покупателей. |
| Птица и полуфабрикаты | |||
| Замороженная рыба | |||
| Молочные продукты | Молоко | ||
| Масло | |||
| Майонез | |||
| Защитник | Бакалея | Сахар | Товары целью которых является завлечение и удержание чувствительных к цене покупателей, не давая им уйти к конкурентам. |
| Кондитерские изделия | |||
| Консервация | Мясные | ||
| Паштеты | |||
| Генератор прибыли | Бакалея | Мука | Высокомаржинальные товары, имеющие также лояльных потребителей. |
| Крупа | |||
| Хлебобулочные изделия | |||
| Создатель имиджа | Овощи, фрукты | Свежие овощи | Дорогие товары, предназначенные для привлечения внимания к магазину и «облагораживания» его атмосферы. |
| Свежие фрукты | |||
| Непродовольственные товары | Средства личной гигиены | ||
| Товары для дома | |||
| Создатель желаний | Колбасные изделия | Колбасы | Новые товары – сезонные в т.ч. к праздникам, быстроразвивающиеся, формирующие новую потребность. |
| Сардельки | |||
| Деликатесы | |||
| Копчености | |||
| Стимулятор объема покупки | Вино-водочные изделия | Слабоалкогольные напитки Крепкие напитки Минеральные воды | Товары, необходимые как для увеличения среднего чека, так и для общего объема продаж магазина в натуральном выражении. |
| Чистая вода | Минеральные воды | ||
| Газ-вода | Газ-воды | ||
| Энергетические напитки |