Последовательность государственной регистрации

Максимальный срок государственной регистрации, императивно установленный Законом, со­ставляет пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанно­го учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно дейст­вующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действо­вать от имени юридического лица без доверенности.

Закон не содержит требования о представлении в регистрирующий орган до­кументов, подтверждающих местонахождение органа юридического лица, а позволяет весьма произвольно разрешать этот вопрос. Данное обстоятельство может нега­тивно сказаться на процессах разрешения разнообразных вопросов, связанных с установлением действительного места нахождения юридического лица, на что неоднократно указывалось в юридической литературе, но не было учтено при принятии Закона. Получается замкнутый круг: местонахождением юридического лица является место его государственной регистрации, регистрация осуществляется по месту нахождения его исполнительного или иного) органа, что никем не проверяется.

Надо бы хотя бы установить, что риск возникновения неблагоприятных последствий, образовавшихся в связи с несоответствием фактического места нахождения организации адресу, указанному в государственном реестре, ложится на само юридическое лицо и все отправления, доставлен­ные по адресу, указанному в государственном реестре, считаются полученными юридическим лицом.

Во всяком случае, прежде чем заключать договоры, вносить предоплату и т.п. в отношении «непроверенного» юридического лица, следует проверить его действительное местонахождение и вообще наличие его исполнительного органа по заявленному адресу.

Документы для регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно или почтовым отправлением. С введением в действие Закона об электронно-цифровой подписи при наличии таковой можно представлять документы и по электронной почте. Соответствующие документы могут представляться уполномоченными лицами, каковыми являются:

руководитель создаваемого юридического лица;

руководи­тель юридического лица, выступающего учредителем создаваемой организации;

учредитель;

иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия.

Помимо указа­ния в заявлении паспортных данных заявителя и его идентификационного номера налогоплательщика подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Законом. При этом нотариальное удостоверение докумен­тов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представляется, что одним из недостатков Закона является отказ законодателя от установ­ления особенностей регистрации отдельных видов юридических лиц. Закон лишь опре­деляет, что специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться иными федеральными законами (ст. 10). Этот подход нарушает идею о единообразии регистрации юридических лиц на всей территории России.

В соответствии со ст. 11 Закона решение о государственной регистрации, при­нятое регистрирующим органом, служит основанием для внесения соответствую­щей записи в государственный реестр – с этого момента государственная регистрация юридического лица считается состоявшейся. Заявителю не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдается (направляется) документ о внесении со­ответствующей записи в государственный реестр. Сама же государственная регистрация при создании юридического лица, как уже отмечалось, должна быть произведена не позднее пяти рабочих дней со дня принятия документов на регистрацию.

В Законе реализован принцип "единого окна", т.е. чтобы зарегистрироваться или ликвидироваться, не должно быть необходимости посетить все организации, где нужно встать на учет. Имеются в виду сама налоговая инспекция, пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд социального страхования, пожарная охрана, органы статистики и другие структуры. Согласно закону, все необходимые для регистрации действия должны совершаться в одном административном органе и им самим. Как уже отмечалось, далеко не везде это соответствует действительности.

Законом устанавливается, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.

Следует отметить, что процедура регистрации юридических лиц при их создании определяется Законом весьма лаконично и сводится к установлению порядка такой регистрации и перечня необходимых документов.

Перечень необходимых документов, представляемых при регистрации вновь создаваемого юридического лица, сле­дующий.

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, форма которого утверждена Правительством РФ.

2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.

3. Учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии).

4. Доказательство юридического статуса (выписка из соответствующего реестра) иностранного юридического лица — учредителя, если таковой имеется.

5. Документ об уплате государственной пошлины.

Документы могут быть представлены лично или отправлены по почте.

В идеале регистрация юридического лица должна выглядеть так. В налоговой инспекции или в интернете бесплатно приобретается дискета с образцами уставных документов (или просто бумажные бланки). Образцы приводятся в соответствие с требованиями учредителей юридического лица. Затем уполномоченное лицо, заплатив госпошлину, представляет или посылает в регистрирующий орган по обычной или электронной почте необходимые документы, не позднее, чем через пять рабочих дней после поступления документов в налоговую инспекцию происходит регистрация и еще не позднее одного дня – происходит выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Бывшие регистрационные палаты часто обвиняли в том, что они регистрировали юридические лица по заявлениям лиц без определенного места жительства либо по поддельным паспортам. Но и новая система регистрации - не гарантия от таких случаях. Раньше Регистрационная палата хотя бы требовала личной явки учредителя с паспортом, чтобы убедиться в его существовании. Теперь же можно и не являться, а общаться по почте.

Далее будут рассмотрены формы прекращения юридических лиц – реорганизация и ликвидация. Но реорганизация в большинстве случаев является одновременно и основанием создания новых юридических лиц – путем, например, разделения, выделения, слияния уже существующих юридических лиц.

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганиза­ции, осуществляется в том же порядке и сроки, как и при первоначальном созда­нии (учреждении) юридического лица.

Реорганиза­ция юридического лица в форме преобразования и слияния считается завершен­ной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованные и реорганизованные в форме слияния юридические лица считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения и выделения считает­ся завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших юридиче­ских лиц и соответственно для разделения — реорганизованное в форме разде­ления юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего.

При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, представляются следующие документы.

1. Заявление о государственной регистрации, содержащее подтверждение полноты содержания передаточного акта и разделительного баланса в части пра­вопреемства по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и уведомле­ния в письменной форме всех кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Требование о подтверждении наличия в передаточном акте и разделительном балансе положений о правопреемстве, думается, излишне. Передаточный акт и разделительный баланс должны передаваться при регистрации, а их непредстав­ление или отсутствие в них положений о правопреемстве является самостоятель­ным основанием для отказа в регистрации.

2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического ли­ца, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостове­ренные копии).

3. Решение о реорганизации юридического лица.

4. Договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Передаточный акт или разделительный баланс.

6. Документ об уплате государственной пошлины.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 осуществляла Росрегистрация и ее территориальные органы - самостоятельные юридические лица в системе Минюста России. В 2008 г. Росрегистрация была передана в ведение Министерства экономического развития РФ'. С 1 марта 2009 г. объединены центральные аппараты трех ведомств: Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в единую организацию - Росреестр, которая подчинена Минэкономразвития России. Объединение территориальных органов будет осуществляться поэтапно до 1 января 2011 г.

Создают территориальные органы по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней субъекты РФ (п. 2 ст. 33 Закона о госрегистрации). Но назначение и освобождение от должностей самих регистраторов входит в функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Росреестр по согласованию с субъектом РФ. Возглавляют органы государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним руководители, назначаемые и освобождаемые от должности органами исполнительной власти, - директором Росреестра. Отношения по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются только актами федерального законодательства (ст. 3 Закона о госрегистрации). Органы власти субъектов РФ могут принимать нормативные правовые акты лишь о поэтапном создании учреждений по регистрации прав. На центральные органы возлагаются правовой контроль, разработка методических нормативных материалов, координация работ, подготовка персонала и другие функции (схемы 22.5 и 22.6).

Вопросы, связанные с созданием и ведением Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – ЕГРНИ), регулируются главой 3 (ст.ст. 20 – 30) Закона Республики Беларусь от 22.07.2002г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон).

Целями создания и ведения ЕГРНИ являются:

§ реализация эффективной государственной политики в области управления недвижимым имуществом и его налогообложения;

§ защита государственных и частных интересов в правоотношениях, связанных с недвижимым имуществом;

§ государственный контроль за использованием и охраной недвижимого имущества;

§ информационное обеспечение участников рынка недвижимого имущества и государственных органов.

Ведение документов ЕГРНИ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) единообразие - ведение документации ЕГРНИ по единым правилам на всей территории Республики Беларусь. Обеспечение единообразия регистрационных действий достигается путем создания качественной нормативно-правовой базы, регулирующей действия регистратора, а также эффективных систем управления качеством регистрационных действий. Достижению единообразия также способствует унификация технологии выполнения регистрационных действий во всех организациях по государственной регистрации путем использования единого сертифицированного программного обеспечения;

2) достоверность - информация ЕГРНИ является достоверной, если судом не установлено иное. Достоверность информации является необходимым условием надлежащего функционирования системы регистрации в целом. Организации по государственной регистрации несут ответственность за убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате предоставления недостоверной информации из ЕГРНИ (ст. 69 Закона). Принцип достоверности получил свое развитие в ст. 10 Закона, согласно которой до регистрации создания недвижимого имущества с ним не могут быть осуществлены никакие сделки и не может осуществляться переход прав на него;

3) публичность - сведения ЕГРНИ являются открытыми, за исключением случаев, установленных Законом. При этом законодательство может предусматривать случаи обязательного письменного уведомления заинтересованных лиц о совершенном регистрационном действии.

Помимо Закона, основными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление информации о недвижимом имуществе, являются:

§ Инструкция о порядке предоставления сведений и документов в отношении недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утв. постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 24.01.2005г. № 4;

§ Инструкция о порядке дистанционного доступа к единому государственному регистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утв. постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 27.07.2006г. № 13;

4) сопоставимость и совместимость - сведения ЕГРНИ должны быть сопоставимы и совместимы со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Защита документов ЕГРНИ от несанкционированного доступа, хищения, уничтожения обеспечивается организациями по государственной регистрации. Документы ЕГРНИ подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а также изъятие из них каких-либо сведений и документов не допускаются, за исключением случаев, установленных законодательством. Документы архивов ЕГРНИ являются составной частью Национального архивного фонда Республики Беларусь.

Организации по государственной регистрации обязаны предоставлять любому лицу информацию о существующих в момент выдачи правах и ограничениях (обременениях) прав на конкретный объект недвижимого имущества. Такая информация предоставляется в виде выписки из регистрационной книги.

Обобщенная информация о принадлежащих конкретному лицу правах на объекты недвижимого имущества предоставляется только:

§ правообладателю;

§ лицам, которым права на недвижимое имущество переходят в порядке универсального правопреемства (наследникам гражданина, вновь созданному в результате реорганизации юридическому лицу);

§ государственным органам (организациям);

§ нотариусам и адвокатам.

Сведения об условиях сделки с недвижимым имуществом и копии документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав на недвижимость, могут быть выданы только участникам этой сделки.

Информация или мотивированный отказ в выдаче информации предоставляются письменно в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления (момента поступления письменного запроса) и внесения платы за предоставление информации. В случае отказа выдать информацию плата за предоставление информации возвращается.

Информация из ЕГРНИ может предоставляться также путем обеспечения дистанционного доступа к этому регистру.

Документ, содержащий информацию из ЕГРНИ, подписывается регистратором и скрепляется его печатью. Отказ в выдаче информации, а также уклонение от предоставления информации могут быть обжалованы в суде. По заявлению (запросу) правообладателя организация по государственной регистрации обязана предоставить ему информацию о лицах и органах, получивших сведения о недвижимом имуществе, на которое он имеет права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: