Методы изучения социально-экономического развития региона и муниципалитета

Для того чтобы результаты анализа могли быть использованы для принятия управленческих решений, важно выбрать методы и приемы, адекватные поставленным задачам и имеющейся информации.

Методы обработки и анализа информации делятся на:

1) традиционные;

2) статистические;

3) статистико-математические.

К традиционным статистическим методам относятся метод параллельных рядов, метод группировок, и индексный метод.

Метод параллельных рядов позволяет с помощью сравнения установить тенденции сопряженного изменения ряда. На макро-уровне таким приемом регионального анализа экономических и социальных явлений служит сравнение, сопоставление территориально распределенных статистических данных. Сравнение является инструментом выбора наиболее предпочтительных вариантов развития. Одна из целей этого сравнения – упорядочение объектов или представлений о них, их систематизация. В результате сравнений обеспечивается уровень оценки значений показателей социально-экономического сравнения регионов. Однако сравнение параллельных рядов не позволяет определить тесноту связи между ними.

Самым распространенным методом регионального анализа на макро-уровне является метод группировок. Аналитические группировки данных региональной статистики по количественным признакам получили наименование территориальных рядов. Тип распределения может многое сказать о качественном состоянии регионального развития страны. При построении рядов распределения используют как табличный, так и графический метод анализа. Анализ территориальных рядов является универсальным приемом статистического исследования и первым этапом в построении региональных моделей.

Для сравнения показателей в пространстве служат территориальные индексы.

Сложность осуществления региональных сравнений в отличие от временных сравнений заключается в том, что пространство, в котором осуществляются сравнения многомерно. Поэтому одним из условий применения территориальных индексов является однородность сравниваемых регионов по признакам обычно не входящим в систему индексируемых показателей. При региональных сравнениях обычно возникает потребность в вычислении целого ряда производных индексов.

Применения индексного метода требует выполнения следующих условий:

количественная определенность факторов и функциональная зависимость результативного показателя от факторов. Этот метод является гибким аналитическим инструментом и может применяться в анализе показателей производственной, финансовой, инвестиционной, инновационной и других видов деятельности.

Для построения территориальных индексов необходимо выбрать базу сравнения и веса. При региональных сопоставлениях гораздо больше придается значение критерию обратимости ситуаций, чем при сравнениях во времени.

Региональная статистика использует всю методологическую систему, т.е. все методы массового наблюдения, классификации, сводки и обработки данных. Среди этих методов, в данной постановке вопроса, особое значение занимают методы анализа структуры, динамики и взаимосвязей экономических и социальных явлений имеющих место в регионе. Кроме того, можно применять такие важные методы как балансовый метод, метод производственных функций и другие статистико-математические методы.

 

Показатели социально-экономического развития региона.

 

Анализ социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе анализа показателей определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. Социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Тенденции и темпы социально-экономического развития, как РФ, так и ее субъектов зависят от большого количества факторов (показателей). Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)"», была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ.

Принципы: комплексность оценки; системность оценки; достоверность исходных данных; соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов; максимальная информативность результатов оценки уровня; сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов.

Источники информации: годовая статистическая отчетность Гос. комитета по статистике; материалы, полученные от субъектов в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Показатели:

1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности.

2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования к численности населения, деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат.

3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта к численности населения.

4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума.

5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, по данным Федеральной службы государственной статистики;

6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на 1 жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики;

7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);

8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики;

9) выпуск специалистов высшими и гос. средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения);

10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения);

11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по данным Федеральной службы государственной статистики.

 

На основании этих показателей рассчитывается интегральный показатель уровня социально-экономического развития субъекта и эффективности деятельности власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: