Цель занятия: Дать определение сознания, охарактеризовать его структуру, функции, свойства, роль в жизни человека и общества. Рассмотреть возникновение сознания в результате длительного развития материального мира и показать, вместе с тем, его специфику, идеальный характер. Изучить проблему самосознания, его уровни и пути его развития. Раскрыть соотношение языка и мышления, роль языка в деятельности врача. Охарактеризовать уровни и формы общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием.
План семинара:
- Сознание: определение, структура, функции. Идеальность сознания.
- Происхождение сознания. Эволюция форм отражения в природе.
- Язык и мышление. Язык науки. Роль языка в деятельности врача.
- Проблема самосознания в философии.
- Индивидуальное и общественное сознание.
Основные понятия: сознание, материя, материализм, идеализм, язык, мышление, самосознание, бессознательное. антропосоциогенез, идеальное, отражение, рефлексия, субъект познания.
Основная литература:
|
|
- Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.- С. 431-451.
- Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 216-234.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
- Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 259-283.
Дополнительная литература:
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М., 1997 – С. 156-193.
- Аронов Р. А. Сознание и квантовый мир // Вопросы философии – 2005. - № 6. – С.83-92.
- Бейтсон Г. Экология разума. – М.. 2000.
- Выготский Л.С.Мышление и речь.- М.,1999.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального.- М., 1983.
- Иванов А.В. Сознание и мышление. – М., 1994.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. Раздел 3.- М., 1991.
- Коваленко В. А. Организация творческого мышления // Вопросы философии.- 2002. - № 8.- С. 78-87.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида.- М., 1999.
- Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989.
- Рево В.В. Человек. От кристалла к сознанию. – М., 2002.
- Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002. – С. 52-72.
- Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. – М., 2001.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение сознания. Охарактеризуйте его структуру.
2. Назовите функции сознания.
3. Как соотносятся сознание и бессознательное? Какую роль играет бессознательное в жизни человека?
4. Каково значение проблемы идеального в истории философии?
5. Раскройте соотношение материи и сознания в онтологическом и гносеологическом аспектах.
6. Как Вы понимаете идеальность сознания?
7. Расскажите об основных формах отражения в неживой и живой природе.
|
|
8. В чем сущность психического отражения?
9. Как соотносятся язык и мышление?
10. Чем отличаются естественные и искусственные языки? В чем состоят особенности языка науки?
11. Какова роль языка в деятельности врача?
12. Что такое самосознание? Охарактеризуйте уровни самосознания.
13. Каковы пути развития самосознания?
14. Назовите уровни и формы общественного сознания.
15. Как соотносятся индивидуальное и общественное сознание?
Темы докладов и рефератов:
· Проблема идеального в философии.
· Сознание и мозг.
· Мыслят ли животные?
· Проблемы искусственного языка и искусственного интеллекта.
· Моделирование сознания в кибернетических системах.
· Творческая активность сознания в деятельности врача.
· Сознание и бессознательное.
Формы контроля знаний:
- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.
- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.
- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по основным проблемам).