ТЕМА 2. Философия сознания

Цель занятия: Дать определение сознания, охарактеризовать его структуру, функции, свойства, роль в жизни человека и общества. Рассмотреть возникновение сознания в результате длительного развития материального мира и показать, вместе с тем, его специфику, идеальный характер. Изучить проблему самосознания, его уровни и пути его развития. Раскрыть соотношение языка и мышления, роль языка в деятельности врача. Охарактеризовать уровни и формы общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием.

План семинара:

  1. Сознание: определение, структура, функции. Идеальность сознания.
  2. Происхождение сознания. Эволюция форм отражения в природе.
  3. Язык и мышление. Язык науки. Роль языка в деятельности врача.
  4. Проблема самосознания в философии.
  5. Индивидуальное и общественное сознание.

Основные понятия: сознание, материя, материализм, идеализм, язык, мышление, самосознание, бессознательное. антропосоциогенез, идеальное, отражение, рефлексия, субъект познания.

Основная литература:

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.- С. 431-451.
  2. Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 216-234.
  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
  4. Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 259-283.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М., 1997 – С. 156-193.
  2. Аронов Р. А. Сознание и квантовый мир // Вопросы философии – 2005. - № 6. – С.83-92.
  3. Бейтсон Г. Экология разума. – М.. 2000.
  4. Выготский Л.С.Мышление и речь.- М.,1999.
  5. Дубровский Д.И. Проблема идеального.- М., 1983.
  6. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М., 1994.
  7. Ильенков Э.В. Философия и культура. Раздел 3.- М., 1991.
  8. Коваленко В. А. Организация творческого мышления // Вопросы философии.- 2002. - № 8.- С. 78-87.
  9. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992.
  10. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида.- М., 1999.
  11. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989.
  12. Рево В.В. Человек. От кристалла к сознанию. – М., 2002.
  13. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002. – С. 52-72.
  14. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. – М., 2001.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение сознания. Охарактеризуйте его структуру.

2. Назовите функции сознания.

3. Как соотносятся сознание и бессознательное? Какую роль играет бессознательное в жизни человека?

4. Каково значение проблемы идеального в истории философии?

5. Раскройте соотношение материи и сознания в онтологическом и гносеологическом аспектах.

6. Как Вы понимаете идеальность сознания?

7. Расскажите об основных формах отражения в неживой и живой природе.

8. В чем сущность психического отражения?

9. Как соотносятся язык и мышление?

10. Чем отличаются естественные и искусственные языки? В чем состоят особенности языка науки?

11. Какова роль языка в деятельности врача?

12. Что такое самосознание? Охарактеризуйте уровни самосознания.

13. Каковы пути развития самосознания?

14. Назовите уровни и формы общественного сознания.

15. Как соотносятся индивидуальное и общественное сознание?

 

Темы докладов и рефератов:

· Проблема идеального в философии.

· Сознание и мозг.

· Мыслят ли животные?

· Проблемы искусственного языка и искусственного интеллекта.

· Моделирование сознания в кибернетических системах.

· Творческая активность сознания в деятельности врача.

· Сознание и бессознательное.

Формы контроля знаний:

- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.

- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.

- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по ос­новным проблемам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: