Цель занятия: Охарактеризовать особенности философского подхода к познанию, выявить сложность и противоречивость процесса познания, проявляющуюся в существовании агностицизма и многообразии видов знания. Рассмотреть основные концепции истины и проблему ее критериев в современной гносеологии. Осветить роль иррациональных компонентов в познании: веры, интуиции, бессознательного и показать творческий характер познавательного процесса. Раскрыть особенности медицинского познания.
План семинара:
- Специфика философского подхода к познанию. Характеристика агностицизма.
- Чувственное и рациональное в познании. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении.
- Проблема истины в гносеологии. Критерии истины.
- Творчество и интуиция в познании.
Основные понятия: гносеология, агностицизм, конвенционализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, субъект познания, объект познания, предмет познания, истина, практика, методология, интуиция, творчество, знание, вера, заблуждение, щущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
|
|
Основная литература:
- Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.-С. 452-472.
- Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 235-247.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
- Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. – С. 284-309.
Дополнительная литература:
- Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М., 1997 – С. 102-155; 194-257.
- Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию. – М., 2005.
- Билибин А.Ф. О мышлении клинициста-практика. – М., 1989.
- Заблуждающийся разум?: Многообразие форм вненаучного знания /Отв. ред. и сост. И.Т. Касса вин. – М., 1990.
- Кутырев В.А. Современное социальное познание.- М., 1988.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
- Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. – 2001. - № 4. – С.70-83.
- Мясников А.Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) // Вопросы философии. – 2007. - № 6. – С. 130-141.
- Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002. – С. 73-101.
- Теория познания: В 4-х т. / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. – М., 1991-1995.
- Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. – М., 1992.
- Философия и медицина. – М., 1989.
Вопросы для самоконтроля:
- 1.Раскройте специфику философского подхода к познанию.
- Дайте определение агностицизма. Приведите примеры агностических учений
- Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.
- В чем состоит взаимосвязь чувственного и рационального в познании
- Покажите особенности чувственного и рационального в клиническом мышлении.
- Дайте определение истины и назовите ее свойства.
- Охарактеризуйте основные концепции истины в современной гносеологии
- Раскройте диалектику абсолютной и относительной истины.
- Как соотносятся понятия: истина, правда, заблуждение, ложь?
- Что такое практика и какова ее роль в познании?
- Как соотносятся знание и вера в познании?
- Что такое интуиция и какова ее природа?
- Дайте определение творчества? Как соотносятся познание и творчество?
|
|
Темы докладов и рефератов:
- Истина и заблуждение.
- Знание и вера.
- Интуитивное познание в медицине.
- Роль практики в познании.
- Многообразие форм вненаучного знания.
Формы контроля знаний:
- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.
- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.
- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по основным проблемам).