ТЕМА 4. Познание, его возможности и границы

Цель занятия: Охарактеризовать особенности философского подхода к познанию, выявить сложность и противоречивость процесса познания, проявляющуюся в существовании агностицизма и многообразии видов знания. Рассмотреть основные концепции истины и проблему ее критериев в современной гносеологии. Осветить роль иррациональных компонентов в познании: веры, интуиции, бессознательного и показать творческий характер познавательного процесса. Раскрыть особенности медицинского познания.

 

План семинара:

  1. Специфика философского подхода к познанию. Характеристика агностицизма.
  2. Чувственное и рациональное в познании. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении.
  3. Проблема истины в гносеологии. Критерии истины.
  4. Творчество и интуиция в познании.

Основные понятия: гносеология, агностицизм, конвенционализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, субъект познания, объект познания, предмет познания, истина, практика, методология, интуиция, творчество, знание, вера, заблуждение, щущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

Основная литература:

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.-С. 452-472.
  2. Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 235-247.
  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
  4. Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. – С. 284-309.

Дополнительная литература:

  1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М., 1997 – С. 102-155; 194-257.
  3. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию. – М., 2005.
  4. Билибин А.Ф. О мышлении клинициста-практика. – М., 1989.
  5. Заблуждающийся разум?: Многообразие форм вненаучного знания /Отв. ред. и сост. И.Т. Касса вин. – М., 1990.
  6. Кутырев В.А. Современное социальное познание.- М., 1988.
  7. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
  8. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. – 2001. - № 4. – С.70-83.
  9. Мясников А.Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) // Вопросы философии. – 2007. - № 6. – С. 130-141.
  10. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002. – С. 73-101.
  11. Теория познания: В 4-х т. / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. – М., 1991-1995.
  12. Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. – М., 1992.
  13. Философия и медицина. – М., 1989.

Вопросы для самоконтроля:

  1. 1.Раскройте специфику философского подхода к познанию.
  2. Дайте определение агностицизма. Приведите примеры агностических учений
  3. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.
  4. В чем состоит взаимосвязь чувственного и рационального в познании
  5. Покажите особенности чувственного и рационального в клиническом мышлении.
  6. Дайте определение истины и назовите ее свойства.
  7. Охарактеризуйте основные концепции истины в современной гносеологии
  8. Раскройте диалектику абсолютной и относительной истины.
  9. Как соотносятся понятия: истина, правда, заблуждение, ложь?
  10. Что такое практика и какова ее роль в познании?
  11. Как соотносятся знание и вера в познании?
  12. Что такое интуиция и какова ее природа?
  13. Дайте определение творчества? Как соотносятся познание и творчество?

 

Темы докладов и рефератов:

    • Истина и заблуждение.
    • Знание и вера.
    • Интуитивное познание в медицине.
    • Роль практики в познании.
    • Многообразие форм вненаучного знания.

Формы контроля знаний:

- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.

- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.

- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по ос­новным проблемам).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: