ОРВ на региональном уровне

Обращаясь к региональному опыту применения методологии «а-ля ОРВ» необходимо упомянуть о трех примерах. Во-первых, проекты методики формирования Доклада анализа воздействия государственной политики и Методики и порядка проведения оценки последствий политики, подготовленные в Калмыкии в 2006-2007 г. с помощью специалистов Всемирного банка. В-вторых, опыт г. Тольятти по проведению публичный консультаций в рамках оценки муниципальных социально-экономических программ (2007-2008). В-третьих, методология оценки административных регламентов в Республике Северная Осетия – Алания (2008). Отталкиваясь от этого исследования и при поддержке Всемирного банка («Программа сотрудничества Всемирного Банка по укреплению системы государственного управления в регионах Юга России») в ноябре 2008 – апреле 2009 гг. осуществляются усилия по внедрение ОРВ в качестве элемента системы государственного управления (соавторы данной статьи имеют непосредственное отношение к этому проекту).

На первом этапе (ноябрь-декабрь 2008 г.) были сделаны следующие шаги:

1) Инициирования процесса «выращивания» института ОРВ. Результат: создание по председательством вице-премьера Правительства Рабочей Группы по ОРВ при республиканской Комиссии по проведению административной реформы, которая включает 12 человек, представляющих Администрацию Президента и Правительства РСО-Алания, ряд министерств, территориальный орган Минюста России и республиканскую ТПП.

2) Сбор первичной информации путем анализа документов и проведения глубинных интервью по полустандартизированному гайду, направленный на выявления элементов ОРВ, присутствующих в республиканской практике и в законодательстве. Результаты: (а) список НПА, имеющих фрагменты или аналоги ОРВ в законодательной практике РСО-Алания; (б) Свод материалов по итогам одиннадцати интервью в органах власти РСО-Алания. Опрос проводился в начале декабря, затем были получены комментарии и дополнений от членов Рабочей группы, которым рассылались расшифровки интервью.

3) Подготовка аналитического обзора, характеризующего, во-первых, экспертные разработки по ОРВ (преимущественно на федеральном уровне), во-вторых, пилотные проекты, аналогичные оценке регулирующего воздействия на федеральном и региональном уровне. В-третьих, в отчет была включена существующая методология оценки административных регламентов в РСО-Алания. Отчет был дополнен двумя приложениями («Конференции, семинары, образование в области ОРВ в России» и «Интерес к ОРВ со стороны органов власти»), которые основываются на мониторинге событий в России, связанных с ОРВ, и иллюстрирует контекст отечественного развития ее методологии.

На втором этапе (январь – середина февраля 2009 г.) был подготовлен «Отчёт по сильным и слабым сторонам существующих подходов к оценке регулирующего воздействия в РСО-Алания», а также разработаны подходы к внедрению ОРВ. Было выяснено, что некоторые элементы, обычно используемые при проведении оценки регулирующего воздействия, так или иначе уже представлены в республике и на сегодняшний день, в первую очередь - действующим законодательством, регламентирующим процесс подготовки и принятия нормативных правовых актов и устанавливающим требования к последним.

Проекты законодательных инициатив, затрагивающих наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни, могут быть вынесены на всеобщее обсуждение, а проекты иных нормативно-правовых актов – на общественное или профессиональное обсуждение. В свою очередь, проекты постановлений и распоряжений Правительства, а также иных актов, требующих решений Правительства, вносятся после проведения необходимой, в том числе юридической, экспертизы с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты социально-экономических и иных последствий реализации регулирующего решения.

Третий этап (середина февраля – март 2009 г.) состоял из двух важнейших и наиболее трудоемких работ:

1) Были подготовлены проект «Временных методических рекомендаций по подготовке отчета об оценке регулирующего воздействия» (в т.ч. - шаблон отчета об оценке регулирующего воздействия), а также пакет необходимых постановлений и распоряжений с соответствующими приложениями («Порядок проведения эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти РСО–Алания», «Порядок проведения экспертизы отчетов об оценке регулирующего воздействия и проектов нормативных правовых актов в уполномоченном органе Администрации Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания»)

2) Было разработано Руководство по обучениюэ

На 4-м этапе (конец марта – апрель 2009 г.) были проведены два тренинга и первая пилотная ОРВ:

1) обобщённое обучение по вопросам ОРВ для группы государственных служащих — представителей республиканских министерств (30-35 человек);

2) отдельный обучающий модуль для группы госслужащих, отвечающих за внедрение ОРВ в республике (4-5 человек);

3) Пилот - на примере региональной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в РСО-Алания на 2009-2012 гг.», разработчиком которой является как раз Комитете по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: