double arrow

Подведомственные подразделения

· Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

· Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

· Федеральное агентство связи

 

Совет по региональной информатизации - деятельность совета направлена на развитие информационного общества в субъектах РФ

 

110. Конкурентоспособность региона, города. Система показателей конкурентных преимуществ региона. Основные факторы территориальной конкурентоспособности. Конкурентные стратегии в современных условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу.

Конкурентоспособность — термин, наиболее часто употребляемый не только в научной литературе, но и набирающий в последнее время популярность в экономических и политических кругах.Однако, несмотря на частое использование, операционализация понятий конкурентоспособности и, в частности, конкурентоспособности региона осложнено ввиду многогранности данной категории. Если обратиться к нормативным актам, регламентирующим механизм конкурентоспособности, то особую ценность имеет Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где одним из главных стратегических приоритетов России является повышение конкурентоспособности регионов и страны в целом на мировой арене. Однако конкурентоспособность страны не может быть достигнута при слабой конкурентоспособности входящих в ее состав регионов. Таким образом, регионы непроизвольно участвуют в социально-экономических процессах в рамках межрегиональной конкуренции и одновременно равноправного партнерства. В Концепции конкурентоспособность региона определяется как «реализация потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.На сегодняшний день регионы России конкурируют между собой на нескольких уровнях. Это может быть конкуренция между соседними регионами одного федерального округа, между субъектами РФ в пределах большого экономического пространства (Урал, Сибирь, Дальний Восток), между регионами в пределах страны.Поскольку межрегиональная конкуренция может протекать на разных уровнях, то и направленность соперничества может быть не только горизонтальной, но вертикальной. Под вертикальной конкуренцией подразумевается борьба, протекающая между разными уровнями власти. В качестве примера, можно привести конкуренцию между центральной и региональной властью за объем властных полномочий или за большую долю перераспределяемых ресурсов. Аналогичным характером конкуренции может обладать конкуренция между областной и муниципальной властью. К финансовым объектам вертикальной конкуренции относятся региональные программы их финансирования, налоговые льготы по федеральным налогам. К нефинансовым объектам вертикальной конкуренции относится борьба за статус городов региона или выход на мировой рынок. Объектами горизонтальной межрегиональной конкуренции выступают доступ к ресурсам, привлечение и сохранение мобильных ресурсов, будь то финансовых или человеческих. При рыночных условиях приток капитала не осуществляется путем централизованного принятия отраслевых решений, а, в большей степени, определяется конкурентными преимуществами, которыми обладает тот или иной регион, а также существующими возможностями их приращения. Речь идет о привлечении инвестиций, межрегиональной конкуренции за объекты собственности, рабочую силу, престижных жителей, туристов и прочее. К нефинансовой группе объектов можно отнести борьбу за проведение различных политических форумов, мероприятий международного уровня, крупных политических, спортивных, культурных, научных событий, формирующих имидж региона и способствующих его развитию. К финансовой группе объектов межрегиональной конкуренции, протекающей на горизонтальном уровне, относятся налоговые льготы по региональным налогам, субсидии и льготные кредиты, дотации, ипотечные программы и прочее. В экономической теории федерализма бытует мнение, что межрегиональная конкуренция за привлечение ресурсов осуществляется с помощью механизмов конкуренции властей этих регионов. Благодаря взаимодействию с региональным бизнесом и глобальными экономическими институтами региональные власти гораздо эффективней используют общественные финансы и создают благоприятные условия для бизнеса и проживающего населения, находясь в конкуренции с другими регионами за привлечение экономических ресурсов. Таким образом, борьба за более благоприятные экономические условия ведется региональными властями на федеральном уровне, отстаиваются интересы структурообразующий предприятий, осуществляется поиск возможностей для самостоятельного налаживания международных отношений.Для повышения своей привлекательности региону необходимо конкурировать с другими субъектам страны не только за размещение предприятий, но и за привлечение в регион населения из других регионов, в особенности высококвалифицированного населения в трудоспособном возрасте. Кадровый потенциал одновременно с социально-экономическим и научно-техническим потенциалами обусловливает уровень привлекательности региона в отношении размещения и поддержании существующих производств, соответственно, определяет привлекательность региона и для создания новых рабочих мест. В результате, рост численности занятого населения способствует социально-экономическому благополучию населения, а также улучшает финансово-бюджетное состояние региона. Классическое определение конкурентоспособности региона дается М. Портером, однако в этом определении региональная конкурентоспособность является ничем иным, как следствием конкурентоспособности фирм, расположенных в нем. Васильева А. В. рассматривает конкурентоспособность региона как экономическую категорию и определяет ее как «способность экономики субъекта федерации обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, возможность реализовать имеющийся экономический потенциал с целью устойчивого роста экономики региона». Межрегиональная конкуренция базируется на стремлении каждого субъекта федерации привлечь в регион новые ресурсы (людей, финансовые средства, капитал, информацию необходимую для устойчивого развития территории и прочее), а также целевые группы потребителей. Для этого регионы создают, стараются сохранить и приумножить свои конкурентные преимущества. Наличие и приращение конкурентных преимуществ, в свою очередь, позволит обеспечить решение различных социально-экономических задач, стоящих перед регионом. Иными словами, это позволит региону выдерживать конкуренцию со стороны других субъектов федерации.Согласно анализу существующих подходов к определению конкурентоспособности региона, проведенных Барабановым А. С. выделяются три основных направления к определению рассматриваемой социально-экономической категории. Данные подходы широко распространены в литературе, однако они имеют свои недостатки, поскольку каждый из подходов учитывает не все составляющие конкурентоспособности. [5, C.12] Один из наиболее распространенных вариантов определения региональной конкурентоспособности заключается в синонимизации понятия со способностью выдерживать конкуренцию на товарных рынках Согласно этому подходу конкурентоспособность региона существует лишь в рамках производства и возможности реализации конкурентоспособной продукции. Однако существует множество примеров, когда конкурентоспособность предприятий на рынке не ведет к высокому уровню конкурентоспособности всего региона. Таблица 1 Подходы к определению конкурентоспособности региона Сущность подхода Сторонники Конкурентоспособность как способность выдерживать конкуренцию на товарных рынках (конкурентоспособность предприятий) Мэйсон Р., Колькин Д. Н., Шорохов В. П., Фатхутдинов РЛ., Дохолян C. B., Унтура Г. А. Конкурентоспособность как способность к повышению уровня жизни населения (конкурентоспособность населения) Винокурова М. В., Петропавлова Г. П., Чуб Б. А., Авдреев В. Е., Скопин Ю. А., Гуторин Е. В. Конкурентоспособность как способность выявлять, создавать, использовать конкурентные преимущества Калюжнова Н.Я, Нагорская М. Н., Подсмашная И. Н., Тихомирова E. H., Чаплыгин С. И., Томина Ю. В. Согласно второму подходу, конкурентоспособность региона объясняется как «способность региональной экономики обеспечивать рост благосостояния населения региона» [5, C.13]. Рост благосостояния населения региона является одной из основных составляющих и индикаторов конкурентоспособности региона. Однако ограниченность определения лишь рассмотрением благосостояния населения не позволяет раскрыть сущность самого явления. Последняя группа исследователей определяют конкурентоспособность, как умение региона «выявлять, создавать, использовать конкурентные преимущества для улучшения конкурентных позиций среди регионов конкурентов». С одной стороны, данное определение наиболее лучшим образом описывает сущность понятия, однако необходимо внести ряд уточняющих характеристик, чтобы максимально полно операционализировать «конкурентоспособность региона». Для того чтобы регион стал конкурентоспособным, необходимо создать благоприятные условия для отдельных субъектов, входящих в него. Соответственно, здесь конкурентоспособность выступает в качестве синонима привлекательности, будь то привлекательности для инвесторов или населения. Таким образом, конкурентоспособность региона представляет собой относительную характеристику того или иного субъекта федерации, определяющую способность региона конкурировать с другими регионами за привлечение различных ресурсов, а также его способность быть привлекательным как для населения, так и для бизнеса, что может быть достигнуто путем выявления, использования и последующего создания конкурентных преимуществ. Для повышения своей привлекательности региону необходимо конкурировать с другими субъектам страны не только за размещение предприятий, но и за привлечение в регион населения из других регионов, в особенности высококвалифицированного населения в трудоспособном возрасте. Кадровый потенциал одновременно с социально-экономическим и научно-техническим потенциалами обусловливает уровень привлекательности региона в отношении размещения и поддержании существующих производств, соответственно, определяет привлекательность региона и для создания новых рабочих мест. В результате, рост численности занятого населения способствует социально-экономическому благополучию населения, а также улучшает финансово-бюджетное состояние региона.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: