Тема 1.2. Чертёж точки. Деление пространства на четверти - октанты

Обозначения и символы

Обозначения геометрических фигур в различных системах
  I II III
Фигура Ф Ф Ф
Плоскости проекций:      
- горизонтальная Н Н П1
- фронтальная V V П2
- профильная W W П3
Точки в пространстве   А, В, С  
Проекции точек:      
- горизонтальная а, в, с А', В', С' А1 , В1 , С1
- фронтальная а', в', с' А'', В'', С'' А2 , В2 , С2
- профильная а'', в'', с'' А''', В''', С''' А3 , В3 , С3
Линии двумя точками
Проекции линий проекциями точек
Плоскости: P, Q, S, α, β, γ
Следы плоскостей:      
- горизонтальная PH, Q H, S H α H, β H, γ H, αп1, βп1, γп1
- фронтальная PV, Q V, S V α V, β V, γ V α п2, βп2, γп2
- профильная PW, Q W, S W α W, β W, γ W α п3, βп3, γп3
Символы, обозначающие отношения между геометрическими фигурами
- совпадение, результат действия º
- конгруэнтность @
- перпендикулярность ^
- объединение È
- пересечение Ç
- включает Ì
- принадлежит Î
- логическое следствие Þ

Задача №1. По двум центральным проекциям треугольника АВС определить его пространственное положение.

Задача №2. По имеющимся параллельным проекциям четырехугольника АВСD построить пространственное положение четырехугольника АВСD и построить недостающую проекцию его вершины D.

Задача № 3. Построить тень дорожного знака, если известна тень одного столба.

Задача № 4. Построить проекцию параллелепипеда АВСDА'В'С'D' на плоскость его основания по направлению диагонали А'С.

Тема 1.2. Чертёж точки. Деление пространства на четверти - октанты.

Знаки координат в пространстве.

 

Таблица. Знаки координат

 

Задача № 5

По заданным в таблице координатам построить наглядное изображение и эпюр точки. Для каждой точки построить отдельный чертеж. Ось оу проводим под углом 45 0 к горизонтали и откладываем на ней размеры в 2 раза меньше заданного в таблице размера. При построении ортогональных проекций точек размеры откладываем в натуральную величину.

 

1. А 2. В 3. С 4.Д
х у z х у z х у z х у z
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Задача № 6* и образец ее решения.

Дать наглядные изображения точек А, В, С, D Относительно плоскостей V и H. Точки заданы своими проекциями (рис. а).

Решение: Точки ах, вх, сх, dх (рис. б) выбираем на оси х произвольно. Так как точка А находится во второй четверти (аппликата точки положительна, ордината отрицательна), то отрезок аха, соответствующий значению ординаты откладываем влево от плоскости V. Отрезок аха ', соответствующий значению аппликаты, откладываем вверх от плоскости Н.

Для построения точки D, находящейся в первой четверти (аппликата и ордината положительны), отрезок dxd откладываем влево от плоскости, а отрезок dxd' – вверх от плоскости Н.

Положения точек А и D, получены на пересечении перпендикуляров, проведенных через точки а и d к плоскости Н и через точки а' и d' к плоскости V.

Точка В лежит в плоскости V, это следует из того, что проекция b лежит на оси х (ордината равна 0) следовательно на рис б, точка b совпадает с bх. Отрезок bхb' соответствующий отрицательному значению аппликаты откладываем вниз от плоскости Н. Положение самой точки В совпадает с положением ее фронтальной проекции b'.

Точка С располагается на плоскости Н, это следует из того, что проекция с' лежит (рис. а) на оси х (аппликата точки С равна 0) Поэтому и на рис. б схс'.

Так как для точки С ордината положительна, то соответствующей этой ординате отрезок схс откладывается вправо от плоскости V, положение самой точки совпадает с положением ее горизонтальной проекции с.

Задача № 7. Изобразить наглядно положения точек А,B,C,D и E, заданных своими проекциями на рисунке.

 

 

 

Задача № 8*. Построить проекции точек А и В по их координатам. Построить проекцию точки С, расположенной симметрично точке А относительно фронтальной плоскостей проекций. Изобразить наглядно положения этих точек относительно плоскостей V и Н.

 

координаты точка x y
A 13,5  
B 6,5 -20

Решение. Намечаем ось х (рис.а) и на ней точку ах. Так кА точка А положительна, расположена в первой четверти (аппликата и ордината положительны), то проекция а' находится над осью х на расстоянии 13,5.

Для построения точки В сначала задаемся (на оси х) произвольно точкой bх и откладываем вниз отрезок bх b равный значению ординаты 6,5 и отрезок bх b', соответствующий отрицательному значению аппликаты (-20). Точка В находится в первой четверти.

Точка С должна быть расположена симметрично точке А относительно плоскости V. Следовательно ордината точки С равна -13,5, а аппликата равно 20. Точка сх совпадает с точкой ах, с' – с а', а горизонтальная проекция с находится над осью х на расстоянии 13,5.

 

Задача № 9. Построить проекции точек А, В, С по их координатам. Построить проекцию точки D,расположенной симметрично точке С относительно оси х. Изобразить наглядно положения этих точек относительно плоскостей V и Н.

координаты точка x y
A -25  
B -20  
С -30 -20
х

Задача № 10. Построить недостающие проекции точек А, В, С, D и их наглядное изображение в системе трех плоскостей проекций.

 

Тема 1.3. Проекции прямой линии. Взаимное положение прямых в пространстве.

.

Задача № 11. По заданным фронтальной а2 и профильной а3 проекциям прямой построить горизонтальную проекцию а1, прямой а
Задача № 12. По фронтальному N2 и профильному T3 следам прямой а построить её проекции. Определить через какие октанты она проходит.
Задача № 13. По горизонтальному M1 и профильному T3 следам прямой а построить её проекции. Определить через какие октанты она проходит.  
Задача № 14. Через точку А (25, 15, 40) провести горизонталь под углом к фронтальной плоскости проекций a=30o, через точку В (5, 30, 10) провести фронталь под углом к горизонтальной плоскости проекций b=10o.
Задача № 15. Построить три проекции отрезка АВ прямой линии п по заданным координатам ее концов А(30,10,10), В(10,25,40). Построить проекции точки С, делящей отрезок в отношении АС:СВ=1:2.
Задача № 16. Построить следы прямой линии заданной отрезком
Задача № 17. Построить следы прямой линии заданной отрезком
Взаимное расположение точки и прямой
Задача № 18.Определить какая из предложенных на проекциях точек принадлежит прямой m.
Задача № 19.Построить проекции точки А равноотстоящей от плоскостей П1 и П2 и принадлежащей прямой а заданной на эпюре.
Задача № 20.Построить недостающие проекции точек А и В, если известно, что точка А лежит на прямой п, а В на 10 мм выше точки А.
 
Взаимное расположение прямых Задача № 21.Через точку Е провести прямую, пересекающую прямые АВ и СD.
       

Тема 1.4. Плоскость.

Задача № 22.По координатам трех точек А(45,30,10), B(30,10,45) и С(5,25,5) построить проекции плоскости и её следы.
Задача № 23. В плоскости треугольника АВС провести горизонталь, фронталь и линию наибольшего ската.
Задача № 24.Построить недостающую проекцию плоскости заданной двумя пересекающимися прямыми a и b, если известно, что она является профильно проецирующей плоскостью.
     

Тема 1.5. Задание точки и прямой в плоскости.

Прямая и точка в плоскости. Главные линии плоскости. Пересечение прямой и плоскости. Определение видимости на чертеже.

 

Задача № 25 Построить недостающую проекцию точки D принадлежащей плоскости АВС.  
  Задача № 26. Определить расстояние от точки D до плоскости АВС
  Задача № 27. Построить недостающие проекции прямой m, принадлежащей плоскости АВС..    
Задача № 28 Определить точку пересечения прямой m с плоскостью АВС и определить видимость прямой по отношению к плоскости.  
Задача № 29. Через точку D провести прямую параллельную плоскости АВС.  
  Задача № 30. Через точку D провести прямую перпендикулярную плоскости АВС.  
Тема 1.6.Взаимное положение плоскостей.    
        Задача № 31. Построить плоскость параллельную плоскости АВС и расположенную выше её на расстоянии 30 мм.  
Задача № 32. Через точку D провести плоскость перпендикулярную плоскости заданной треугольником АВС.  
Задача № 33. Построить линию пересечения плоскости АВС и плоскости заданной двумя параллельными прямыми п и т. Определить видимость.  
         

Тема 1.7. Способы преобразования проекционного чертежа.

Задача № 34. Найти кратчайшее расстояние между двумя параллельными прямыми, методом замены плоскостей проекций    
Задача № 35. Найти кратчайшее расстояние от точки А до отрезка СВ, методом замены плоскостей проекций. Истинную величину перпендикуляра 0А определить методом прямоугольного треугольника
 
Задача № 36. Методом совмещении определить величину треугольника АВС и найти центр описанной окружности
Задача № 37. По заданным координатам концов отрезка АВ построить комплексный чертеж. Найти натуральную величину отрезка пользуясь способом вращения А(60, 5, 5) В (15,40,40)
Задача № 38. По заданным координатам концов отрезка АВ построить комплексный чертеж. Найти натуральную величину отрезка пользуясь способом перемены плоскостей проекций А(60, 8, 15) В (15, 30, 30)
Задача № 39. По заданным координатам вершин четырехугольника построить комплексный чертеж. Найти натуральную величину четырехугольника пользуясь способом вращения А (58, 50, 10) В (58, 15, 55) С (25,48, 40) Д (25,48,10)
Задача № 40. По заданным координатам вершин четырехугольника построить комплексный чертеж. Найти натуральную величину четырехугольника пользуясь способом перемены плоскостей проекций А (58, 50, 5) В (58, 8, 5) С (12,18, 60) Д (12,60,60)
Задача № 41. По заданным координатам вершин А,В,С построить комплексный чертеж треугольника. Найти действительную величину треугольника пользуясь способом совмещения А (50, 10, 10) В (15, 15, 55) С (55,45, 55)
Задача № 42. По заданным координатам вершин А,В,С построить комплексный чертеж треугольника. Найти действительную величину треугольника пользуясь способом перемены плоскостей проекций А (55, 40, 8) В (30, 10, 40) С (10,30, 20)
                   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: