Продуктивная деятельность

Имеет представление о направленности, содержании, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания, хозяйственно-бытового, ручного труда, труда в природе (чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в комнате и на участке для прогулок; изготовление игрушек и поделок; уход за растениями и животными и т.д)

Экономно расходует материалы (бумагу, ткань) в самостоятельной изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности.

Знает способы распределения коллективной работы: объединение участников трудовой деятельности; совместное выполнение трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника к другому для выполнения последующих действий (совместный труд).

Знает требования гигиены (необходимость мыть руки перед сервировкой стола, после работы с животными и растениями и пр.), правила обращения с инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер, телевизор, компьютер и пр.)

Выделяет виды труда (уборка комнаты), отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, мытье подоконников и пр.), компоненты (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) и устанавливает взаимосвязь между ними.

Планирует работу, понятно рассказывает об основных этапах воплощения замысла; умеет договориться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда.

Проявляет полную самостоятельность в самообслуживании, умеет привести свою одежду в порядок (пришить пуговицу, вешалку, почистить)

Умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь: вымыть посуду, выстирать носовой платок, полить растения, покормить домашних животных)

Использует ручные умения в повседневной жизни (изготовление простейших пособий для занятий, атрибутов, игрушек для игр, подарков и сувениров, деталей костюмов и украшений для праздника и пр), проявляя творчество

Осваивает умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте и пр.)

Осваивает специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью, природным материалом и пр.) и простейшими инструментами (ножницами, иголками, тисками, пилой, молотком, прибором для выжигания, детской швейной машинкой и т.д.): сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, склеивать, использовать выкройки, переводить рисунок на ткань и дерево; нарезать вареные овощи, пользоваться мерной посудой; обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголку» и т.д.

Владеет обобщенными способами конструирования, ручного труда и рукоделия; умеет использовать в работе пооперационные карты, «читать» схемы, рецепты приготовления блюд, простейшие чертежи.

Включает детский труд с настоящими инструментами в игровой сюжет: шитье одежды для кукол, стирка кукольного белья, поделки из бумаги, дерева, других материалов, совместное со взрослыми приготовление пищи и пр.

Знает обязанности дежурного по столовой, по подготовке к занятиям.

Декоративно-прикладное искусство Имеет представление о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов –Украины, Татарстана, Белоруссии, Латвии; о назначении и особенностях этого искусства (яркость, нарядность, стилизация, декоративность), связи особенностей с назначением предмета, традиционности образов, узоров и орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой, традициями и обычаями.

Имеет представление о видах прикладного искусства. Знает игрушки из глины глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, оятская, тверская, рязанская, жбанниковская, Гриневская, скопинская, абашевская русская, а также белорусская, молдавская, татарская, таджикская, узбекская и др. виды), из дерева, щепы, соломы, папье-маше (полхов-майданская, вологодская, крутецкая, загорская, богородская, ермиловская), предметы быта из бересты (печорские, мезенские, пинежские, олонецкие шкатулки, посуда, разделочные доски, прялки и др.); роспись и резьба Городца, Хохломы, Палеха; керамическая посуда Пскова, Новгорода, Гжели, Украины, Молдавии, Узбекистана и др.;, кружево (вологодское, киришское, елецкое, вятское); вышивка из разных областей России, Украины, ткачество и ковроткачество разных республик; плетение, аппликация, оригами, чеканка.

Декоративно-оформительское искусство Имеет представление о назначении этого искусства, его особенностях.

Имеет навыки оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок своих работ. С помощью взрослого готовит костюмы, декорации к театрализованным представлениям и праздникам, оформляет помещение.

Графика Имеет представление о графике, ее видах (книжная, станковая, прикладная, плакат), средствах выразительности, назначении иллюстрации (сопровождение литературного текста); особенностях языка книжной графики (выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности форм, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора; композиция не только листа книги, но и ее макета в целом)

Имеет представление о специфике труда художников-иллюстраторов, творческой манере некоторых. Понимает, что художник учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение или потешка) при создании иллюстрации и использует разные средства выразительности.

Создает собственные иллюстрации к сказкам, рассказам и другим произведениям

Живопись Имеет представление о жанрах живописи и ее средствах выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы. Жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому; композиция как выделение главного, построение изображения, его планов; материал и способы его использования для передачи выразительности образа.

Имеет представление о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в теплой, холодной. Контрастной гамме, передающих определенное настроение, состояние и по характеру могущих быть лирическими, торжественными, эпическими, декоративными и т.д.; разными и по композиции, и по способам изображения (реалистически-обобщенными, реалистическими с подробной деталировкой, декоративными)

Знает, что натюрморт – может изображать предметы одного порядка, может быть смешанным, сюжетным и являться частью других жанров живописи.

Знает, что пейзаж – это изображение природы в разные сезоны и времена суток, не только в их ярких проявлениях, но и переходных. Различает городской, архитектурный, морской и водный, индустриальный, горный, космический пейзажи.

Знает, что портрет бывает нескольких видов: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный, социальный, исторический и др. Умеет внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета.

Знаком с жанровой живописью и ее видами: сказки, былины, спорт, батальная живопись, картины о труде людей, о животных, на бытовые сюжеты.

Умеет устанавливать в картине многообразные связи как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Скульптура. Знает монументальную, декоративную, станковую скульптуру, объемную и рельефную. Понимает назначение скульптуры, ее средства выразительности: материал, технику его обработки, композицию –динамику и статику –силуэт, устойчивость конструкции, постамент.

Создает объемные образы.

Имеет представление о труде скульптора.

Архитектура Имеет представление об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности, о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников), об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота)

Знает о важности роли материалов, из которых строится здание, использовании различных архитектурных украшений (колонны, портики, арки, решетки, скульптуры, монументальная живопись, мозаика и др.)

Понимает типичный, обобщенный образ сооружения (все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерный, индивидуальный (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр и др.)

Знаком с архитектурой своего города.

Имеет практические умения (строит из имеющегося материала здания, мосты, улицы города, бытовые сооружения)

В изображении предметного мира добивается определенного сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передает как общие, типичные так и характерные, индивидуальные признаки предметов.

Умеет использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Знает свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона.

При изображении сказочных образов умеет передать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности –цвет, рисунок, композицию.

В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация) – умеет выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображает предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; создает сюжетные изображения с натуры.

В декоративной деятельности –умеет применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении (плоскость, которую украшает ребенок, может быть и объемной)

Умеет стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, опуская детали, использовать стилевые особенности цвета, присущие росписям.

Умеет использовать разнообразные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи.

Работает акварелью и гуашью по сырому и по сухому, использует разные способы наложения цветового пятна, работает пером, использует такие приемы как тушевка, штриховка, оттиска, создание эскиза, наброска карандашом или кистью

В аппликации использует разнообразные материалы –бумагу разного качества, ткань, природные материалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений и т.д.)

Владеет техникой симметричного, силуэтного многослойного и ажурного вырезывания, разнообразными способами прикрепления материала на фон, получения объемной аппликации.

Применяет технику обрывания для получения целостного образа или создания мозаичной аппликации.

В лепке при создании объемных и рельефных изображений использует стеки, штампы, материалы для крепления удлиненных, вытянутых форм. Использует постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке (лягушка на листочке)

Конструирование из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов. Создает разнообразные варианты построек жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, различный транспорт, придумывает сюжетные композиции: улицы города, автовокзал и пр.

Знает закономерности создания прочного, высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, легкость и устойчивость перекрытий, зависимость конструкций от назначения); умеет использовать архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и пр.

Создает сооружения по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям.

Конструирование из бумаги Создает интересные игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др.

Конструирует по типу оригами, создает образы путем закручивания полосок, круга в конус, полукруга в конус. Изготавливает объемные конструкции из готовых разверток, читает условные обозначения и следует им.

Знает способы изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше.

Конструирование из природного материала Владеет способами работы различными инструментами: ножницами, иголкой, шилом, линейкой. В качестве материалов использует пластилин, проволоку.

Владеет способами конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.

Социальный мир

Знает свое имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей.

Проявляет интерес к событиям своего детства, к своему будущему. Задает вопросы о жизни, смерти, событиях в мире, взаимоотношениях людей.

Интересуется устройством игрушек, механизмов, содержанием книг.

Выражает интерес к экспериментированию, познанию, творчеству.

Стремится к самостоятельному чтению, письму.

Умеет осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства.

Сравнивает людей разного возраста и пола, выделяет некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий.

Имеет представление о ходе развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Умеет с помощью картинок воссоздать последовательность возрастного развития человека.

Имеет представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Понимает, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестах, действиях, интонации голоса: радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение.

Понимает, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал –предложить помощь, просить прощение, не повторять неправильные действия).

Понимает связь между поведением ребенка и соответствующими чувствами взрослых («Маму обрадовало то, что я…»)

Знает некоторые культурные традиции своей семьи, любимые занятия членов семьи.

Знает правила поведения.

Понимает, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование, что народ хранит память о выдающихся людях: писателях, ученых, художниках.

Обобщает разные изображения людей по возрастному, половому признаку, по профессии (Это-врачи и т.д.)

Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему людей на земле, жизни народов мира.

Воображает себя в разных социальных ролях (путешественник, вождь племени, космонавт). Мечтает о добрых делах для всех народов.

Проявляет интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнает и называет разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.

Проявляет чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает-нельзя шуметь). Умеет выразить в семье внимание к больному: подать лекарство, градусник, принести воды.

Старательно выполняет поручения взрослых.

Проявляет стремление к самостоятельным действиям, пытается преодолевать трудности.

Чутко относится к оценкам своих поступков со стороны взрослых, отказывается от повторения негативных действий, которые не были одобрены.

В общении вежлив. Называет взрослого по имени, отчеству. Не перебивает в разговоре. Самостоятельно здоровается, прощается, благодарит.

Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый) Связывает моральную оценку с личностью литературного героя (злой как Змей Горыныч)

Понимает, как образуется «взрослое» имя, отчество.

Умеет использовать в обращении к близким ласковые обороты речи. Интересуется состоянием здоровья, делами близких

Выражает стремление поговорить по телефону с близкими, послать письмо, сделать подарок своими руками, рассказать о своих делах.

Отражает в рисунках, рассказах интерес к жизни разных народов, к событиям истории.

Имеет представления о детях разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешности, одежды, любимых занятиях.

Понимает, что маленькие дети нуждаются в заботе и внимании старших детей

Понимает эмоциональные состояния сверстников, знает некоторые особенности характера, поведения детей. Понимает необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним.

Имеет представление о правилах культурного поведения среди детей: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, научить другого тому, что умеешь сам, играть дружно, быть справедливым.

Имеет представления о правилах поведения детей в общественных местах (на улице, в транспорте, в театре), о некоторых правилах и знаках дорожного движения, о способах обращения к незнакомым людям, к продавцу и пр.

Имеет представление о школьниках, школе, учителе; выражает стремление к школьному обучению, к освоению чтения, письма, к новым знаниям. Знает стихи о школе.

Проявляет интерес к событиям жизни детей разного возраста.

Умеет по набору предметов определить, детям какого пола и возраста они нужны: мальчикам, девочкам, младенцам и пр.

С помощью взрослого находит определение для оценки поступка, черт характера героя (смелый, решительный)

Умеет оценить поведение сверстника через сравнение его поступка с поступком литературного героя

Проявляет элементарную ответственность: насорил –убрал за собой

Умеет соблюдать установленный порядок поведения, соблюдать очередность, учитывать права других детей.

Окружающий мир

Имеет отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми сталкивается в повседневной жизни.

Знает существенные признаки, лежащие в основе таких родовых понятий как «одежда» (зимняя, летняя), 2головные уборы», «обувь» (кожаная, резиновая), «постельное белье», «овощи», «фрукты», «транспорт» (городской, наземный, воздушный, водный) и пр.

Знает разновидности материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, пластмассы, дерева, металла и пр.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения.

Использует систему обследовательских действий при рассматривании предметов, определения качеств и свойств материалов.

Сравнивает предметы разных видов (сумка-портфель; книга-журнал), вычленяя и сопоставляя сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения (что разное, чем похожи).

Составляет описательный рассказ о предмете, полно отражая его особенности, пользуясь образными сравнениями, эпитетами.

Группирует предметы (овощи, фрукты и пр.) на основе существенных признаков.

Классифицирует предметы по родовым и видовым признакам, варьируя основания для классификации (посуда –чайная, столовая, кухонная, одноразовая и многоразовая; одежда –детская и взрослая, мужская и женская, зимняя, летняя, демисезонная).

Умеет пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением.

Бережно относится к предметам, используемым в играх, в быту, в повседневной жизни.

Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда.

Имеет представление о разнообразии профессий на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда.

Имеет представление о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат)

Имеет отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин в труде человека (ускорение получения результата, улучшение качества, облегчение труда)

Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея,), где ярко выражен результатами труда.

Имеет представление о деньгах как измерителе ценности товара или услуги

Имеет представление о рекламе как способе распространения информации о товарах и услугах.

Имеет представление о том, где и кем работают родители, в чем ценность их труда.

Знает о материальном благополучии семьи, ее бюджете, основных доходах и расходах

Расчленено воспринимает трудовой процесс –все его компоненты в их последовательности. Умеет объяснить важность каждого из них.

Умеет строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса

Умеет самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (наблюдения, чтение книг, рассматривание картинок, рассказы взрослых, просмотр телепередач)

Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии: устанавливает связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им инструментами, техникой; устанавливает связь между качеством результата труда и его стоимостью

Пользуется речью-доказательством для обоснования своих суждений о видах труда, профессиях, для оценки результатов труда, значимости его ценности и стоимости.

Владеет словами профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама и пр.

Речевое развитие

Обсуждает проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, дает аргументированные оценки.

Участвует в коллективных разговорах, использует принятые нормы вежливого речевого общения (внимательно слушает собеседника, правильно задает вопрос, строит свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения)Разрешает споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументировано исправляет ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства)

Знает способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращается по имени, отчеству, имени, вежливо выражает просьбу, извиняется, благодарит за услугу, говорит спокойным, дружелюбным тоном.

Пересказывает литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

Понимает и запоминает авторские средства выразительности, использует их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников

Пересказывает произведение близко к тексту, по ролям,, по частям, от лица литературного героя.

В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находит существенные признаки предметов, устанавливает иерархию признаков, определяет и воспроизводит логику описательного рассказа; использует разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения)

Сочиняет сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строит свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание)

Различает литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.

В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.)

Проявляет интерес к самостоятельному сочинению, создает разнообразные виды творческих рассказов: рассказы, сказки на тему, предложенную взрослым, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам и т.д.)

В творческих рассказах проявляет индивидуальное способности к творческой речевой деятельности.Умеет внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений; замечает речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправляет их

Пытается самостоятельно использовать такие речевые формы как объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование на занятиях и в повседневной жизни.

Активно владеет бытовым словарем; точно и правильно использует слова, обозначающие предметы быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Продолжает осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета(розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый), формы, размера и других признаков объекта.

Самостоятельно пользуется необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называет их (погладил, подул, смял, взвесил, понюхал и т.д.)

Умеет сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания. Понимает причины объединения в одну группу предметов:посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов и др.

Владеет операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда – кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь –зимняя, летняя, демисезонная; транспорт –пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т.д.)

Знаком с полисемией, олицетворением, метафорой.

Использует средства речевой выразительности при сочинении загадок, сказок.стихов

Замечает грамматические ошибки в речи сверстников и исправляет их; самостоятельно использует грамматические формы. Образовывает слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов (сложные слова); придумывает предложения с заданным количеством слов; вычленяет количество и последовательность слов в предложении.

Умеет самостоятельно употреблять разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием своего высказывания.

Чисто и правильно произносит все звуки родного языка.

Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользуется различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

Умеет делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Анализирует 4-5-звуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа).

Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове.

Понимает и использует в речи термин «предложение», составляет предложение из 3-4 слов, делит предложение на слова, называя их по порядку.

Устанавливает при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и пр.)

Воспринимает литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), дает оценку действиям и поступкам героев.

Проявляет внимание к языку, чувствует и осознает некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.), осознает некоторые виды комического в произведениях, проникает в поэтическое настроение, передает свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

Литературный опыт активно использует в творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, загадок, стихов, игр.

Игра

Отражает в сюжетно-ролевых играх различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, фантастические, содержание любимых литературных произведений, спектаклей, кинофильмов.

Самостоятельно создает на основе разнообразных впечатлений новые сюжеты, придумывает новые роли и игровые действия

Использует в играх разнообразные постройки из строительного материала

 

Вносит изменения в знакомые сказки, литературные произведения при их обыгрывании, придумывает новые сюжетные линии, вводит новых персонажей.

Разыгрывает театральные спектакли с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.

Творчески создает разные игровые образы в играх-имитациях, выразительно передает действия изображаемых существ, их движения, мимику, действия, интонацию.

Отражает в играх впечатления от реальной жизни (больница, магазин, школа, почта, путешествия, парикмахерская), а также фантазийные образы, навеянные игрой воображения.

Умеет договориться с играющими об общем игровом замысле, используя разнообразные способы распределения ролей: считалки, жребий, выбор по желанию и интересам.

Умеет создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации

Пользуется предметами-заместителями

Передает в роли не только игровые действия, но и характер персонажа, его настроение (нежная мать, строгая учительница и пр.)

Называет свою роль, определяет словесно изображаемые события, места расположения играющих («Здесь море, а это корабль. Он плывет к необитаемому острову.»

В игре использует прием условного проигрывания части сюжета –приемом «как будто» (Как будто мы уже побывали в космосе и возвращаемся на землю)

Придумывает и использует детали костюмов.

Ставит кукольные спектакли.

В дидактических играх сознательно принимает игровую задачу, выполняет игровые действия по правилам. Проявляет выдержку.

Проявляет настойчивость в поиске решения, видит правильность результата.

Умеет объяснить сверстнику ход решения игровой задачи. Придумывает новые правила в играх.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: