Продуктивная деятельность

Имеет представление о направленности, содержании, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания, хозяйственно-бытового, ручного труда, труда в природе (чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в комнате и на участке для прогулок; изготовление игрушек и поделок; уход за растениями и животными и т.д)

Знает способы распределения коллективной работы: объединение участников трудовой деятельности; совместное выполнение трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника к другому для выполнения последующих действий (совместный труд)

Знает обязанности дежурного по столовой, по подготовке к занятиям

Знает требования гигиены (необходимость мыть руки перед сервировкой стола, после работы с животными и растениями и пр.), правила обращения с инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер, телевизор, компьютер и пр.)

Выделяет виды труда (уборка комнаты), отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, мытье подоконников и пр.), компоненты (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) иустанавливает взаимосвязь между ними.

Планирует работу, понятно рассказывает об основных этапах воплощения замысла; умеет договориться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда.

Проявляет полную самостоятельность в самообслуживании, умеет привести свою одежду в порядок (пришить пуговицу, вешалку, почистить)

Умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь: вымыть посуду, выстирать носовой платок, полить растения, покормить домашних животных)

Использует ручные умения в повседневной жизни (изготовление простейших пособий для занятий, атрибутов, игрушек для игр, подарков и сувениров, деталей костюмов и украшений для праздника и пр), проявляя творчество

Осваивает умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономноерасходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте и пр.)

Осваивает специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью, природным материалом и пр.) и простейшими инструментами (ножницами, иголками, тисками, пилой, молотком, прибором для выжигания, детской швейной машинкой и т.д.): сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, склеивать, использовать выкройки, переводить рисунок на ткань и дерево; нарезать вареные овощи, пользоваться мерной посудой; обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголку» и т.д.Владеет обобщенными способами конструирования, ручного труда и рукоделия; умеет использовать в работе пооперационные карты, «читать» схемы, рецепты приготовления блюд, простейшие чертежи.

Включает детский труд с настоящими инструментами в игровой сюжет: шитье одежды для кукол, стирка кукольного белья, поделки из бумаги, дерева, других материалов, совместное со взрослыми приготовление пищи и пр.

Декоративно-прикладное искусство Имеет представление о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов –Украины, Татарстана, Белоруссии, Латвии; о назначении и особенностях этого искусства (яркость, нарядность, стилизация, декоративность), связи особенностей с назначением предмета, традиционности образов, узоров и орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой, традициями и обычаями.

Имеет представление о видах прикладного искусства. Знает игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская,оятская, тверская, рязанская, жбанниковская, Гриневская, скопинская, абашевская русская, а также белорусская, молдавская, татарская, таджикская, узбекская и др. виды), из дерева, щепы, соломы, папье-маше (полхов-майданская, вологодская, крутецкая, загорская, ермиловская), предметы быта из бересты (печорские, мезенские, пинежские, олонецкие шкатулки, посуда, разделочные доски, прялки и др.); роспись и резьба Городца, Хохломы, Палеха; керамическая посуда Пскова, Новгорода, Гжели, Украины, Молдавии, Узбекистана и др.;, кружево (вологодское, киришское, елецкое, вятское); вышивка из разных областей России, Украины, ткачество и ковроткачество разных республик; плетение, аппликация, оригами, чеканка.

Декоративно-оформительское искусство Имеет представление о назначении этого искусства, его особенностях.

Имеет навыки оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок своих работ. С помощью взрослого готовит костюмы, декорации к театрализованным представлениям и праздникам, оформляет помещение.

Графика Имеет представление о графике, ее видах (книжная, станковая, прикладная, плакат), средствах выразительности, назначении иллюстрации (сопровождение литературного текста); особенностях языка книжной графики (выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности форм, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора; композиция не только листа книги, но и ее макета в целом)

Имеет представление о специфике труда художников-иллюстраторов, творческой манере некоторых. Понимает, что художник учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение или потешка) при создании иллюстрации и использует разные средства выразительности.

Создает собственные иллюстрации к сказкам, рассказам и другим произведениям

Живопись Имеет представление о жанрах живописи и ее средствах выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы. Жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому; композиция как выделение главного, построение изображения, его планов; материал и способы его использования для передачи выразительности образа.

Имеет представление о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в теплой, холодной. Контрастной гамме, передающих определенное настроение, состояние и по характеру могущих быть лирическими, торжественными, эпическими, декоративными и т.д.; разными и по композиции, и по способам изображения (реалистически-обобщенными, реалистическими с подробной деталировкой, декоративными)

Знает, что натюрморт – может изображать предметы одного порядка, может быть смешанным, сюжетным и являться частью других жанров живописи.

Знает, что пейзаж – это изображение природы в разные сезоны и времена суток, не только в их ярких проявлениях, но и переходных. Различает городской, архитектурный, морской и водный, индустриальный, горный, космический пейзажи.

Знает, что портрет бывает нескольких видов: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный, социальный, исторический и др. Умеет внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета.

Знаком с жанровой живописью и ее видами: сказки, былины, спорт, батальная живопись, картины о труде людей, о животных, на бытовые сюжеты.

Умеет устанавливать в картине многообразные связи как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Скульптура. Знает монументальную, декоративную, станковую скульптуру, объемную и рельефную. Понимает назначение скульптуры, ее средства выразительности: материал, технику его обработки, композицию –динамику и статику –силуэт, устойчивость конструкции, постамент.

Создает объемные образы животных и человека.

Имеет представление о труде скульптора.

Архитектура Имеет представление об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности, о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников), об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота)

Знает о важности роли материалов, из которых строится здание, использовании различных архитектурных украшений (колонны, портики, арки, решетки, скульптуры, монументальная живопись, мозаика и др.)

Понимает типичный, обобщенный образ сооружения (все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерный, индивидуальный (Адмиралтейство, Большой театр и др.)

Знаком с архитектурой своего города.

Имеет практические умения (строит из имеющегося материала здания, мосты, улицы города, бытовые сооружения)

В изображении предметного мира добивается определенного сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передает как общие, типичные так и характерные, индивидуальные признаки предметов и живых объектов.

Умеет использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Знает свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона.

При изображении сказочных образов умеет передать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности –цвет, рисунок, композицию.

В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация) – умеет выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображает предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; создает сюжетные изображения с натуры.

В декоративной деятельности –умеет применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении (плоскость, которую украшает ребенок, может быть и объемной)

Умеет стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, опуская детали, использовать стилевые особенности цвета, присущие росписям.

Умеет использовать разнообразные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи.

Работает акварелью и гуашью по сырому и по сухому, использует разные способы наложения цветового пятна, работает пером, использует такие приемы как тушевка, штриховка, оттиска, создание эскиза, наброска карандашом или кистью

В аппликации использует разнообразные материалы –бумагу разного качества, ткань, природные материалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений и т.д.)

Владеет техникой симметричного, силуэтного многослойного и ажурного вырезывания, разнообразными способами прикрепления материала на фон, получения объемной аппликации.

Применяет технику обрывания для получения целостного образа или создания мозаичной аппликации.

В лепке при создании объемных и рельефных изображений использует стеки, штампы, материалы для крепления удлиненных, вытянутых форм. Использует постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке (лягушка на листочке)

Конструирование из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов. Создает разнообразные варианты построек жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, различный транспорт, придумывает сюжетные композиции: улицы города, автовокзал и пр.

Знает закономерности создания прочного, высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, легкость и устойчивость перекрытий, зависимость конструкций от назначения); умеет использовать архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и пр.

Создает сооружения по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям.

Конструирование из бумаги Создает интересные игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др.

Конструирует по типу оригами, создает образы путем закручивания полосок, круга в конус, полукруга в конус. Изготавливает объемные конструкции из готовых разверток, читает условные обозначения и следует им.

Знает способы изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше.

Конструирование из природного материала Владеет способами работы различными инструментами: ножницами, иголкой, шилом, линейкой. В качестве материалов использует пластилин, проволоку.

Владеет способами конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков,

Социальный мир

Проявляет интерес к событиям своего детства, к своему будущему. Задает вопросы о жизни, смерти, событиях в мире, взаимоотношениях людей. Проявляет интерес к своей родословной.

Интересуется устройством игрушек, механизмов, содержанием книг.

Выражает интерес к экспериментированию, познанию, творчеству.

Стремится к самостоятельному чтению, письму

Умеет осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства.

Сравнивает людей разного возраста и пола, выделяет некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий.

Имеет представление о ходе развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Умеет с помощью картинок воссоздать последовательность возрастного развития человека.

Имеет представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми

Понимает, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестах, действиях, интонации голоса: радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение.Понимает, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал –предложить помощь, просить прощение, не повторять неправильные действия).

Понимает связь между поведением ребенка и соответствующими чувствами взрослых («Маму обрадовало то, что я…»)

Знает правила поведения.

Понимает, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование, что народ хранит память о выдающихся людях: писателях, ученых, художниках.

Обобщает разные изображения людей по возрастному, половому признаку, по профессии (Это-врачи и т.д.)

Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему людей на земле, жизни народов мира.

Воображает себя в разных социальных ролях (путешественник, вождь племени, космонавт). Мечтает о добрых делах для всех народов.

Проявляет интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнает и называет разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.

Проявляет чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает -нельзя шуметь). Умеет выразить в семье внимание к больному: подать лекарство, градусник, принести воды.

Старательно выполняет поручения взрослых.

Проявляет стремление к самостоятельным действиям, пытается преодолевать трудности.

Чутко относится к оценкам своих поступков со стороны взрослых, отказывается от повторения негативных действий, которые не были одобрены.

В общении вежлив. Называет взрослого по имени, отчеству. Не перебивает в разговоре. Самостоятельно здоровается, прощается, благодарит.

Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый) Связывает моральную оценку с личностью литературного героя (злой как Змей Горыныч)

Понимает, как образуется «взрослое» имя, отчество.

Умеет использовать в обращении к близким ласковые обороты речи. Интересуется состоянием здоровья, делами близких.

Имеет представления о детях разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешности, одежды, любимых занятиях.

Понимает, что маленькие дети нуждаются в заботе и внимании старших детей

Понимает эмоциональные состояния сверстников, знает некоторые особенности характера, поведения детей. Понимает необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним.

Имеет представление о правилах культурного поведения среди детей: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, научить другого тому, что умеешь сам, играть дружно, быть справедливым.

Проявляет интерес к событиям жизни детей разного возраста.

Умеет по набору предметов определить, детям какого пола и возраста они нужны: мальчикам, девочкам, младенцам и пр.

С помощью взрослого находит определение для оценки поступка, черт характера героя (смелый, решительный)

Умеет оценить поведение сверстника через сравнение его поступка с поступком литературного героя

Проявляет элементарную ответственность: насорил –убрал за собой

Умеет соблюдать установленный порядок поведения, соблюдать очередность, учитывать права других детей.

Проявляет интерес к событиям своего детства, к своему будущему. Задает вопросы о жизни, смерти, событиях в мире, взаимоотношениях людей. Проявляет интерес к своей родословной.

Интересуется устройством игрушек, механизмов, содержанием книг.

Выражает интерес к экспериментированию, познанию, творчеству.

Стремится к самостоятельному чтению, письму.

Проявляет интерес к городу, в котором живет. Знает некоторые сведения о его истории, достопримечательностях, главных улицах

Проявляет желание узнать о стране, в которой живет, о жизни разных народов, некоторых фактах истории

Умеет осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства.

Выражает стремление поговорить по телефону с близкими, послать письмо, сделать подарок своими руками, рассказать о своих делах.

Окружающий мир

Имеет отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми сталкивается в повседневной жизни.

Знает существенные признаки, лежащие в основе таких родовых понятий как «одежда» (зимняя, летняя), 2головные уборы», «обувь» (кожаная, резиновая), «постельное белье», «овощи», «фрукты», «транспорт» (городской, наземный, воздушный, водный) и пр.

Знает разновидности материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, пластмассы, дерева, металла и пр.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения.

Использует систему обследовательских действий при рассматривании предметов, определения качеств и свойств материалов.

Сравнивает предметы разных видов (сумка-портфель; книга-журнал), вычленяя и сопоставляя сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения (что разное, чем похожи)

Составляет описательный рассказ о предмете, полно отражая его особенности, пользуясь образными сравнениями, эпитетами.

Группирует предметы (овощи, фрукты и пр.) на основе существенных признаков

Умеет пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением.

Бережно относится к предметам, используемым в играх, в быту, в повседневной жизни

Экономно расходует материалы (бумагу, ткань) в самостоятельной изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности.

Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда.

Имеет представление о разнообразии профессий на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда.

Имеет представление о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат)

Имеет отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подьемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин в труде человека (ускорение получения результата, улучшение качества, облегчение труда)

Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея,), где ярко выражен результатами труда.

Имеет представление о деньгах как измерителе ценности товара или услуги

Имеет представление о рекламе как способе распространения информации о товарах и услугах.

Имеет представление о том, где и кем работают родители, в чем ценность их труда.

Знает о материальном благополучии семьи, ее бюджете, основных доходах и расходах

Расчленено воспринимает трудовой процесс –все его компоненты в их последовательности. Умеет объяснить важность каждого из них.

Умеет строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса

Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии: устанавливает связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им инструментами, техникой; устанавливает связь между качеством результата труда и его стоимостью

Пользуется речью-доказательством для обоснования своих суждений о видах труда, профессиях, для оценки результатов труда, значимости его ценности и стоимости.

катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.

Речевое развитие

Обсуждает проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, дает аргументированные оценки.

Участвует в коллективных разговорах, использует принятые нормы вежливого речевого общения (внимательно слушает собеседника, правильно задает вопрос, строит свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения)

Разрешает споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументировано исправляет ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства)

Знает способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращается по имени, отчеству, имени, вежливо выражает просьбу, извиняется, благодарит за услугу, говорит спокойным, дружелюбным тоном.

Пересказывает литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

Понимает и запоминает авторские средства выразительности, использует их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников

Пересказывает произведение близко к тексту, по ролям,, по частям, от лица литературного героя.

В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находит существенные признаки предметов, устанавливает иерархию признаков, определяет и воспроизводит логику описательного рассказа; использует разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения)

Сочиняет сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строит свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание)

Различает литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.

В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.)

Проявляет интерес к самостоятельному сочинению, создает разнообразные виды творческих рассказов: придумывает продолжение конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану взрослого, по модели.

В творческих рассказах проявляет индивидуальное способности к творческой речевой деятельности.

Умеет внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений; замечает речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправляет их

Осваивает формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование

Активно владеет бытовым словарем; точно и правильно использует слова, обозначающие предметы быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Продолжает осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета(розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый), формы, размера и других признаков объекта.

Самостоятельно пользуется необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называет их (погладил, подул, смял, взвесил, понюхал и т.д.)

Умеет сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания. Понимает причины объединения в одну группу предметов:посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов и др.

Находит в текстах литературных произведений и создает свои образные сравнения, эпитеты.

Использует средства речевой выразительности при сочинении загадок, сказок.стихов

Замечает грамматические ошибки в речи сверстников и исправляет их; самостоятельно использует грамматические формы. Образовывает слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов (сложные слова); придумывает предложения с заданным количеством слов; вычленяет количество и последовательность слов в предложении.

Чисто и правильно произносит все звуки родного языка

Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользуется различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

Устанавливает при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и пр.)

Воспринимает литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), дает оценку действиям и поступкам героев.

Проявляет внимание к языку, чувствует и осознает некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.), осознает некоторые виды комического в произведениях, проникает в поэтическое настроение, передает свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

Литературный опыт активно использует в творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, загадок, стихов, игр.

Игра

Отражает в сюжетно-ролевых играх различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, фантастические, содержание любимых литературных произведений, спектаклей, кинофильмов.

Самостоятельно создает на основе разнообразных впечатлений новые сюжеты, придумывает новые роли и игровые действия.

Использует в играх разнообразные постройки из строительного материала.

Вносит изменения в знакомые сказки, литературные произведения при их обыгрывании, придумывает новые сюжетные линии, вводит новых персонажей.

Разыгрывает театральные спектакли с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.

Творчески создает разные игровые образы в играх-имитациях, выразительно передает действия изображаемых существ, их движения, мимику, действия, интонацию.

Отражает в играх впечатления от реальной жизни (больница, магазин, школа, почта, путешествия, парикмахерская), а также фантазийные образы, навеянные игрой воображения.

Умеет договориться с играющими об общем игровом замысле, используя разнообразные способы распределения ролей: считалки, жребий, выбор по желанию и интересам.

Умеет создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации

Пользуется предметами-заместителями

Передает в роли не только игровые действия, но и характер персонажа, его настроение (нежная мать, строгая учительница и пр.)

Называет свою роль, определяет словесно изображаемые события, места расположения играющих («Здесь море, а это корабль. Он плывет к необитаемому острову».

В игре использует прием условного проигрывания части сюжета –приемом «как будто» (Как будто мы уже побывали в космосе и возвращаемся на землю.)

Придумывает и использует детали костюмов.

Ставит кукольные спектакли.

В дидактических играх сознательно принимает игровую задачу, выполняет игровые действия по правилам. Проявляет выдержку.

Проявляет настойчивость в поиске решения, видит правильность результата.

Умеет объяснить сверстнику ход решения игровой задачи. Придумывает новые правила в играх.

Седьмой год жизни

Математический блок

Имеет представление о форме, размере, расположенности предмета. Обобщает – «многоугольник».

Знает форму предмета и его частей. Симметрично располагает предметы на плоскости.

Устанавливает логические связи и зависимости групп геометрических фигур, связи преобразования одних фигур в другие

Зрительно распознает фигуры, величины, воспроизводит, воссоздает их по представлению, описанию. Умеет пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами.

Использует слова: форма, размер, вес, геометрическая фигура – для определения и характеристики свойств предметов, их наличия и отсутствия (1 наличествующий и 2 отсутствующих; красные, небольшие, некруглые фигуры).

Обобщает – «многоугольник».

Знает форму предмета и его частей. Симметрично располагает предметы на плоскости.

Устанавливает логические связи и зависимости групп геометрических фигур, связи преобразования одних фигур в другие

Зрительно распознает фигуры, величины, воспроизводит, воссоздает их по представлению, описанию. Умеет пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами.

Использует слова: форма, размер, вес, геометрическая фигура – для определения и характеристики свойств предметов, их наличия и отсутствия (1 наличествующий и 2 отсутствующих; красные, небольшие, некруглые фигуры).

Отражает в речи способ группировки, преобразования фигур, связей и зависимостей. Использует слова: все, кроме…, некоторые из…

Упорядочивает предметы по количеству, размеру, весу, глубине и т. д. Устанавливает зависимость: если первая величина сравнима со второй, а вторая – с третьей, то первая сравнима с третьей.

 

Имеет представление об отношениях целого и части при делении на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей: чем на большее количество частей делится целое, тем меньше каждая часть, и наоборот; равенство частей целого между собой.

Устанавливает связи и зависимости между предметами по размеру, форме, расположению в пространстве, количеству.

Обозначает пространственные отношения на листе бумаги, плане, схеме; отношения во времени: день, неделя, месяц.

Выявляет свойства и отношения реальных предметов по наглядным моделям, путём счёта, измерения.

Выбирает рациональный способ определения свойств и отношений предметов, дает точную словесную оценку.

Выражает в речи связи и зависимости увеличения, уменьшения, соответствия, последовательной зависимости.

Устанавливает количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Знает место числа среди других чисел ряда. Воспринимает число как результат измерения условной меркой.

Представляет состав чисел из двух меньших чисел.

Хорошо знаком с цифрами, монетами, циферблатом часов.

Производит сложение и вычитание чисел (приёмы присчитывания и отсчитывания по одному, по два).

Находит числа «до» и «после» названного.

Воспринимает зависимость числа как результата измерения, счёта отдельных предметов от размера: условных мерок, количества предметов в группах, размера частей.

Доказывает и обосновывает способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления. Использует знаковые обозначения

Имеет представление о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании: 4=1+1+1+1; 4=3+1; 4=2+2; деления на равные группы: 6=3 и 3; 6=2+2+2.

Имеет представление об изменении числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения.

Устанавливает связи изменения и неизменности числа от формы и расположения предметов, сосудов, произведенных преобразований

Выявляет связи и зависимости между величиной, количеством и внешними свойствами (форма, размер сосуда, способ расположения), речевое выражение их.

Активно включается в процесс экспериментирования.

Эколого-валеологический блок:

Имеет представление о многообразии растений и животных, их принадлежности к миру живого на планете: растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (например, видоизмененные стебли, листья, корни –корнеплоды), разное расположение частей –стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков и пр.

Знает представителей не только ближайшего природного окружения, а и жителей степей и пустынь (верблюд, сурок, медведь, черепаха и др.), Крайнего Севера и тундры (белый медведь, тюлень, морж, песец и др.), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т.д.

Имеет конкретные и обобщенные представления о потребностях растений, животных, человека в соответствующих условиях среды обитания, а также о дифференцированности этих потребностей и способах их удовлетворения (Например, растения, имеющие темно-зеленые листья –как правило, теневыносливые, их необходимо убирать с яркого света; растения, имеющие мясистые, сочные листья и стебли, покрытые плотной кожицей, засухоустойчивы и требуют умеренного полива и т.п. Животные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и др.)

Имеет обобщенное представление о системе потребностей растений, животных и людей в оптимальной температуре, свете, влаге, пище, месте обитания; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.

Имеет конкретные представления о проявлениях чувств животных и людей: чувствуют изменения условий среды, другие воздействия и изменяют свое поведение (страх, голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и пр.)

Имеет представление об уходе за растениями и животными

Имеет представление о человеке как живом существе: питается, дышит воздухом, двигается, чувствует, растет и развивается, размножается. Вычленяет признаки, отличающие человека от растений и животных.

Имеет конкретные представления о системе биологических потребностей человека, их взаимосвязи (в пище, тепле, свете, влаге и пр.); умеет сравнивать их с потребностями других живых существ, видеть их сходство и своеобразие, выделять в них проявления разумности и гуманности.Располагает сведениями об организме, назначении отдельных органов и условиях их нормального функционирования.

Имеет представление о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранения целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении

Имеет представление об использовании факторов природной среды (солнце, воздух, вода) для укрепления здоровья.

Имеет представление о том, что каждое живое существо –растение, животное, человек –похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности.

Имеет представление о приспособлении живых организмов к среде обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем строении и особенностях поведения.

Имеет конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о приспособлениях, которые человек придумал для перемещения и недлительного пребывания в других средах (водной, воздушной, подземной), о машинах и приборах, созданных для этого.

Имеет конкретные представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды –землю, воздух, воду, растения и животных для удовлетворения своих потребностей. Например, воду очищает, использует для приготовления пищи, наведения чистоты, приведения себя в порядок, тушения пожара и пр.

Знает, что человек разумно и бережно относится к среде обитания: экономно расходует то, что в ней есть, защищает вымирающие растения, животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места

Имеет обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы; об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; о системе приспособительных особенностей растений и животных в соответствии с сезонными изменениями основных факторов среды (например, как приспособились к зиме птицы, звери, рыбы, насекомые)

Имеет конкретные представления о приспособлениях к сезонным изменениям природы человека (внешний вид, поведение, типичные для времени года виды труда, отдыха, способы удовлетворения потребностей).

Знает правила поведения в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение и пр.)

Имеет представление о том, что все живые существа растут, развиваются (изменяются) и размножаются; о признаках роста и развития живых организмов.

Имеет обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека.

Имеет конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого времени года (у растений и животных)

Имеет обобщенное представление о составе живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах –лесе, луге, водоеме, парке, огороде и пр. При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов (Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла –погибнут тенелюбивые растения и животные и т.п.)

Знает основные правила поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.

Использует наблюдение как способ познания: принимает цель наблюдения и ставит ее самостоятельно, использует в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы. Элементарно планирует ход наблюдения, делает выводы

Использует элементарную поисковую деятельность: принимает и ставит самостоятельно познавательные задачи, выдвигает предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечает и осознает противоречия в суждениях, использует разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Формулирует выводы, делает маленькие «открытия»

Сравнивает объекты и явления природы по признакам сходства и различия.

Классифицирует объекты и явления природы по существенным основаниям.

Моделирует характерные и существенные признаки, частные и общие связи, понятия.

Самостоятельно применяет знания о природе при анализе новых ситуаций. Устанавливает связи разной степени сложности и содержания: структурно-функциональные, причинные, пространственные, временные и др.

Связно рассказывает о наблюдаемых явлениях природы, объясняет их, составляет творческие рассказы и сказки на природоведческие (экологические) темы, использует речь-доказательство.

Поливает растения, рыхлит почву, очищает листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности растений Правильно размещает их по отношению к свету (в зависимости от потребностей)

Выкапывает клубни; луковицы, корневища, корнеплоды. Размножает растения семенами, луковицами, черенками, рассадой и другими способами.

Пропалывает и окучивает растения цветника и огорода.

С помощью взрослого меняет воду в аквариуме. Заботится о животных. Кормит, поит, моет клетку, чистит ее. Создает условия, близкие к природным. Подкармливает птиц осенью и зимой. Собирает для них семена сорных трав. Участвует вместе со взрослым в доступных способах природоохранительной деятельности.

Проявляет любознательность, стремление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.

Гуманно относится к живому. Стремится создать благоприятные условия для живых существ, выполняет правила поведения в природе.

Эмоционально откликается, проявляет эстетические переживания в процессе общения с природой.

Знает особенности своего организма (склонность к аллергии и пр.)

Понимает значение укрепления здоровья, спортивных упражнений.

Знает, как обращаться с огнем, электроприборами, знает об элементарной помощи в случае травмы.

Знает отдельные правила дорожного движения

Имеет представление о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

Имеет представление о гигиенических основах организации деятельности (необходимость достаточной освещённости, свежего воздуха, правильной позы и пр.).

Знаком с правилами безопасного поведения; имеет сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха), о некоторых приёмах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.).

Имеет углубленные представления о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (уход за телом, волосами, приёмы поддержания опрятности одежды, обуви), о правилах культуры поведения за столом, в общественных местах.

Знает пословицы, поговорки, стихи о здоровье, гигиене, культуре еды.

Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание), осваивает приёмы чистки обуви, одежды, умеет пришить пуговицу. Самостоятельно замечает, когда необходимо вымыть руки, лицо, причесать волосы. Показывает младшим детям, как выполнять гигиенические процессы, помогает малышам в уходе за одеждой, причёской.

Осваивает приёмы элементарной первой помощи при травмах (смазать царапину йодом, перевязать палец, приложить холодное к ушибу и пр.). Выполняет закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвует в спортивных развлечениях.

Минимальные результаты:

Бег на 30м ……………………………………………………………..7,2 сек

Прыжки в длину с места……………………………………………….100см

Прыжок в длину с разбега……………………………………………180см

Прыжок в высоту с разбега…………………………………………...50см

Бросание предмета 80г………………………………………………..8,5м

250г……………………………………………….6,0м

Бросание набивного мяча …………………………….........................3,0м

Прыжки вверх с места…………………………………………………0,30м

Прыжки в глубину……………………………………………………..0,45м

Самостоятельно, быстро и организованно строится и перестраивается во время движения

Выполняет общие упражнения активно, с напряжением, из разных исходных положений

Выполняет упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой.

Сохраняет динамическое и статическое равновесие в сложных условиях

Сохраняет скорость и заданный темп бега

Ритмично выполняет прыжки, мягко приземляется, сохраняя равновесие

Отбивает, передает, подбрасывает мяч разными способами.

Точно поражает цель горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и др.

Энергично подтягивается на скамейке различными способами

Быстро и ритмично лазает по наклонной и вертикальной лестнице

Лазает по канату (шесту) способом «в три приема»

Организовывает игру с подгруппой сверстников

При игре в городки бросает биту сбоку, от плеча, занимая правильное ИП. Знает 4-5 фигур. Умеет выбивать городки с полукона и кона, стараясь затратить меньшее количество бит.

В игре в баскетбол забрасывает мяч в баскетбольное кольцо двумя руками из-за головы, от плеча; передает мяч напарнику двумя руками от груди, одной рукой от плеча; перебрасывает мяч двумя руками в движении; ловит мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола) и с разных сторон; ведет мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях. Играет по упрощенным правилам.

В игре в футбол передает мяч, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Подкидывает мяч ногой, ловит руками. Ведет мяч «змейкой» между расставленными предметами, попадает в предметы, забивает мяч в ворота.

При игре в хоккей ведет шайбу клюшкой, не отрывая клюшку от шайбы. Прокатывает шайбу клюшкой напарнику, задерживает клюшкой шайбу. Обводит шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивает шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками слева и справа.

Контролирует свои действия в соответствии с правилами

Правильно держит ракетку, ударяет по волану, перебрасывает его в сторону партнера через сетку и без нее. Свободно передвигается по площадке, стараясь не пропустить волан.

Выполняет попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы. Сохраняет равновесие, «стойку конькобежца» во время движения

Погружается и передвигается в воде доступным способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: