Развитие физических возможностей ребенка, укрепление здоровья, формирование основ двигательной культуры

Способствование развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельности в познании, развитию интеллектуальных и речевых способностей.

Формирование понятия этнической принадлежности, умения ценить и сохранять богатейшее наследие своего народа, заключающееся в национальном языке, костюме, традициях, обычаях и прочих способах выражения.

Развитие физических возможностей ребенка, укрепление здоровья, формирование основ двигательной культуры.

В направлениях, задаваемых настоящей программой, следует выделить 8 основных блоков:

 

 

Примерное распределение занятий (из расчета 10 занятий в неделю)

Физическое развитие -2 Художественная деятельность -2 Социальный мир-1 Эколого-валеологическое развитие -1 Математическое развитие -1 Речевое развитие -1 Родной язык -1 Основы национальной культуры-1

Продолжительность развивающих занятий варьируется в зависимости от возрастной группы:

- в младшей группе — 15 мин,
- в средней группе — 20 мин,
- в старшей группе — 25 мин,
- в подготовительной группе — 30 мин.

 

Однако, занятие не является единственной формой работы с детьми.

Образовательный процесс включает также организацию внеурочного взаимодействия педагога с дошкольниками, а также создание условий для самостоятельной деятельности детей путем тщательной, педагогически оправданной и рациональной организации предметно-развивающей среды.

Виды совместной деятельности педагога с детьми в групповой и индивидуальной работе:

Коммуникативная деятельность (чтение художественных произведений, беседы, обсуждения, словесные игры, и т.д.);

Театрализованная деятельность (игры-имитации, постановки мини спектаклей, инсценировки сказок, рассказов, этюды, пантомимы); Наблюдения, опыты, эксперимент ы; Сюжетно-ролевая игра; Дидактические игры, моделирование; Спортивная деятельность, подвижные игры; Самообслуживание, трудовая деятельность (ручной труд, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд)

Родная речь

Внеурочную работу педагог проводит ежедневно (2-3 вида деятельности) и отражается в перспективном планировании.

Предметно-развивающая среда в группах с

этнокультурным (национальным) компонентом

Большая часть людей получает те или иные сведения, впечатления, ощущенияпосредством визуального контакта с источником информации. По мнению психологов, достаточно часто человек воспринимает информацию на подсознательном уровне. Поэтому для повышения уровня эффективности усвоения материала, рекомендуется располагать его в наглядном виде в окружающей ребенка среде.

Очень важно окружить детей различными пособиями, которые бы могли удовлетворить естественную для дошкольников потребность в информации, ответить на рождающиеся у них вопросы. С этой целью, в соответствии с возрастом детей, изготавливаются и вводятся в окружающее их пространство различные модели, плакаты, надписи, схемы, и т.п.

Переоценить роль развивающей среды очень сложно. Организовав ее грамотно, целесообразно ставящимся задачам, можно достичь высоких показателей в усвоении программного материала.

Данный план предметно-развивающей среды разработан для 5-комплектного детского сада, с учетом его небольших территориальных возможностей.

Группа Микрозона Оборудование
  Зона общего пользования Информационный стенд для родителей (содержит сведения о направлениях программы, расписании занятий, режиме дня, меню, графике приема специалистов (логопед, психолог и пр.), правилах для родителей, прочую информацию).
  Зона психологической разгрузки Функция: Место для уединения, общения с живой природой Несколько объектов живой и неживой природы (растения, животные), песок, камни, морские раковины, и пр.
  Спортзал Шкала для измерения прыжков в длинуМишени для метанияМячи (двух-трех размеров)ОбручиСкакалкиБаскетбольная корзинаШведская стенкаМодель утренней гимнастикидля разных возрастных групп Кегли Канат Гимнастические палки Кольцеброс Мешочки с грузом для метания Детские гантели Деревянная скамейка
  Гигиенический блок Модель «Последовательность совершения омовения» Модель поведения («с игрушками не входить»)
3-4года (младш) Зона речевого развития Модели описания предметов Плакат с изображением букв Пособия по родовым понятиям «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы», «деревья», «грибы», «посуда», «одежда», «головные уборы», «мебель», «обувь», «электроприборы», «инструменты», «транспорт». Детские книги по программе Ширма для настольного театра Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый). Серии предметных и сюжетных картинок: (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей). Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые). Набор картинок, отражающих разнообразные действия людей Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.
Зона СРИ (сюжетно-ролевой игры) Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.Игрушечная посуда: набор чайной посуды, набор кухонной посуды, набор столовой посуды.Куклы Коляска для куколКомплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)Предметы-заместители.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Шофер», «Куклы идут в гости».
Зона художественного творчества Цветовая палитра Образцы произведений искусства (глиняные, деревянные, соломенные игрушки, предметы быта: посуда, одежда) Репродукции картин художников Сутеева, Чарушина, Васнецова) Схема «Основные и дополнительные цвета» Выставка детских работ Пластилин, восковые мелки, гуашь, альбомы, кисточки, цветная бумага картон, клей, ножницы, лиейки, печати, трафареты.
Зона этно-религиозной культуры и краеведения Альбомы и наборы тематических открыток (костюмы, национальная кухня, традиции) пособия краеведческого характера
Дона дидактической игры, моделирования, конструирования и математического развития Схема уменьшения и увеличения размеров предметов Схематическое изображение понятий «длинный-короткий», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий». Схематическое изображение равенства-неравенства, пространственных понятий «верху-внизу-справа-слева-спереди-сзади» Модель суток. Модель обобщает в себе понятие «неделя» Геометрические фигуры и тела (куб, шар, конус, цилиндр, параллелепипед) Схема «Один-много», «много-мало», «один- ни одного», «Длинный-короткий» Крупный строительный конструктор.
Зона эколого-валеологической деятельности Правила безопасного поведения Дневник наблюдений Модель строения растения Модель «Что нужно растению и животным для жизни и роста» Модель времен года Модели некоторых экосистем (лес, луг, парк, пруд, огород, аквариум) Модель описания животных Ростомер Сенсорные эталоны Модель «Тело человека» Комплект картинок с изображением различных эмоциональных состояний Модель «Способы ухода за растением» Календарь погоды Изображения объектов природы: дерево –куст –трава Плакат на различение людей по половым и возрастным признакам
4-5 лет (средняя) Зона речевого развития Пособия по родовым понятиям «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы», «деревья», «грибы», «посуда», «одежда», «головные уборы», «мебель», «обувь», «электроприборы», «инструменты», «наземный транспорт», «воздушный транспорт», «водный транспорт», «спецтранспорт» Картотека артикуляционных упражнений Таблица складов Детские книги по программе Детские книги по программе Ширма для настольного театра Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.) Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый). Серии сюжетных картинок(пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей). Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые). Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей)для составления последовательного, связного рассказа Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.
Зона СРИ (сюжетно-ролевой игры) Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.Игрушечная посуда: набор чайной посуды, набор кухонной посуды, набор столовой посуды.Куклы Коляска для куколКомплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)Предметы-заместители.Атрибуты для игр «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Зоопарк»
Зона художественного творчества Выставка детских работ Образцы росписи, вышивки, кружева. Образцы глиняной, соломенной, деревянной игрушек, предметов из бересты Репродукции картин иллюстраторов детской книги Пластилин, восковые мелки, гуашь, альбомы, кисточки, цветная бумага, картон, клей, ножницы, линейки, печати, трафареты.
Зона этно-религиозной культуры Альбомы и наборы тематических открыток Краеведческая литература
Зона дидактической игры, моделирования, конструирования и математического развития Схема «право-лево» Модель суток Числовая лента до 20 Схематическое изображение понятий «длинный-короткий», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «тяжелый-легкий», «глубокий-мелкий» Средний строительный конструктор. Разрезные сюжетные картинки (4-6 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки. Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др. Рабочие тетради по математике. Наборы геометрических фигур модели времен года, месяцев, дней недели. Счетные палочки. Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками. Настольно-печатные, дидактические игры.
Зона эколого-валеологической деятельности Ростомер Дневник наблюдений Модели эмоциональных состояний Плакат на различение людей по половым и возрастным признакам Модель анатомического строения человека в полный рост ребенка Коллекция материалов (бумага, картон, стекло, металл, резина, ткань, пластмасса, кожа и пр. Модель «живое-неживое» Модели различных сред обитания (воздушная, земная, водная) Модель «Что нужно растению и животным для жизни и роста» Календарь природы Модель мест обитания растений и животных (лес, луг, водоем, парк, газон, аквариум) Модель анатомического строения человека Сенсорные эталоны
5-6 лет (старш) Зона речевого развития Таблица складов Детские книги по программе Ширма для настольного театра Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый). Серии картинок (4-6) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории). Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.). Серии сюжетных картинок Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые).Разрезные сюжетные картинки (6-10 частей). Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера. Комплект картинок, объединяющих предметы по родовым понятиям. Модели для составления описательного рассказа
Зона СРИ (сюжетно-ролевой игры) Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф. Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина. Игрушечная посуда: набор чайной посуды, набор кухонной посуды, набор столовой посуды. Куклы Коляска для кукол Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол. Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.) Предметы-заместители. Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «По-вара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Автосервис», «Школа», «Почта», «Путешествие».
Зона художественного творчества Выставка детских работ Палитра цветов и оттенков Восковые мелки, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, шариковые ручки, пластилин. Цветная и белаябумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, Кисти, стеки, ножницы, трафареты, клей, палитра, банки для воды, салфетки, подставки для кистей, доски, розетки для клея, щетинные кисти. Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п. Образцы натюрморта, пейзажа, портрета Схемы оригами Образцы игрушек из глины, щепы, папье –маше. Образцы изделий из керамики, изделий, выполненных в техниках ткачества, плетения, вязания, оригами, чеканки, и т.д. Образцы декоративного рисования, схемы.
Зона этно-религиозной культуры Альбомы и наборы тематических открыток Кукла в национальном костюме Альбомы с описанием традиций и обычаев народа, его национальных блюд, произведений искусства и художественного творчества на родном языке)
Зона дидактической игры, моделирования, конструирования и математического развития Наглядное изображение математического равенства- неравенства, соотношение «больше-меньше» Конструктор схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др. Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до магазина и др. Рабочие тетради по математике. Наборы геометрических фигур Наборы объемных геометрических фигур. модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели. Счеты настольные. Счетные палочки. Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм» Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты. Термометр спиртовой Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей). Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы). Настольно-печатные игры. Наборы моделей: деление на части (2-16). Числовая лента до 20 Календари, монеты Разнообразные дидактические игры.
Зона эколого-валеологической деятельности Модели правил безопасного поведения (как обращаться с источниками огня, электричеством, животными, острыми предметами) Модель жизненных функций животных Картотека опытов и экспериментов Модель мимикрии (камуфляж в природе) Календарь погоды Дневник наблюдений Ростомер Модели эмоциональных состояний Плакат на различение людей по половым и возрастным признакам Модель анатомического строения человека в полный рост ребенка Коллекция материалов (бумага, картон, стекло, металл, резина, ткань, пластмасса, кожа и пр. Модель «живое-неживое» Модели различных сред обитания (воздушная, земная, водная) Модель «Что нужно растению и животным для жизни и роста» Календарь природы Модель мест обитания растений и животных (лес, луг, водоем, парк, газон, аквариум) Модель анатомического строения человека Сенсорные эталоны
6-7 лет (подг.к школе) Зона речевого развития и Таблица прописных букв Схемы различных типов предложений Комплект моделей для описания Набор карточек, содержащих родовые и видовые понятия Детские книги по программе Пособия для чтения и письма Ширма для настольного театра Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый). Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.). Серии картинок (4-6) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории). Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.). Серии сюжетных картинок Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые).Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями. Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).
Зона СРИ (сюжетно-ролевой игры) «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
Зона художественного творчества Палитра цветов и оттенков Выставка детских работ Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, глина, пластилин. Цветная и белаябумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клей, палитра, банки для воды, салфетки, подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти. Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п. Образцы натюрморта, пейзажа, портрета Схемы оригами Образцы игрушек из глины, щепы, папье –маше. Образцы изделий из керамики; изделий, выполненных в техниках ткачества, плетения, вязания, оригами, чеканки, и т.д. Образцы декоративного рисования, схемы.
Зона этно-религиозной культуры Альбомы и наборы тематических открыток Куклы в национальных костюмах. Пособия краеведческого характера. Альбомы с описанием традиций и обычаев народа, его национальных блюд, произведений искусства и худ. Творчества на родном языке) Модель «Поддержание родственных связей» Модель или информационный плакат «Народы мира» Альбом «Как я могу сделать свой край процветающим» Генеалогическое древо
Зона дидактической игры, моделирования, конструирования и математического развития Числовая лента до 20. Модель составных частей трудового процесса Модель бюджета семьи Геометрические фигуры и тела Таблица измерений веса, объема, длины и пр. Ленты с названиями времен года, месяцев года, дней недели Наглядное изображение математического равенства- неравенства, соотношение «больше-меньше» Таблица сложения Схема состава числа Часы Комплект материалов на тему «Разнообразие профессий» Строительный материал Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна. Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др. Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до магазина и др. Рабочие тетради по математике. модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели. Счеты настольные. Счетные палочки. Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм» Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей). Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы). Настольно-печатные игры. Наборы моделей: деление на части (2-16). Разнообразные дидактические игры. Коллекция материалов из: - разных видов бумаги: обойная, упаковочная, газетная, офисная, цветная, гофрированная, калька, и пр. картона: гофрированного, цветного и др. тканей: шерсть, драп, лен, трикотаж, хлопок, вискоза, синтетические материалы и т.д. пластмассы, дерева, металла, стекла, пленки, резины и пр. Мини-плакаты, обобщающие труд представителей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; Стройка: строители, прораб, каменщики, маляры, плотники, мастер, разнорабочие) Мелкий строительный конструктор. Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, автозаправка, маяк. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников) схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи. Плакат «Разновидности линий» Модель трудовых процессов
Зона эколого-валеологической деятельности Календарь погоды Дневник наблюдений Памятка «Оказание первой помощи при порезе, ссадине», «Бережное обращение к среде обитания», «Правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях». Модель «Компоненты здоровья» (достаточная освещенность, свежий воздух, рациональное питание, правильная осанка и пр.) Знаки дорожного движения Географическая карта мира Модель поясов земли Примеры покровительственной окраски животных Действия в экстренных условиях (схема поведения при пожаре, травме и т.д.) Схема «Живое-неживое» Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта. Набор для опытов с магнитом. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель). Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломинки для коктейля. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий). Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Модели правил безопасного поведения (как обращаться с источниками огня, электричеством, животными, острыми предметами) Модель жизненных функций животных Картотека опытов и экспериментов Ростомер Модели эмоциональных состояний Плакат на различение людей по половым и возрастным признакам Модель анатомического строения человека в полный рост ребенка Коллекция материалов (бумага, картон, стекло, металл, резина, ткань, пластмасса, кожа и пр. Модель «живое-неживое» Модели различных сред обитания (воздушная, земная, водная) Модель «Что нужно растению и животным для жизни и роста» Календарь природы Модель мест обитания растений и животных (лес, луг, водоем, парк, газон, аквариум) Сенсорные эталоны

 

Ниже представлен тот уровень знаний, умений и навыков у детей - дошкольников, на формирование которого нацелена данная программа.

Четвертый год жизни

Математический блок

Знает размер предметов длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, большой-маленький.

Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; неометрические тела (шар, куб), их форму, цвет, размер, форму предметов (круглый, квадратный, треугольный)

Относит фигуры разного размера, цвета, формы к определенной группе фигур (родовое обобщение: круг, квадрат, треугольник)

Устанавливает связи между предметами по соотносимым свойствам –цвету, размеру, форме (определяет, можно ли положить кубы в маленькую машину и т.д)

Прослеживает взглядом поверхность и контур предмета, геометрической фигуры (длину, высоту предмета и т.д)

Называет геометрические фигуры, формы предметов (квадратный платок), два свойства одновременно (большой красный мяч)

Употребляет слова «такой же», «не такой как этот»

Устанавливает отношение групп предметов по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше; по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше.

Понимает пространственные отношения: вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Ориентируется во временных отношениях: сначала/потом, раньше/позже, утро/вечер, день/ночь Обобщает предметы по количеству, размеру (всех поровну и пр.) Эколого-валеологический блок Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Узнает дом, квартиру. Знает членов семьи и ближайших родственников. Хорошо знает свои вещи, легко отличает их от чужих. Узнает себя и членов семьи на фото. Задает вопросы о себе, о своем организме. Осознает отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я сам умею запускать юлу (застегивать куртку и т.д.)» Всегда говорит о себе в первом лице «я». Умеет высказывать свои желания «я хочу», «я не хочу» Умеет словесно выразить свои отдельные состояния «Я испугался», «Я пошутил» и др. Выражает привязанность к близким и сверстникам Имеет любимые книжки, игры, предметы Проявляет настойчивость в освоении нового дела, в получении ответа на интересующий вопрос Задает взрослым вопросы об окружающем: Что? Где? Почему? Откуда? Зачем? и пр. В жизни и на картинках уверенно узнает и называет процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка. Умеет объединять картинки по общему принципу. Понимает, что взрослые радуются, когда дети проявляют самостоятельность. Знает многие предметы и действия, связанные с выполнением гигиенических процессов. Знает отдельные правила поведения за столом. Знает стихи о чистоте, опрятности. Соблюдает последовательность действий при мытье рук, замечает грязные руки и моет их. Испытывает неприятные чувства по поводу своей и чужой неопрятности.. Радуется чистой одежде. Умело пользуется ложкой. Ест самостоятельно, не проливая пищу. Отвечает на вопрос «что ты сегодня ел?» Откликается на просьбы взрослых помочь накрыть на стол или убрать со стола. Самостоятельно одевается в правильной последовательности, прибегая в трудных случаях к помощи взрослого. В случае загрязнения одежды обращается за помощью. Бережно относится к игрушкам, вещам. Проявляет заботу о любимой игрушке Замечает чистоту одежды, посуды, помещения В играх самостоятельно воспроизводит цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих процессы умывания, одевания, еды («Готовим обед и угощаем кукол», «Купаем кукол», «Куклы собираются в гости». Знает названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений, ближайшего природного окружения, их отличительные признаки: окраска, размер, форма листьев, цветков, стебля. Знает опознавательные характерные признаки деревьев(ствол один, высокий, толстый); кустов (несколько стволов, они тоньше стволов деревьев); конкретных трав. Знает существенные признаки растений (прикреплены к земле, имеют корень, листья, цветок, плод; растение живое, тянется к свету, питается) Знает потребности растения, устанавливает связь внешнего состояния растения с условиями содержания. Умеет ухаживать за комнатными растениями Знает особенности сезонного состояния растений. Знает местообитания растений (в комнате, в лесу, на лугу, в парке, на грядке, на клумбе, в аквариуме). Знает типичных представителей некоторых экосистем. Знает названия некоторых животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения, характерные видовые признаки представителей разных групп животных и каждого конкретного животного: особенности внешнего строения, относительный размер, конкретное местообитание, назначение некоторых органов. Знает потребности животных, имеет представление об изменении среды обитания животных по сезонам. Знает об особенностях жизнедеятельности животных по сезонам Имеет представление о приспособлении животных к их среде обитания. Знает о росте и развитии животных Знает отдельных животных, живущих в лесу, на лугу, в пруду, в аквариуме Эмоционально откликается, переживает радость, удивление, восхищение от общения с растениями, животными и их детенышами. Проявляет доброжелательность в общении с животными. Минимальные результаты: Бег на 30м……………………………………….…13,5 сек. Прыжки в длину с места…………………..40 см Бросание предмета……………………………4 м Бросание набивного мяча 1 кг …………90 см Спрыгивание (прыжки в глубину)…….20-25 см Строится в круг, в колонну, парами, находит своё место; начинает и заканчивает упражнения по сигналу; Сохраняет правильное положение тела, соблюдая заданное направление; ходит, не опуская головы; не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног; бегает, не опуская головы; одновременно отталкивается двумя ногами и мягко приземляется в прыжках в длину с места и спрыгивании; ловит мяч кистями рук, не прижимая его к груди; отбрасывает мяч, поражает вертикальную и горизонтальную цель; подлезает под дугу (40см), не касаясь руками пола; лазает и перелезает по лесенке-стремянке (высота 1,5м) уверенно; лазает по гимнастической стенке приставным шагом; передвигается по лыжне ступающим шагом, делает повороты, переступания; активно включается в игры, выполняет основные правила игры. Продуктивная деятельность Выражает интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Понимает назначение произведений искусства, знает, кто их создает. Проявляет интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства: глиняная игрушка (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушкам из дерева (матрешки,грибочки, бочонки) из соломы; предметам быта (расписная посуда, вышитая одежда) Испытывает радость от яркости, нарядности предметов. Узнает некоторые рисунки полюбившихся художников (Сутева, Чарушина, Васнецова) в иллюстрациях. Умеет внимательно рассматривать живописные картины. Понимает настроение, переданное в произведениях искусства. Знает некоторые средства выразительности: ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость цвета, линия, размер, фактура поверхности, пространственное построение. Создает образы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление. Имеет навыки изображения объектов, игрушек, используя изображение из пятен округлых форм. Умеет передавать пропорции отдельных характерных деталей. Умеет строить на предметной или геометрической форме нарядный узор, используя ритм, чередование форм, цветовые пятна. Правильно держит инструменты, регулирует силу нажима, осуществляет последовательность операций. В аппликации создает образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы; знает последовательность работы: разложить, оценить, нанести клей, приклеить. В лепке владеет способами работы: раскатывание, соединение различных форм, раскатывание под углом, скатывание и вдавливание, соединение нескольких частей в один образ. В конструировании владеет свойствами геометрических объемных форм (устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей). Умеет строить мебель, горки, дома, грузовые машины (до 3-4 вариантов каждого вида) Знает свойства песка, снега, сооружает из них постройки, дополняя задуманное игрушками. Социальный мир Выделят особенности внешности, прически, одежды, обуви взрослых людей. Понимает различия взрослых по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка). Отделяет картинки, изображающие мужчин и женщин. Рассматривает и различает картинки, изображающие ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слезы, гнев.) Называет членов семьи, их действия на картинке, выделяет общее настроение членов семьи и причину. Устраивает комнату для семьи: ставит мебель, посуду. Понимает, что члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге. Умеет самостоятельно выразить доброжелательность по отношению к взрослым. Старается называть старших на «вы». Отвечает на вопросы взрослых, не игнорируя их. Охотно включается в совместные игры или другие действия со взрослым Замечает настроение членов семьи и соответственно на него реагирует (бабушка уснула- нельзя шуметь) Проявляет заботу о взрослых. Самостоятельно называет сверстников по именам, обращается к ним приветливо. Проявляет доброе отношение к детям: готов к совместным действиям, умеет спокойно играть рядом. Замечает эмоциональное состояние сверстника, проявляет сочувствие, оказывает элементарную помощь (жалеет, утешает, угощает, приглашает в совместную игру). Вместе со сверстниками принимает участие в разрешении проблемно-игровых ситуациях, создаваемых взрослым (зайчик поранил лапку; У мишутки разболелось горлышко; найдем друга котенку Пуху; накормим голодных обезьянок; успокоим и обогреем зайку и поможем ему найти маму) В ситуациях обсуждает проблему, высказывает свои предложения, помогает «попавшим в беду» игрушкам. Охотно откликается на предложение участвовать в общем деле. Испытывает удовольствие от участия в добрых делах. Окружающий мир Имеет отчетливые представления о предметах ближайшего окружения (одежда, обувь, мебель, игрушки). Знает назначение этих предметов и их частей (чашке ручка нужна для того, чтобы было удобно держать) Имеет первые представления о широко используемых материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных свойствах и качествах (стекло прозрачное, холодное, гладкое, бьется и т.д.) Представления о форме, цвете, размере предметов. Различает сходные предметы (стул, кресло, табурет; стакан, чашка, кружка) Правильно называет назначение предметов. Под руководством взрослого рассматривает простые по конструкции предметы с ярко выраженным назначением частей; узнает материал в предмете. На конкретных примерах устанавливает с помощью взрослого связь между назначением предмета и особенностью его строения, материала, из которого он сделан, применения (книга размокает под дождем) Умеет группировать предметы по признакам Составляет описательные рассказы о предметах (форма, размер, особенности строения, материал и пр.) Бережно относится к предметам, использует их в соответствии с назначением. Имеет представление о том, что вещи делают люди из разных материалов, разными инструментами С помощью взрослого вычленяет и называет компоненты в последовательности их включения в трудовой процесс (что сначала? что потом?) Устанавливает связь между целью и результатом труда, отвечает на вопросы о компонентах трудового процесса («почему для шитья нужна ткань, а не бумага?») На основе наглядности составляет описательный рассказ о хорошо известном трудовом процессе Отражает в играх отдельные виды труда взрослых Проявляет стремление помочь взрослым в хозяйственно-бытовом труде. Умеет принять поставленную цель, добиваться результата. С помощью взрослого расчленяет простейшие процессы по самообслуживанию на последовательный ряд микропроцессов, вычленяя в них цель, способы ее осуществления и контроля за качеством результата. Правильно называет процессы самообслуживания (застегнуть, шнуровать, найти лицевую и изнаночнуюсторону), пользуется словами рукава, застежка, манжета. Самостоятельно выполняет целостные процессы самообслуживания. Умеет предложить помощь сверстнику в процессах самообслуживания. Отражает процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику. Развитие речи Вступает в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам. Отвечает на вопросы, обращения Сообщает о впечатлениях Договаривается о совместной игре Участвует в общем разговоре, слушает собеседника, не перебивая Умеет пользоваться установленными формами вежливого общения Использует элементы монологической речи, сообщает о выполнении поручения, говорит доброжелательным тоном. Сочиняет совместно со взрослым чистоговорки, договаривает стихи, пересказывает известные тексты. Активно употребляет слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и пр.), качества и свойства; называет некоторые материалы Активно использует слова, обозначающие объекты и явления природы Строит сложные предложения с союзными словами и союзами Четко, выразительно читает стихи. Вычленяет часто повторяющийся звук в чистоговорке, потешке, стихотворении. Слышит в отдельном слове интонационно выделяемый взрослым гласный или простой согласный звук и называет его (а,о,у,и,э,м,ф,в,б,п) Сосредоточенно слушает чтение и рассказывание взрослого, не отвлекается, выслушивает произведение до конца. С помощью взрослого понимает содержание, устанавливает порядок событий в тексте, видит наиболее яркие поступки и действия героев, дает им элементарную оценку.Представляет в воображении героев, узнает их в иллюстрациях. Делится своими впечатлениями от прочитанного. Пересказывает знакомые сказки, наизусть рассказывает стихи, участвует в драматизациях литературных сюжетов. Эмоционально откликается на чтение и рассказывание, активно сопереживает событиям и героям. Игра В совместной игре со взрослым принимает игровую роль, участвует в несложном ролевом диалоге. Правильно называет себя в игровой роли («Я – шофёр»), называет игровые действия («Я завожу мотор, мотор работает: р-р-р, я еду быстро, я везу подарки»). Отвечает на вопросы об игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Может быть, твоя дочка хочет погулять?», «Куда вы пойдёте гулять?»). В самостоятельной игре передает сюжет из нескольких действий. Самостоятельно пользуется деталями костюмов для исполнения той или иной игровой роли: белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса. Использует предметы-заместители. Вступает в игровое общение со сверстниками: парное, в малой группе. Элементарно договаривается о совместных действиях («Давай катать машинки», «Давай играть с мячом»), о ролях («Я буду лечить, приносите своих детей»). Объединяется со сверстниками в играх-имитациях, отражает характерные действия («Мы – мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики»), проявляет воображение и творчество: кружатся снежинки,летят большие и маленькие птицы, весёлые и грустные бабочки и т. п. Принимает игровой образ и отражает его в движениях, в разном темпе («Маленькие ножки бегут по дорожке, огромные ноги бегут по дороге; бабочки летают – солнышко сияет, дождик полил – крылышки замочил, трудно лететь – на цветочек нужно сесть»). По побуждению и примеру взрослого отражает в играх персонажи, ситуации знакомых сказок: разыгрывает «Репку», «Курочку Рябу». Участвует в хороводных играх, организуемых взрослым: «Каравай», «Венок», «Круг-кружочек». Самостоятельно по желанию играет в эти игры. Использует в играх предметы для ряженья. Импровизирует с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверушек или кукол), с куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей); изображает игровые действия, сопровождает их речью, вступает в игровой диалог с другим ребёнком. Вместе со взрослым строит из разных деталей (игровые модули, крупный строитель, коробки, стульчики) автобусы, поезда, корабли и отправляться в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создает простые постройки, дает им название (это – башня, это – гараж), использует постройки в дальнейшей игре (кукла начинает жить в новом доме), радуется осуществлению своих целей. В дидактических играх принимает игровую задачу, подбирает предметы по определенным признакам, начинает действовать по сигналу. Учится понимать несложные схемы. Пятый год жизни Математический блок Знает размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по весу (тяжёлый, лёгкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объёму (большой, маленький).Знает геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный (четырёхугольный). Устанавливает логические связи между группами предметов по размеру, форме (низкие, но толстые; у квадратов стороны больше, чем у треугольников); нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм. Устанавливает связи между изменениями (сменой) основания группировки и количеством полученных групп, предметов в них. Группируя предметы по форме, выделяет 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определённым количеством элементов в каждой из них. А по размеру – 2 группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось. Обобщает геометрических фигур, предметов по форме, размеру: относит предметы и фигуры, имеющие 4 стороны и 4 угла, к предметам четырёхугольной формы, определённой тяжести – к тяжёлым («Эти камни все тяжёлые») и т. д. Попарно сравнивает геометрические фигуры с целью выделения углов, сторон, их количества. Самостоятельно находит и применяет способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур. Выделяет идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению. Самостоятельно называет свойства предметов, геометрических фигур; выражает в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группирует предметы по одному, двум, трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства («Все большие красные», «Большие не красные»). Соотносит группы предметов: по количеству (равенство и неравенство их, выраженное числами); по размеру (длине, ширине, толщине, весу) и т. д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3 – 5 предметов («Широкая, поуже, ещё уже … самая узкая ленточка»). Имеет представление о пространственных отношениях в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении; временные –в последовательности частей суток, настоящем, будущем, прошедшем времени: сегодня, вчера, завтра. Обобщает 3-5 предметов, звуков, движений по свойствам –размеру, количеству, форме и др. («Такое же количество»). Обобщает четыре части суток в понятие «сутки» Сравнивает предметы на глаз, путем наложения, приложения. Выделяет на этой основе соответствия по форме, количеству, числу, размеру, удаленности, расположению и т.д.; находит отличия. Выражает в речи количественные, пространственные, временные отношения между предметами, поясняет последовательное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру. Отвечает на вопрос «Как ты узнал?» Обозначает количество до 10 числом и цифрой. Знает цифры от 0 до 9. Понимает количественное и порядковое назначение числа. Обобщает группы предметов, звуков по числу (столов и стульев по пять) Устанавливает связи между цифрой, числом и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются. Сосчитывает и сравнивает по свойствам, количеству и обозначающему его числу; воспроизводит количество По образцу и числу; отсчитывает. Называет числа, согласовывает слова-числительные с существительными в роде, числе и падеже. Отражает в речи способ практического действия –сравнения по форме, размеру. Отвечает на вопросы «Как ты узнал, сколько всего?» «Что ты узнаешь, если сосчитаешь?» Имеет представление о неизменности объема жидких и сыпучих тел от формы и размера сосуда. Устанавливает независимость количества, числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности (на одном и том же количестве). Прослеживает изменение числа с добавлением одного предмета. Обобщает по размеру, числу (такие же, столько же, по 5), по уровню наполненности одинаковых по форме сосудов и т.д. Сосчитывает, сравнивает путём сопоставления, наложения, приложения с целью доказательства равенства или неравенства, идентичности или различий в пространственном расположении, объёмах и т.д. Выражает в речи: расположение предметов в пространстве, одного предмета относительно другого, изменения или неизменность по расположению, количеству, размеру, форме, наполненности сосуда, весу. Отвечает на вопрос: «Что изменилось, что осталось таким же (неизменным)? Пользуется предлогами и наречиями: справа, сверху от…, рядом с…, около, в, на, за, и др.; поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия. Обозначает последовательности учебно-игрового действия, порядка следования объектов символом (стрелкой). Зрительно воспринимает и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой. Отражает в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже; если…, то… Эколого-валеологический блок Знает свое имя, фамилию, возраст. Знает свою улицу, двор, дом, квартиру. Осознает некоторые свои умения (умею рисовать и пр.), то, чему научился. Имеет представления о некоторых особенностях своего организма («У меня есть сердце, оно стучит»), о назначении некоторых органов. Осознает некоторые свои состояния, желания «Мне скучно», «Я думаю» Знает всех членов своей семьи и ближайших родственников, некоторые события из их жизни «К нам в гости приезжает дедушка». Проявляет стремление узнавать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны ноги, глаза и пр.), о функционировании отдельных органов (Как я дышу?) С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием (Я чищу зубы –значит они будут крепкими и здоровыми) Умеет идентифицировать свои действия с действиями других детей («Я стал так же хорошо прыгать, как Миша») На фото уверенно называет своих родителей и близких. Знает, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды. Знает последовательность действий в процессах умывания, одевания, правил поведения за столом. Знает наизусть стихи и потешки, связанные с выполнением культурно-гигиенических правил. Умеет пользоваться зубной щеткой, полоскать рот после еды Складывает, убирает одежду на место, различает обувь на правую и левую ногу. Ухаживает за игрушками. Пользуется словами «пожалуйста», «спасибо» Минимальные результаты: Бег на 30м ……………………………………………………………..9,5-10 сек Прыжки в дину с места……………………………………………….0,5м Бросание предмета 80г………………………………………………..5м Бросание набивного мяча из-за головы двумя руками......................1,3м Прыжки вверх с места…………………………………………………0,2м Прыжки в глубину……………………………………………………..0,4м -самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры; -сохраняет исходное положение; -чётко выполняет повороты в стороны; -выполняет общеразвивающие упражнения в заданном темпе; Четко соблюдает заданное направление, выполняет упражнение с напряжением (не сгибать руки в локтях, ноги в коленях); сохраняет правильную осанку во время ходьбы, заданный темп (быстрый, средний, медленный) энергично отталкивается, мягко приземляется с сохранением равновесия; ловит мяч с расстояния 1,5 м, отбивает его об пол не менее 5 раз подряд; принимает исходное положение при метании; -ползает разными способами; Поднимается по гимнастической стенке чередующимся шагом, не пропуская реек, до 2 м; -с разбега скользит по ледяным дорожкам; -надевает, снимать лыжи, переносит их под рукой -передвигается по лыжне скользящим шагом, поднимается на горку ступающим шагом, «полуёлочкой»; -погружается в воду с головой; -выполняет 3-4 попеременных движения ногами вверх-вниз, сидя в воде; -двигается ритмично, в соответствии с характером и темпом музыки. -сохраняет равновесие после вращений или в заданных положениях (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене вперёд, в сторону; стоя на набивном мяче; -выполняет разные виды бега, может выполнять роль ведущего колонны; при беге парами соизмеряет свои движении с движениями партнёра. Знает свою улицу, двор, дом, квартиру. Осознает некоторые свои умения (умею рисовать и пр.), то, чему научился. Имеет представления о некоторых особенностях своего организма («У меня есть сердце, оно стучит»), о назначении некоторых органов. Осознает некоторые свои состояния, желания «Мне скучно», «Я думаю» Знает всех членов своей семьи и ближайших родственников, некоторые события из их жизни «К нам в гости приезжает дедушка». Проявляет стремление узнавать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны ноги, глаза и пр.), о функционировании отдельных органов (Как я дышу?) С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием (Я чищу зубы –значит они будут крепкими и здоровыми) Умеет идентифицировать свои действия с действиями других детей («Я стал так же хорошо прыгать, как Миша») На фото уверенно называет своих родителей и близких Знает признаки и свойства растений, животных и человека как живых организмов (двигаются, питаются, дышат, растут); признаки, доступные сенсорному анализу. Знает признаки живых организмов у отдельных представителей растений и животных (ест- что, чем, как; двигается- как; дышит –чем?) Назначение основных органов и частей растений, хорошо известных ребенку животных, человека. Знает о значении целостности организмов: нарушение целостности органов приводит к ухудшению состояния и гибели живого существа. Знает об основных потребностях знакомых растений и животных и собственных потребностях: в свете, тепле, влаге, пище, месте обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей. Знает о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами. Знает о существовании разных сред обитания: наземной, воздушной, водной, об основных компонентах сред обитания. Имеет представление о приспособлении отдельных растений и животных к среде обитания, выраженном во внешнем строении, поведении, способах существования. Знает об изменениях сред обитания по сезонам. Знает об изменениях во внешнем виде (строении) и способах существования хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, о некоторых ярких стадиях и их последовательности. Имеет представление о процессе посадки и выращивания лука, крупных семян растений, его цели, составе компонентов труда. Знает места обитания растений и животных: лес, луг, водоем, парк, газон, аквариум. Устанавливает связь потребностей растений с условиями. Имеет представление о животных – обитателях леса, луга, поля, водоема, о способах удовлетворения их потребностей в условиях определенной среды -экосистемы Знает назначение органов человека. Продуктивная деятельность Декоративное искусство Имеет знание о некоторых видах народного декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская,оятская, тверская), из дерева (богородская, семеновская, полхов-майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы), предметы резной бересты (короба, шкатулки архангельские, шамоготские); роспись разделочных досок (Городец), подносов (Жостово); кружево (вологодское, киришское, вятское); вышивка (владимирский шов и т.д.)? роспись посуды (новгородская, псковская, оятская) Графика Знает особенности книжной графики: сопровождение текста, раскрытие характеров героев, украшение книги. Имеет представления о некоторых особенностях цвета, рисунка, изобразительной манере художников Чарушиных, Кочергина, Мавриной, Юфы, Митурича и др. Живопись Знает, что художественные картины относятся к живописи. Отличает живопись от графики. Различает жанры живописи: натюрморт, его виды; пейзаж, его виды; портрет Скульптура Отличает скульптуру. Выделяет особенности ее содержания и средств выразительности (объемность, статика и движение, значимость материала, из которого выполнена скульптура). Виды скульптуры (малая пластика, декоративная), их назначение. Имеет представление о профессии скульптора. Умеет в рисунке, лепке, выразительно передать образы объектов окружающего мира. Видит общее и отличное в похожих объектах (молодая и старая ель) Применяет цвет как средство передачи состояния, характера образа и своего отношения к герою или явлению. Умеет правильно располагать изображение на листе бумаги, строить перспективу, выделять главное цветом, положением на листе, размером. Рисует сказочные образы В декоративном изображении (рисовании, аппликации, лепке) умеет нарядно украшать предметную основу (шарфик, шапочку, вазу…) с помощью ритма, чередования, симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора; в лепке –путем налепов и узора стекой. В аппликации умеет создавать нарядные декоративные обобщенные образы, соотнося их по цвету с фоном. В рисовании умеет отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Умеет соотносить качество движений с создаваемым образом. Умеет проводить узкие и широкие полосы, кольца, точки, дуги, мазки, трилистник. Умеет составлять новый цветовой фон на палитре (из синего и желтого- зеленый), разбеливать основной тон., накладывать одну краску на другую, штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, сочетать разные материалы (гуашь, восковые мелки, уголь) В аппликации пользуется ножницами, режет по прямой, перерезает квадрат по диагонали, срезает углы у прямоугольника, делает косой срез, вырезает округлую форму из квадрата, прямоугольника. Умеет создавать аппликацию путем обрывания и составления образа из частей с последовательным наклеиванием. В лепке создаем объемный образ (овощи, фрукты, предметы питания, животные, птицы, простейшее изображение человека) Действует различными способами. Владеет операциями оттягивания деталей из целого куска; соединения частей, прижимая и примазывая; украшения с помощью налепов и стеки В конструировании из готовых геометрических фигур умеет создать варианты знакомых сооружений из брусков, кирпичиков, призм, цилиндров. Умеет анализировать объект, видит основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Умеет выполнять постройки: мосты, машины, здания, гаражи (3-4 темы и 5-6 вариантов каждой темы). Варьирует постройки в длину, ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции. Осваивает способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использование перекрытий, замыкание пространства. Освоил обобщённые способы, с помощью которых можно создавать различные поделки: два способа складывания квадрата – по диагонали и пополам с совмещением сторон и углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики, дома и пр.), приклеиванием к основной форме деталей (колёса к вагончику, трубу к дому и др.) Умеет видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках и др.), составлять образ из частей. Использует для закрепления частей клей, пластилин; творчески дополнять изображение деталями; замысливает образ, отбирает самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения, планирует работу. Испытывает удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей; проявляет потребность создавать прекрасное и украшать им дом, дарить близким, вносить его в игры и др. Социальный мир Сравнивает людей разного возраста и пола, выделяет некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнает и называет людей отдельных профессий Сравнивает разные ярко выраженные эмоциональные состояния людей, изображенных на картинках; видит проявления эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Рассматривает картинки с изображением разных семей; знает и называет родственные отношения (кто есть кто в семье). Отражает разные сюжеты из жизни семьи, используя дополнительно наборы мебели, транспорта, городских построек и т.п. (Семья отмечает праздник; семья отправляется в путешествие; семья в зоопарке) Отвечает на вопросы о своей семье, о братьях, сестрах, бабушках и дедушках. В привычной обстановке здоровается со взрослыми, прощается, благодарит. В новой обстановке- по напоминанию взрослого. По поручению старших умеет сделать приятное близким (нарисовать рисунок, подарить открытку, обнять, прочесть стихи) Имеет представление о детях разного возраста, мальчиках и девочек. Выделяет особенности совсем маленьких детей, малышей-дошкольников и детей школьного возраста. Различает и сравнивает одежду совсем маленьких и старших детей, их игрушки, предметы пользования, типичные занятия. На картинках, в литературных произведениях, с помощью старших выделяет добрые поступки детей по отношению друг к другу, выражает к ним свое положительное отношение. Видит негативные действия детей, рассуждает о них вместе со взрослым, называет их последствия для других людей, высказывает свое отношение. Знает элементарные правила культурного поведения в среде детей: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками. Знает, что игрушки надо беречь, тогда они дольше служат детям. Если игрушка сломалась, надо попросить взрослого ее починить. Понимает, что детям бывает грустно и одиноко, если сверстники не приглашают их в игру, в общие дела, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам. Пытается самостоятельно, с позиции опыта разрешить проблемную ситуацию (Почему Саше стало грустно? Почему Сережа вышел из игры?) Проявляет интерес к поступкам сверстников, интересуется их делами, играми. Задает вопросы о детях, событиях, их жизни, поступках. Умеет рассказать о своих друзьях, о сверстниках, об их любимых занятиях, некоторых чертах характера (добрый, умный). Ласково обращается к малышам. Умеет проявлять терпение, нежность. Окружающий мир Знает предметы ближайшего окружения, их назначение; существенные признаки, лежащие в основе таких родовых обобщений как «игрушки», «продукты» и т.д. Знает качества и свойства, присущие материалам и предметам (цвета и оттенки, запахи, вкусовые качества, мягкость/твердость, прозрачность/непрозрачность, гладкость/шероховатость, легкость/тяжесть. Знает и называет материалы(бумага, картон, стекло, металл, резина, ткань, пластмасса, кожа и т.д.) их отличительные признаки (размокает, горит, рвется, бьется, прочный, ломкий…). Имеет обобщенное представление о том, что строение предмета и выбор материала для его изготовления обусловлены его назначением. Под руководством взрослого умеет использовать все простейшие способы сенсорного анализа предметов и материалов. Устанавливает связи между назначением часто используемых предметов и их строением и материалами, из которых они сделаны. Различает на этом основании предметы близких видов, правильно называя их (свитер, кофта,; носки, гольфы) Составляет простейшие описательные рассказы о предметах, отражая знания об их назначении и о всех известных детям качествах и свойствах как самого предмета, так и материала, из которого он сделан. Имеет представление о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в ближайшем окружении (продавец шофер и пр.), о структуре рудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда – предметы - материалы и инструменты – результат) Знает предметы бытовой техники, широко используемые дома (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.); значимость их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека. Рассказывает о трудовом процессе по предметно-схематической модели Связывает трудовые процессы с деятельностью людей определенных профессий Включает в игру деятельность людей разных профессий. Находит предметы- заместители и использует их в качестве атрибутов. Бережно относится к результатам труда. В ходе трудовой деятельности вычленяет цель, предмет труда, трудовые действия, результат. Правильно устанавливает последовательность. Проявляет самостоятельность в самообслуживании Владеет специальными рудовыми умениями (правильно и симметрично расставляет столовые приборы, наливает достаточное кол-во воды, намыливает, трет губкой, споласкивает, выжимает, развешивает для просушки выстиранные вещи. Испытывает радость от участия в труде, от оказанной взрослому помощи. Речевое развитие Умеет вести диалогическую и полилогическую речь, охотно вступает в общение с окружающими. Задает вопросы, отвечает на вопросы. Знает формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой. Замечает неточности и ошибки в своей речи и речи товарищей, исправляет их. Владеет монологической речью: составляет из 5-6 предложений описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта, пересказ литературного произведения, воспроизводит текст по иллюстрациям. Сочиняет повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, составляет описательные загадки и загадки со сравнением. Пользуется элементарными формами объяснительной речи. Свободно пользуется простыми предложениями, употребляет сложноподчиненные предложения. Правильно использует суффиксы и приставки при словообразовании, пользуется системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания. Владеет произношением наиболее трудных звуков- свистящих, шипящих, Л, Р. К 5 годам четко произносит все звуки. Эмоционально, внятно читает стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания. Знает, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими. Сравнивает слова по протяженности. Производит звуковой анализ слова: самостоятельно произносит слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки; различает на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; определяет место звука в слове (первый, последний, в середине); самостоятельно выделяет слова с заданным звуком. Внимательно слушает и слышит чтение литературных произведений. Соотносит литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливает причинные связи в тексте. Различает границы фантастического и реалистичного в книге. Представляет в воображении героев и события. Выделяет поступки героев и дает им элементарную оценку с позиции этических норм. Запоминает и во

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow