«Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве».
«Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве».
«Край, в котором ты живешь».
«Наша Родина».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Рисование с натуры (рисунок, живопись)
.Изображение с натуры отдельных предметов действительности и в группе (натюрморт) с передачей перспективного сокращения объемных форм {предметы ставятся как во фронтальной, так и в угловой перспективе—изображение с одной и двумя точками схода), Рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц.
Передача в рисунках пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, объема, светотеневых отношений изображаемых объектов, их композиции в листе бумаги — развитие пространственных представлений и зрительных образов.
Работа в цвете над рисунками с натуры отдельных предметов и их групп (натюрмортов), фигуры человека, животных и птии. Передача в рисунках гармонии цветовых оттенков натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду, бережного отношения к хлебу и ко всему, что создается трудом наших людей
|
|
Примерные задания (карандаш, акварель):
а) рисование с натуры (в том числе и наброски) с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов быта (посуда, скворечник, модель домика, геометрические тела, футбольный мяч, спортивный кубок, цветы, батон хлеба, фрукты, овощи, игрушечные машины), а также натюрморты из этих предметов;
б) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;
в) рисование с натуры, по памяти и по представлению (в том числе и наброски) разнообразных объектов действительности — деревьев, городских и сельских построек, машин, животных и т. п.
Выполнение упражнений:
— выполнение с натуры, по памяти карандашом, акварелью рисунков и набросков различных объектов (листьев и цветов, фруктов, овощей, машин, предметов быта, животных);
— выполнение кистью одноцветной акварелью силуэтных изображений деревьев разных пород (тополь, дуб, ель, сосна, береза);
— подбор акварельными или гуашевыми красками парных цветовых контрастов (малиново-красный и зелено-голубой, желто-зеленый и красновато-фиолетовый и т. д.);
— достижение одновременного цветового контраста. Определение зависимости восприятия цвета от его окружения (опыты с квадратиками красного, желтого, голубого и других цветов, накладываемыми на плоскость листа тонированной бумаги — желтой, фиолетовой, серой и т. д.);
|
|
— поиски гармоничных сочетаний хроматических цветов, ахроматических цветов;
— составление цветовых оттенков, соответствующих закату, восходу солнца, безоблачному небу, морской волне, осенним листьям, весенней траве, дальнему лесу и т. п. (эмоциональная выраженность цвета);
— работа как всем ворсом, так и концом кисти по сухой и влажной поверхности бумаги;
— составление холодных и теплых оттенков, нахождение на палитре наиболее красивого сочетания цветов;
— по представленному образцу назвать и составить на листе бумаги акварельными или гуашевыми красками аналогичные цвета.
Рисование на темы и иллюстрирование
С целью патриотического, трудового, нравственного н эстетического воспитания детей — рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.
Иллюстрирование произведений устного народного творчества, русских народных сказок, загадок, былин. Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.
Усилия должны направляться на формирование у учащихся умения самостоятельно выбирать для рисования наиболее выразительные сюжеты из предложенных тем и литературных произведений, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к изображаемому сюжету, к его персонажам; на развитие сопереживания, чувства доброты, справедливости, нетерпимости к
злу.
Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в тематической композиции и иллюстрации, образное изображение персонажей.
Дальнейшее изучение законов композиции. Совершенствование у учащихся умения выделять композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т, п.). Школьники продолжают изучение особенностей симметричной и асимметричной композиции и учатся передавать с помощью композиционных средств состояния покоя или движения в рисунке (статика и динамика в композиции), соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета.
Наблюдение, выполнение набросков и зарисовок явлений, событий и объектов окружающей действительности с целью использования этих материалов в тематической композиции, иллюстрации.
Учащиеся продолжают знакомство с книжной графикой— одним из видов изобразительного искусства. Они должны развивать умение узнавать творческий стиль ведущих Художников-иллюстраторов, знать средства художественной выразительности, которые эти художники используют в своей работе.
Дальнейшее развитие у детей воображения, фантазии, творческого подхода к процессу рисования. Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Русские богатыри», «Ледовое побоище», «Уборка хлеба», «На космодроме», «Мы охраняем природу», «Зимние развлечения», «Ледоход», «Прилет птиц», «Ива цветет», «Летом в деревне», «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане». «Хижина в горах», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадка, «Не нарушайте правил дорожного движения», «Мальчик с собакой», «В зоопарке», «Ярмарка», «В лес за грибам::», «Гроза в иоле»,
«Новогодний карнавал», «Осенний день», «Тихий вечер», «Цирковая карусель», «Укротитель львов», «Девочка на шаре», «Русский танец», «Школьный хор», «Большие и маленькие» и др.;
б) иллюстрирование произведений русского народного творчества: русские народные загадки, сказки — «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины — «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и змей», «Ольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных скалов); «Калевала» (карело-финский эпос), «Парты» (эпос народов Северного Кавказа); «В тридевятом царстве государстве», «Иван-богатырь» (чувашская сказка), «Красавица, каких на свете нет» (киргизская сказка) и др.; «Конек-горбунок», А. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы).
|
|
Декоративная работа
Дальнейшее развитие умения самостоятельно исполнять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, силуэт и другие изобразительные элементы декоративного обобщения.
Углубление знаний школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путем сопоставления примеров народной керамики Скопина, Опошни с образцами устного фольклора; в процессе ознакомления с сюжетно-декоративной народной росписью прялки — замечательного образца русского народного искусства. Формирование умений самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства.
Дальнейшее знакомство с произведениями художников современного декоративно-прикладного искусства в области эмблематики с целью углубления знаний об изобрази* тельной символике. Дальнейшее развитие самостоятельных умений.
Воспитание у школьников любви и интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству, к искусству народного края, бережного отношения к традициям своего народа.
Примерные задания:
я) выполнение эскиза и роспись бытового изделия— Фигурные, «волшебные» сосуды: сосуд-зверь, сосуд-птица
(возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и изобразительного фольклора); «волшебные» фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели;
б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;
в) выполнение эскиза декоративного панно {для праздничной сцены актового зала школы, украшение школьного интерьера) на тему «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава героям Отечества» и т. п.;
|
|
г) выполнение эскиза марки, посвященной Международному дню защиты детей.
Лепка
Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиции на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основным содержанием бесед в V классе является:
— искусство народов России;
— героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;
— Великая Отечественная война в произведениях художников;
— мирный труд людей в изобразительном искусстве;
— спорт в изобразительном искусстве;
— виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика;
— жанры изобразительного искусства;
— портрет и его разновидности (автопортрет; парный, групповой; парадный, интимный и др.). Бытовой жанр. Исторический жанр. Анималистический жанр. Натюрморт, Пейзаж;
русская сказка в произведениях художников.