Примерные темы блоков уроков

«Устное народное творчество и литература в изобрази­тельном искусстве».

«Историческое прошлое нашей Родины в изобразитель­ном искусстве».

«Край, в котором ты живешь».

«Наша Родина».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Рисование с натуры (рисунок, живопись)

.Изображение с натуры отдельных предметов действи­тельности и в группе (натюрморт) с передачей перспектив­ного сокращения объемных форм {предметы ставятся как во фронтальной, так и в угловой перспективе—изображе­ние с одной и двумя точками схода), Рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц.

Передача в рисунках пропорций, конструктивного строе­ния, пространственного расположения, объема, светотене­вых отношений изображаемых объектов, их композиции в листе бумаги — развитие пространственных представлений и зрительных образов.

Работа в цвете над рисунками с натуры отдельных предметов и их групп (натюрмортов), фигуры человека, животных и птии. Передача в рисунках гармонии цве­товых оттенков натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чув­ства восхищения красотой их формы, пропорций, очерта­ний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду, бе­режного отношения к хлебу и ко всему, что создается тру­дом наших людей

Примерные задания (карандаш, акварель):

а) рисование с натуры (в том числе и наброски) с пе­редачей перспективного сокращения формы и объема от­дельных предметов быта (посуда, скворечник, модель до­мика, геометрические тела, футбольный мяч, спортивный кубок, цветы, батон хлеба, фрукты, овощи, игрушечные машины), а также натюрморты из этих предметов;

б) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движе­нии;

в) рисование с натуры, по памяти и по представлению (в том числе и наброски) разнообразных объектов дейст­вительности — деревьев, городских и сельских построек, машин, животных и т. п.

Выполнение упражнений:

— выполнение с натуры, по памяти карандашом, аква­релью рисунков и набросков различных объектов (листь­ев и цветов, фруктов, овощей, машин, предметов быта, жи­вотных);

— выполнение кистью одноцветной акварелью силуэт­ных изображений деревьев разных пород (тополь, дуб, ель, сосна, береза);

— подбор акварельными или гуашевыми красками пар­ных цветовых контрастов (малиново-красный и зелено-го­лубой, желто-зеленый и красновато-фиолетовый и т. д.);

— достижение одновременного цветового контраста. Определение зависимости восприятия цвета от его окру­жения (опыты с квадратиками красного, желтого, голубо­го и других цветов, накладываемыми на плоскость листа тонированной бумаги — желтой, фиолетовой, серой и т. д.);

— поиски гармоничных сочетаний хроматических цве­тов, ахроматических цветов;

— составление цветовых оттенков, соответствующих за­кату, восходу солнца, безоблачному небу, морской волне, осенним листьям, весенней траве, дальнему лесу и т. п. (эмоциональная выраженность цвета);

— работа как всем ворсом, так и концом кисти по су­хой и влажной поверхности бумаги;

— составление холодных и теплых оттенков, нахожде­ние на палитре наиболее красивого сочетания цветов;

— по представленному образцу назвать и составить на листе бумаги акварельными или гуашевыми красками аналогичные цвета.

Рисование на темы и иллюстрирование

С целью патриотического, трудового, нравственного н эстетического воспитания детей — рисование на темы ис­торического прошлого нашей Родины, на темы современ­ной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества, русских народных сказок, загадок, былин. Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из по­вестей и поэм.

Усилия должны направляться на формирование у уча­щихся умения самостоятельно выбирать для рисования наиболее выразительные сюжеты из предложенных тем и литературных произведений, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к изобража­емому сюжету, к его персонажам; на развитие сопережи­вания, чувства доброты, справедливости, нетерпимости к

злу.

Использование цвета как важнейшего средства худо­жественной выразительности в тематической композиции и иллюстрации, образное изображение персонажей.

Дальнейшее изучение законов композиции. Совершен­ствование у учащихся умения выделять композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т, п.). Школьники продолжают изучение особенно­стей симметричной и асимметричной композиции и учатся передавать с помощью композиционных средств состояния покоя или движения в рисунке (статика и динамика в композиции), соразмерность частей и элементов компози­ции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета.

Наблюдение, выполнение набросков и зарисовок явле­ний, событий и объектов окружающей действительности с целью использования этих материалов в тематической ком­позиции, иллюстрации.

Учащиеся продолжают знакомство с книжной графи­кой— одним из видов изобразительного искусства. Они должны развивать умение узнавать творческий стиль ве­дущих Художников-иллюстраторов, знать средства худо­жественной выразительности, которые эти художники ис­пользуют в своей работе.

Дальнейшее развитие у детей воображения, фантазии, творческого подхода к процессу рисования. Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Русские богатыри», «Ледовое по­боище», «Уборка хлеба», «На космодроме», «Мы охраняем природу», «Зимние развлечения», «Ледоход», «Прилет птиц», «Ива цветет», «Летом в деревне», «Пейзаж с озе­ром», «Морская гавань», «Роща в тумане». «Хижина в го­рах», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на бере­гу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На дет­ской площадка, «Не нарушайте правил дорожного дви­жения», «Мальчик с собакой», «В зоопарке», «Ярмарка», «В лес за грибам::», «Гроза в иоле»,

«Новогодний карнавал», «Осенний день», «Тихий вечер», «Цирковая карусель», «Укротитель львов», «Девочка на шаре», «Русский танец», «Школьный хор», «Большие и ма­ленькие» и др.;

б) иллюстрирование произведений русского народного творчества: русские народные загадки, сказки — «Царев­на-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины — «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и змей», «Ольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных скалов); «Калевала» (карело-финский эпос), «Парты» (эпос народов Северного Кавказа); «В тридевятом царстве государстве», «Иван-бо­гатырь» (чувашская сказка), «Красавица, каких на свете нет» (киргизская сказка) и др.; «Конек-горбунок», А. Пуш­кин «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы).

Декоративная работа

Дальнейшее развитие умения самостоятельно испол­нять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Разви­тие умения выразительно строить декоративную компози­цию, творчески используя цвет, силуэт и другие изобра­зительные элементы декоративного обобщения.

Углубление знаний школьников о народном декоратив­но-прикладном искусстве путем сопоставления примеров народной керамики Скопина, Опошни с образцами устного фольклора; в процессе ознакомления с сюжетно-декоративной народной росписью прялки — замечательного образ­ца русского народного искусства. Формирование умений самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народ­ного искусства.

Дальнейшее знакомство с произведениями художников современного декоративно-прикладного искусства в обла­сти эмблематики с целью углубления знаний об изобрази* тельной символике. Дальнейшее развитие самостоятель­ных умений.

Воспитание у школьников любви и интереса к русско­му народному декоративно-прикладному искусству, к ис­кусству народного края, бережного отношения к традициям своего народа.

Примерные задания:

я) выполнение эскиза и роспись бытового изделия— Фигурные, «волшебные» сосуды: сосуд-зверь, сосуд-птица

(возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и изобразительного фольклора); «вол­шебные» фигурки для фонтанов в детском парке, предме­ты деревянной «сказочной» мебели;

б) выполнение эскиза декоративного украшения рус­ской народной прялки;

в) выполнение эскиза декоративного панно {для празд­ничной сцены актового зала школы, украшение школьного интерьера) на тему «Русские богатыри», «Сказочный го­род», «Слава героям Отечества» и т. п.;

г) выполнение эскиза марки, посвященной Междуна­родному дню защиты детей.

Лепка

Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиции на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, реко­мендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжет­ных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основным содержанием бесед в V классе является:

— искусство народов России;

— героическое прошлое нашей Родины в произведе­ниях изобразительного искусства;

— Великая Отечественная война в произведениях ху­дожников;

— мирный труд людей в изобразительном искусстве;

— спорт в изобразительном искусстве;

— виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика;

— жанры изобразительного искусства;

— портрет и его разновидности (автопортрет; парный, групповой; парадный, интимный и др.). Бытовой жанр. Исторический жанр. Анималистический жанр. Натюрморт, Пейзаж;

русская сказка в произведениях художников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: