Примерное содержание уроков

Тема урока. Рисование на тему «Мы рисуем отгадки к народным загадкам». Карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага, цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши.

Устное народное творчество явилось основой для мно­гих литературных произведений и произведений изобрази­тельного искусства.

Ребята, конечно, хорошо знакомы с загадками, любят их отгадывать и даже иногда пытаются сочинять их сами. Очень часто текст загадки художники книги сопровожда­ют рисунками. На этих уроках учащиеся тоже должны бу­дут проиллюстрировать загадки. Для этого лучше всего им рекомендовать народные загадки. Можно пользоваться учебником «Родная литература» для V класса или детски­ми книжками. Народные загадки учат детей присматри­ваться ко всему окружающему, видеть красоту мира, ра­доваться его многообразию, развивают ассоциативное мышление, любознательность, расширяют кругозор.

Для того чтобы загадка вызвала у ребят определенный эмоциональный отклик, эстетическое чувство, они должны убедиться в ее верности и меткости определения предмета, в мудрости и красоте звучания. Предметы и явления в за­гадках, как правило, описываются эмоционально-образно, поэтично. Разбор художественно-выразительных средств загадок и признаков, по которым угадывается предмет или явление, проводится заранее на уроке литературы. Он необходим даже в том случае, если загадка хорошо из­вестна.

Чтобы научить учащихся понимать иллюстрированную книгу как объемное произведение искусства, берется са­мое короткое произведение устного народного творчест­ва— загадка и дастся задание учащимся за один урок вы­полнить иллюстрации к ней. При этом детям предлагает­ся продумать композицию так, чтобы, по возможности, отгадку можно было увидеть не рядом с текстом загадки. Лист бумаги разрешается перегибать и разрезать как угодно. Текст загадки можно быстро и красиво написать цветными карандашами, фломастерами, шариковыми руч­ками. Изобразительное решение композиции может быть различным. Можно написать текст загадки и нарисовать только отгадку. Например, нарисовать, как на горке сто­ит Егорка в красной шапочке и отгадку—гриб. Сопостав­ление этих изображений позволит учащимся наглядно убедиться в большом сходстве образов загадки. Порядок работы такой: изображения сначала намечаются каран­дашом в тонких линиях, а затем выполняются в цвете.

В конце уроков проходит коллективное обсуждение вы­ставленных работ.

Тема урока. Наброски с натуры модели домика (каран­даш).

Урок начинается с короткой беседы, в которой учитель отмечает, что во многих произведениях художников мож­но встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные и кирпичные осо­бняки, различные современные дома. В современном строи­тельстве используются крупноблочные и крупнопанельные конструкции. Учитель подробно объясняет школьникам основные конструктивные особенности строения модели домика. Во-первых, это главная жилая часть — громадный параллелепипед (пе случайно «коробочными зданиями» называют теперь стандартную архитектуру жилых домов), во-вторых, крыша, заключающая в своей форме трехгран­ную призму, лежащую на боку, или пирамиду с широким основанием, в-третьих —трубы, первоосновой их формы является цилиндр или четырехгранная призма. Для более глубокого понимания учащимися элементарных законо­мерностей перспективы необходимо активнее использовать их знания о линии и уровне горизонта (высокий, низкий горизонт) при изображении предметов. Следует заметить, что учащиеся смотрят на модель домика с разных сторон (точки зрения их различны). Для одних детей домик бу­дет повернут своим фасадом, для других окажется распо­ложенным с угла. Поэтому, для формирования у них пол­ноценного образа дома, необходимы анализ его конструк­ции и наблюдение с разных сторон. Учащиеся могут вы­полнить 1—2 наброска с натуры модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика. Желательно в классе иметь два-три макета домика, установленных на натурные под­ставки ниже уровня зрения учащихся. В крайнем случае, если макет один, его следует расположить на подставке, установленной на столе учителя (в этом случае натура — макет домика — располагается выше уровня зрения школь­ников).

После линейного изображения модели домика учащие­ся анализируют распределение светотени и штриховкой вы­являют объем. Межпредметные связи - анализ геометрических форм в курсе математики —для формирования пространствен­ных представлений.

Тема урока. Рисование с натуры домашних животных — живых или чучел (карандаш, акварель, цветная или чер­ная тушь). Ознакомление с произведениями изобразитель­ного искусства: Рембрандт. Наброски животных.

Выполняя это задание, школьники продолжают совер­шенствовать свое умение рисовать животных. В беседе с детьми учитель конкретизирует и углубляет их знания и представления о размере, анатомическом строении кош­ки, собаки, цветовой окраске их шерсти. Внимание детей обращается на то, что во многих произведениях литера­туры и устного народного творчества часто среди героев сюжетов встречаются домашние животные — лошадь, со­бака, кошка, петух и т. д.

Учитель показывает ребятам рисунки гениального жи­вописца XVII в. Рембрандта и рассказывает им о боль­шой любви замечательного голландского художника к ри­сованию животных. Известны его рисунки с изображением кошек и собак, львов и слонов, птиц, лошадей и других животных. Обращая внимание учеников на то, что у всех кошачьих — льва, тигра, кошки — повадки приблизитель­но одинаковы, учитель показывает рисунок Рембрандта «Пьющий лев».

На рисунке «Пьющий лев» изображен грозный царь зверей. Он лежит, обхватив передними лапами бочонок с водой. Нахмуренный, мрачный, с маленькими хищными глазками, лев отдыхает, но при этом сохраняет свой не­приступный вид. Художник изображает мускулистое, силь­ное тело животного, его когтистые лапы, его шерсть, гу­стую гриву, обрисованную сильными штрихами, становя­щимися слабее и прозрачнее к середине туловища. Свето­теневая лепка формы создает объем тела, уточняет его строение. Рисунок прост и лаконичен, но в нем выражено то главное, что волнует художника. Это передача харак­тера и повадок льва, большая образная выразительность. В простой незамысловатой зарисовке льва Рембрандт пе­редал и его мощь, и хищность, и красоту.

Внимание школьников следует обратить на то, что в строении таких животных, как лев, тигр, кошка, очень мно­го общего. Поэтому необходимо тщательно разобраться в индивидуальных различиях этих животных.

После этого учащиеся приступают к рисованию с нату­ры кошки, собаки или кролика. Предварительно анализируется их анатомическое строение, пропорции, пространст­венное расположение и т. д.

Тема урока. Иллюстрирование русской народной сказ­ки «Царевна-лягушка» (карандаш, акварель или гуашь, цветная бумага, цветные восковые мелки). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа на тему «Сказка в изобразительном искусстве». В. Васнецов «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Ца­ревна-лягушка»; Н. Рерих «Ковер-самолет»; И. Билибин — иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка» и другим рус­ским народным сказкам.

В начале урока проводится беседа «Сказка в изобра­зительном искусстве». Подчеркивается влияние устного народного творчества на произведения художников.

Детям демонстрируется уже известное им произведе­ние В. Васнецова «Ковер-самолет», которое сравнивается с одноименной картиной Н. Рериха. Обращается внима­ние на то, как по-разному передали живописцы один и тот же образ. Далее показывается картина В. Васнецова «Три царевны подземного царства», на которой в образах пре­красных царевен художник воплотил мечту народа об ов­ладении богатствами земли: золотом, самоцветными кам­нями к каменным углем.

Вспоминается беседа в IV классе о сказочных образах в произведениях художественной лаковой миниатюры из Палеха. Показываются другие примеры произведений де­коративно-прикладного искусства, созданных на сюжеты сказок.

В беседе учитель должен найти способ обобщить пред­ставления учащихся о сказке, оживить в воображении ре­бят се образы, закрепить в их сознании утверждаемые нравственные, эстетические идеи, чтобы эмоционально под­готовить детей к выполнению иллюстраций к русской на­родной сказке «Царевна-лягушка».

Содержание сказки изучается заранее на уроке лите­ратуры. А в начале выполнения задания на уроке изобра­зительного искусства учитель выясняет, каково идейное содержание сказки, чему она учит, кто ее главные герои, какова их внешность, как дети их представляют. Эту ра­боту следует проводить на основе текста сказки.

Учащимся предлагается определить разницу между понятиями «тема» и «сюжет», самостоятельно выбрать из сказки сюжет для иллюстрирования и словесно его нари­совать. Это задание в значительной степени активизирует работу их воображения, так как детям необходимо представить многое из того, что они никогда не видели. Каж­дый учащийся делает это в зависимости от своего жиз­ненного опыта. Он может представлять, как бы он сам поступил на месте того или иного сказочного героя.

Далее демонстрируются иллюстрации И. Билибина к сказке «Царевна-лягушка», которые помогут конкретизи­ровать представления школьников о событиях в сказке, приблизят к нам образы сказочных героев. Волшебные, красочные иллюстрации И. Билибина к русским народным сказкам доставляют детям эстетическое наслаждение, ду­ховно обогащают их.

Работа над иллюстрацией начинается с выполнения композиционного эскиза. Продумывая сюжет, идейное со держание композиции, каждый ученик может выполнить два-три эскиза. В них он должен будет использовать уже знакомые ему средства художественной выразительности1, высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисун­ке, выделение композиционного центра и др.

Учитель анализирует характерные ошибки и наиболее удачные решения в процессе самостоятельной работы уча­щихся над эскизами. После выполнения эскизов на доске он с помощью специальных таблиц объясняет школьникам особенности симметричной и асимметричной композиций и их роль для передачи в рисунке состояния покоя или дви­жения.

Затем дети дорабатывают свои эскизы с учетом объяс­нения учителя. Те, кто завершил работу над рисунком композиции, приступают к работе красками.

К следующему уроку учащимся рекомендуется прове­сти наблюдения, наброски и зарисовки, необходимые для уточнения композиции.

На втором уроке по теме учащимся еще раз с помощью тех же таблиц, но на других примерах объясняются осо­бенности симметричной и асимметричной ком позиций, раз­личные варианты передачи движения в сюжетном рисунке.

Дети выполняют в тонких линиях рисунок иллюстра­ции/причем подчеркивается, что иллюстрация —это изоб­ражение, предназначенное для книги.

Далее снова демонстрируются репродукции или слай­ды картин В. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации И. Би­либина и обращается внимание школьников на их колори­стическое решение, роль цвета для передачи характера героев сказки, их настроения.

Работа над иллюстрацией в цвете выполняется разнообразными художественными материалами, указанными в программе.

Б конце урока проводится выставка и коллективное обсуждение иллюстраций.

Тема урока. Выполнение эскиза декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда и роспись готового изде­лия— сосуд-зверь, сосуд-птица (карандаш, акварель или гуашь). Ознакомление с произведениями народного деко­ративно-прикладного искусства и беседа о его красоте: керамика Скопина, Опошни.

На этих уроках углубляются знания школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путем сопо­ставления примеров народной керамики Скопипа, Опош­ни с образцами устного фольклора. В волшебных сказках, действие которых происходит в тридевятом царстве в три­десятом государстве, герои не только наделены сверхъес­тественной силой, но и владеют чудесными предметами — Шапкой-невидимкой, ковром-самолетом, скатертью-само­бранкой и т. д. Силой народной фантазии обычные пред­меты превращаются в необычные. Такое же волшебное превращение обычных предметов в необычные мы.встре­чаем и в творчестве народных мастеров — создателей фи­гурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искус­ства продолжают жить сегодня в г. Скопине на Рязанской земле, в с. Опошне Полтавской области.

Во время беседы учащиеся знакомятся с фигурными керамическими сосудами мастеров Скопина и Опошни. Обращается их внимание на разнообразную тематику скульптурных изображений старинной скопинской фигур­ной посуды: птица, лев, медведь, дракон, кентавр, заяц, собака и многое другое. Традиции народного гончарства Скопина продолжают в настоящее время художники Скопинского завода художественной керамики.

В числе традиционных сосудов опошнянских мастеров характерны сосуды в виде барана, льва, быка. Скульптур­ная моделировка формы в меру условна, поэтому сосуд не воспринимается как скульптурное изображение.

Эскизы декоративной росписи «волшебного» фигурного, сосуда учащиеся выполняют, соблюдая следующие усло­вия: 1} определить форму фигурного сосуда (кувшин, кружка, солонка, ковш), в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность вещи; 2) нари­совать декоративную фигуру зверя или птицы для фигурного сосуда с учетом предназначения это­го сосуда какому-либо герою волшебной сказки (автор

эскиза называет сказку, героя); 3) использовать эскиз «волшебного» фигурного сосуда на труде для лепки объ­емного изделия; на уроке декоративного рисования гото­вое изделие расписать согласно эскизу.

Урок росписи «волшебного» сосуда по эскизам тоже начинается с беседы, закрепляющей знания школьников о народной керамике, о связи художественных приемов устного и изобразительного фольклора. С этой целью во время демонстрации фигурной керамической посуды Ско­пина, Опошни показываются другие примеры из различ­ных областей народного искусства: ковши-утицы, птицы-солонки, кони-качалки, звери-свистульки ит.д. Подчеркивается, что в народном творчестве примеры ху­дожественного единства скульптурного начала и функцио­нальности вещи широко распространены. Это один из при­меров волшебного реализма, присущего народному масте­ру и слова, и керамики.

Межпредметные связи — чтение отрывков из русских сказок: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Царев­на-лягушка» для установления связи художественных при­емов устного и изобразительного народного творчества; выполнение объемных фигурных сосудов на уроках труда.

Тема урока. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Ко­нек-горбунок» (карандаш, акварель или гуашь, цветная бумага, цветные мелки). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира: Ю. Васнецов, Н. Пискарев — иллюстрации к сказке «Конек-горбунок».

Вступительную беседу учителю необходимо построить так, чтобы ребята смогли установить значительное сход­ство между народными сказками, которые они уже изучи­ли, и сказкой, созданной поэтом. Следует дать возмож­ность учащимся поразмыслить над причинами этого сход­ства, выяснить, как они понимают основное содержание сказки, какими представляют себе ее героев, окружаю­щую их обстановку.

Можно зачитать отрывки из сказки или включить грамзапись. Учащиеся смогут глубже прочувствовать за­душевность сказки П. Ершова, ее веселый, почти плясо­вой ритм, задорный юмор. Они смогут эмоционально оце­нить юмор и легкую насмешку поэта в изображении фан­тастических приключений и сказочных чудес, иронию автора по отношению к злому, глупому, жадному старому царю-самодуру, нравственно-эстетическое воздействие сказки.

Далее проводится словесное рисование. Учащиеся са­мостоятельно выбирают сюжет иллюстрации и рассказы­вают, какими изобразительными средствами воспользу­ются, чтобы передать свою симпатию к Иванушке и его очаровательному Коньку-горбунку, красоту волшебных картин в сказке.

Чтобы показать, как образы литературной сказки от­ражаются в изобразительном искусстве, на этом этапе урока можно продемонстрировать иллюстрации Ю. Вас­нецова, Н. Пискарева к сказке «Конек-горбунок» и под­черкнуть, как по-разному художники изображали героев и события сказки.

Затем выполняется быстрый поисковый эскиз компо­зиции небольшого размера.

Работу над иллюстрацией можно начать сразу в цве­те, используя акварель или гуашь, цветные мелки, цвет­ную бумаги, смешанную технику.

Для создания эмоционального настроения школьников в процессе их самостоятельной работы над иллюстрацией можно негромко включить грамзапись из балета И. Стра­винского «Жар-птица».

В конце урока учитель в целом оценивает работу клас­са, рисунки выставляются у доски по желанию самих учащихся.

Тема урока. Беседа «Героическое прошлое нашей Ро­дины в произведениях изобразительного искусства» (В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с полов­цами»; П. Корни «Александр Невский»; А. Бубнов «Утро на Куликовом поле»; М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарско­му»; В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»).

Во время беседы можно воспользоваться материалами учебников по истории, литературными и музыкальными произведениями по теме.

Беседу следует построить живо, интересно, важно, что­бы дети сами анализировали картины, используя имею­щиеся у них знания, зрительные представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: