Данное задание способствует углублению понимания учащимися особенностей перспективных явлений (загораживание, уменьшение), пространственных представлений; учит самостоятельно определять и передавать объем группы предметов средствами светотени.
Рисуя группу предметов, ученики должны научиться видеть и передавать соотношение величин предметов, пространственную связь между ними, силу тона освещенных поверхностей предметов. Разъясняя задачу изображения трех предметов в пространстве, учитель организовывает специальные наблюдения: можно поставить предметы на разной глубине и в различных пространственных положениях по отношению друг к другу с тем, чтобы дать ученикам возможность наглядно увидеть пространственную взаимосвязь между призмой, пирамидой и конусом (для наглядности можно обратиться к моделям прозрачных предметов).
Перед изображением натюрморта внимание школьников сосредоточивается на конструкции формы призмы, пирамиды и конуса; на основных пропорциях предметов и изменении этих пропорций в зависимости от перспективных сокращений. Учитель обращает внимание детей на то, что с разных точек зрения пропорции предметов будут восприниматься различно.
|
|
Для передачи в рисунке объема, светотени большое значение имеет умение штриховать. Учитель показывает основные приемы штриховки карандашом — «косой» и «по форме».
После обстоятельного анализа особенностей формы, светотени, приемов штриховки ученики рисуют с натуры гипсовые геометрические тела — прямоугольную призму, четырехугольную пирамиду и конус.