Лабораторная работа № 9

 

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров

Цель:: осуществить наблюдение сплошного спектра испускание электрической лампы и линейчатых спектров излучения ионизированных газов и зарисовать результаты наблюдений.

Время выполнения - 1 час.

Дидактическое и методическое обеспечение: спектроскоп прямого зрения или спектроскоп двухтрубных, набор спектральных трубок, выпрямитель или аккумуляторная батарея напряжением 6 В, прибор для зажигания спектральных трубок, лампа накаливания на подставке, люминесцентная лампа, источник тока, ключ, реостат сопротивлением 6-10 Ом, соединительные провода, штатив, набор цветных карандашей (фломастеров).

Инструктаж по охране труда: инструкции № 49,60, 96.

1. Перед выполнением работы необходимо повторить следующие вопросы:

1.1. Объясните, что такое спектральный анализ и для чего он применяется

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Укажите виды спектров

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1. 3. Приборы, применяемые для спектрального анализа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Выполнение работы

 

 

1. Ознакомьтесь с устройством спектроскопа прямого зрения или спектроскопа двухтрубного.

Вращением винта меняют видимую часть спектра.

2. Укрепите спектроскоп в лапке штатива таким образом, чтобы его коллиматорная щель была расположена вертикально. На расстоянии нескольких сантиметров перед щелью установите электрическую лампочку на подставке так, чтобы её нить была на высоте щели. Подключите лампочку через реостат к источнику тока.

3. Включите лампочку, и при полном накале наблюдайте сплошной спектр испускания нити. Уменьшая накал нити, наблюдайте ослабление яркости спектра и постепенное исчезновение спектральных цветов, начиная с фиолетового. Зарисуйте цветными карандашами наблюдаемые Вами несколько спектров.

4. Направьте спектроскоп на светящуюся люминесцентную лампу, установленную на демонстрационном столе (висящую на потолке), и рассмотрите её спектр. Найдите жёлтую, зелёную и фиолетовую линии, характерные для спектра паров ртути. Зарисуйте в цвете наблюдаемую картину. Опишите, чем спектр люминесцентной лампы отличается от спектра лампы накаливания.

5. Вставьте трубку с гелием 1 в держатель 2 прибора для зажигания спектральных трубок и подключите прибор к источнику напряжения 3. Зажгите спектральную трубку и рассмотрите в спектроскоп 4 линейчатый спектр испускания гелия. Зарисуйте его цветными карандашами и запишите основные цвета в наблюдаемой последовательности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Повторите наблюдения со спектральными трубками, наполненными другими газами (водородом, неоном, аргоном, криптоном). Зарисуй те спектр испускания каждого газа и запишите его основные цвета в наблюдаемой последовательности.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Сравните полученные линейчатые спектры излучения с табличными спектрами испускания соответствующих газов.

8. Контрольные вопросы:

1. Укажите, какие вещества дают сплошной спектр.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Запишите, какие вещества дают линейчатый спектр.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Объясните, почему отличаются линейчатые спектры различных газов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Поясните, почему отверстие коллиматора спектроскопа имеет форму узкой щели. Как Вы думаете, изменится ли вид наблюдаемого спектра(если да, то как), если отверстие сделать, например, в форме треугольника.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вывод по работе:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: