Авраам: в ожидании города

Евреям 11:9-10

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетова­ния, ибо он ожидал города, имеющего основание, которого худож­ник и строитель Бог.

Наша задача при изучении этой главы — ухватить суть величия Ав­раама, его истинного гения. Авраам был великим человеком, одним из самых великих людей истории человечества. Это был человек истин­ного величия. Величие - это чрезвычайно редкое качество. Человек может быть знаменитым, иметь поклонников, его могут любить, но при этом он может не быть великим. Он может быть удивительно талант­лив, но при этом не быть великим. Авраам был великим человеком. Что сделало его великим? Другими словами, в чём его гений? Евреи, без сомнения, считали Авраама истинно великим человеком. Но знали ли они, в чём его гений? Думаю - нет. Иллюстрацию этого мы находим в истории кальвинизма [4] . Одним из самых уместных высказываний о Кальвине было огромное сожаление о том, что его последователи не увидели его истинного гения. Они были настолько приближены к нему и настолько слепо принимали его, что не могли заметить того, что сде­лало его тем, кем он был. Как следствие, они были не в состоянии как следует понять его. То же самое было с Авраамом и евреями. «Мы - Авраамово семя», - дерзко кричали они, но к великому сожалению менее всего понимали его.

Тот, кто написал поел. Евр., понимал Авраама. Поэтому не удивитель­но, что в 11 гл. поел. Евр. он уделяет больше внимания Аврааму, а не какому-то другому образу Ветхого Завета. Вероятно вы скажете, что гениальность Авраама заключается в его вере. И будете правы. Но на свете не было ни одного еврея, который бы не согласился с этим. Все знали о вере Авраама. При исследовании гениальности Авраама необ­ходимо заглянуть глубже.

В каждом человеке гениальность сродни мотивации. Для того, чтобы обнаружить гениальность человека, нужно определить движущие им мотивы. Это амбиции? Это самолюбие? Это жажда власти? Оставит ли это свой след в истории? Это знание? Это богатство? Это секс? Это семья? Это страх? Мы можем продолжать и продолжать этот список вопросов, но ни один из них ни на йоту не приблизит нас к пониманию этого человека, Авраама.

Какова же тогда суть его величия? Было ли им его проживание в Егип­те? Очевидно - нет, потому что пребывание в Египте было самым мрач­ным периодом его жизни. Может быть, это его уход из своей страны и дорога под звёздами «неизвестно куда»? Может быть, но это почти не говорит нам о мотивах. Было ли это обитание «на земле обетованной, как на чужой»? Да, но всё это указывает только на то, что он делал, а не на причины его деяний. Возможно, вам захочется сказать: «Это была его независимость от материальных вещей, например денег». Разуме­ется, Авраам был состоятельным однако он не был похож на человека, придающего большое значение деньгам. Столкнувшись с небольшой проблемой, возникшей между ним и его племянником Лотом, Авраам просто сказал: «Посмотри на эту землю. Бери то, что хочешь, а я возьму остальное» (Быт. 13:9). Это иллюстрация величия. Но здесь не видно того, что стоит за этим. Рассмотрим также эпизод войны царей, опи­санный в 14-ой главе кн. Бытие. Авраам вернул добычу, чтобы царь Содома не мог сказать, что обогатил Авраама (Быт. 14:23). Вот вели­чие.

Но почему Авраам смог это сделать? Почему он не зависел от мате­риальных вещей? Как он смог покинуть свой дом и прожить всю жизнь в чужой стране? Что стоит за его великой верой? Ответ на эти вопросы и единственное объяснение тому, что является следствием его необы­чайной веры, заключается в коротком стихе: «Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель - Бог». Одним словом, Авраам был на пути к Небесам и знал это. Так утверждает ав­тор поел. Евр.

Как евреи не понимали своего героя Авраама, так и многие христиане не замечают гениальности христианства. В чём эта гениальность? Она заключается в следующем: мы на пути к Небесам и знаем это. Если мы утратим эту мотивацию, мы перестанем быть подлинными христи­анами и превратим христианство в противоположное тому, каким оно было задумано.

Часто случается, что мы путаем причину со следствием. Как сказал Джон Брэдфорд (1555г.), описывая своё столкновение в тюрьме Кингз Бенч с некоторыми «добровольцами», «они весьма путают следствие спасения с его причиной». Возьмите, например, тот факт, что следстви­ем интеллектуального, культурного, экономического проникновения христианства на какую-нибудь языческую территорию является подъём благосостояния. Какими мотивами движимы истинные мисси­онеры? Ими движет не желание поднять благосостояние, уверяю вас. Их мотив - сделать людей достойными Небес. Но за этим, кажется, следуют определённые следствия. Идти в чужие страны, чтобы проде­монстрировать, какими были следствия проповедей первых миссионе­ров, было безрассудством со стороны миссионеров преуспевающих поколений. Рост благосостояния — только второстепенное следствие Благой Вести. Нет ничего более сокрушительного для христианской веры, чем стремление к успеху в первую очередь среди людей. Припо­минаю, как, будучи мальчишкой, я был потрясён рассказами вернув­шихся миссионеров о чудесных обращениях. А сегодня? Возвративши­еся миссионеры рассказывают о чудесных больницах, хайвеях, дости­жениях сельского хозяйства, переводах с иностранного языка, преодо­лении культурных барьеров, технических нововведениях в медицине и стоматологии и т.п.

Основной задачей автора было показать божественную природу веры. Показать что следствия и мотивы веры, в конце концов, заключаются в следующем: мы на пути к Небесам и знаем это. Заберите это у христи­анства, и вы перережете яремную вену. Как говорит Павел: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех чело­веков» (1-е Кор. 15:19). Это сильно отличается от популярного выска­зывания, гласящего, что христианином стоит быть даже тогда, когда не будет Небес. Чепуха! - взывает Павел, то же самое говорит и наш ав­тор послания к Евреям. Единственное, что не давало Аврааму остано­виться: «...он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель - Бог».

Авраам обитал в шатрах - палатках. Греческое слово skenais исполь­зовано в Ев. Иоан. 1:14: «И слово стало плотию и обитало (ekenosen) с нами...». У нас есть аналогия: оба, и Иисус, который обладал верой со­вершенной и Авраам, который обладал верой великой, жили среди нас. «...лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнёзда; а Сын Челове­ческий не имеет, где приклонить голову» (Луки 9:58). Как отмечалось ранее, Авраам был богатым человеком. Он наверняка мог бы приобре­сти в Ханаане целое состояние. Ему было бы несложно купить сотни акров и сделать эту «землю обетованную» окончательной реализацией всего, - последним eschatonl. Но он не сделал этого потому, что если бы он это сделал, эта земля перестала бы быть землей обетованной. Авра­ам искал город и он знал, что если Бог пообещал, то Он имел ввиду не акр или два. Это было нечто более обширное. Как жаль, что люди недо­оценивают то, что в конечном итоге задумал Бог, и вместо этого до­вольствуются малым прямо здесь и сейчас. Вот почему Иисус предуп­реждал: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увеч­ному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь не­угасимый» (Мар. 9:43).

Возможно вы скажете, что Аврааму со всеми его деньгами было не так уж плохо обитать в шатрах. Возможно. Состоятельность Авраама, разумеется, была компенсацией его пилигримства. Бог знает наши нуж­ды и Он возложит на нас не больше, чем мы можем вынести. Дозволе­но искушение не иное, как «человеческое» (1-е Кор. 10:13). Более того, для Авраама его состояние было не только, компенсирующим факто­ром стиля жизни, предложенного ему Богом, но, как сказано в 14-ой главе Бытие, каждый пенни понадобился ему, когда он был втянут в войну царей и спас Лота! Авраам имел состояние по двум причинам: он нуждался в нём, и ему можно было его доверить. Большинство из нас не нуждается в нём, тем более многим нельзя его доверить. У боль­шинства из нас есть только то, что мы можем унести с собой. Мы мо­жем бросать тоскливые взгляды на тех, кто имеет больше, чем мы. Имей­те ввиду: если они настоящие христиане, нам следует сделать вывод, что богатство необходимо им, и, кроме того, им можно его доверить. А нам значит, нельзя. В любом случае богатство Авраама не было слу­чайным. Обитание в шатрах было нормой его жизни, а мотив был сле­дующий: он ожидал город.

Не только сам Авраам жил в шатрах. Сказано, что он передал этот стиль жизни своим сыну и внуку. Он обитал «в шатрах с Исааком и Иаковом». Всем нам, кто является родителем, знакомо желание дать своим детям больше, чем мы способны. Вы никогда не говорили себе: «Как жаль, что я вынужден передавать своим детям такой образ жиз­ни»? Авраам передал своим детям обитание в шатрах. Возможно, Ав­раам хотел, чтобы его сыновья увидели пейзажи Ура и воспитывались в такой же атмосфере, в какой вырос он. Когда я был ребёнком, я меч­тал о других родителях. Иногда я говорил своему отцу: «Я бы хотел иметь то-то и то-то». Отец, глядя мне в глаза, отвечал: «Сынок, твой отец работает за зарплату. Мне жаль. Мы не можем себе это позволить». Время от времени мой сын говорит мне: «Почему я не могу сделать то- то и то-то?» А я отвечаю: «Сынок, ты вырос в христианском доме. Есть некоторые вещи, которые мы не делаем. Когда-нибудь у тебя будет своя семья, и ты будешь жить, как тебе захочется. Но до тех пор, пока ты находишься под этой крышей, ты будешь ходить в церковь, слышать, как дома читают Библию, и запреты для тебя будут существовать».

Авраам обитал в шатрах. Он передал этот стиль жизни Исааку. Как вы думаете, что Исаак сделал с этим? Он продолжал это. Он также оби­тал в шатрах. Исаак передал этот способ жизни Иакову. Иаков тоже обитал в шатрах. Авраам передал своему сыну самое великое наследие, какое только может отец передать сыну - Божье обетование. Возмож­но, будучи родителями, мы хотим сделать больше для своих детей. Но помните: если мы передаём своим детям обещание вечной жизни, тем самым мы передаём им самое великое наследие. Сказано, что Авраам обитал в шатрах, но также Исаак и Иаков, - «сонаследники того же обетования». Обетования!

Сравните Авраама, Исаака и Иакова. Все они разные. Авраам, без сомнения, был самым великим из многих. Исаак был, вероятно, самой незначительной фигурой всего Старого Завета. Нам известно только т°, что Бог дал о нём обещание Аврааму, и что Ревекка так им манипу­лировала, что бедный человек не смог, как хотел, благословить Исава.

Авраам, Исаак, Иаков - три разных человека. Но они были наследни­ками «того же обетования». Замечательной особенностью обетования является то, что от нас не требуется быть такими, какими мы быть не можем. Нам не нужно притворяться. У некоторых из нас меньше та­лантов и способностей, но мы сонаследники того же обетования. По­нимаете ли вы, что христианство - это то единственное, что позволяет людям быть такими, какими они есть? Что такое Евангелие? Это обе­щание Бога, что существуют Небеса. Христианин - это тот, кто живёт этим обещанием, а не тем, что он считает обязательным сделать. Хрис­тианство не стремится во что бы то ни стало произвести впечатление ни типом личности, ни качеством благочестия, ни особыми манерами. Кто мы есть? Мы такие, какими сотворил нас Бог. Только Евангелие придаёт огромное значение нашему созданию и созидательным способ­ностям внутри нас. Есть выражение: «Когда Бог делал то-то, он отбро­сил все шаблоны». Мы знаем, что Бог всегда отбрасывает все шаблоны только через Евангелие! Нам нужно оставаться такими, какие мы есть. Также не нужно добиваться результата так, как добиваются другие люди или другое поколение.

Однако самой большой проблемой для Авраама был не его стиль жизни и не передача его своему сыну Исааку. Он заботился о том, по­явится ли вообще на свет Исаак! Потому что в различных внутренних подтверждениях, которые давал Бог Аврааму, не раз фигурировало сло­во «семя». Бог говорил ему: «И сделаю потомство твоё, как песок зем­ной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твоё со­чтено будет» (Быт. 13:16). И снова: «...посмотри на небо и сосчитай звез­ды... столько будет у тебя потомков» (Быт. 15:5). Это слово «семя» дол­жно быть, достигло уха Авраама. У Авраама вообще не было детей и жена его, Сарра, была бесплодна. Возможно, Авраам был искушаем мыслью: «Без сомнения это было неосторожное высказывание Госпо­да». Часто в Писании мы находим то, что нам не понятно. Иногда ка­жется, что допущена ошибка, что это неосторожное высказывание, ко­торое кажется тщетным. Но нас ведёт внутреннее свидетельство Духа, потому что Божья воля вовремя разъяснит каждое слово. Те, кто не ждут Божьего объяснения, подвергаются опасности поспешного объяснения, которое соответствует естественному уровню.

Что помогало Аврааму продолжать? Он ожидал города. Что ему да­вало возможность быть таким великодушным по отношению к Лоту? Он ожидал города. Что продолжало побуждать его даже тогда, когда он не понимал всего, что приходило от Господа? Он ожидал города. Лучший способ избежать беды - ожидание города, которого художник и строитель - Бог. Это лучший способ преодоления мелких неприят­ностей, отвлекающих нас от истинного происходящего. Христианство становится тем, чем никогда не было задумано, когда видение этого города исчезает. Христианство только тогда ставит мир с ног на голо­ву, когда оно ожидает город.

Авраам на самом деле искал город. В греческом языке это передаётся словом exedecheto в прошедшем несовершенном времени — «искал». Это слово фактически означает «ожидать», «предполагать». Когда он ожидал города? Всё время. Вера видит то, что не видят другие. Вера поднимает в царство, которое находится выше естественного уровня. Это то, что не могут понять люди, не являющиеся христианами, пото­му что существует мотивация настолько мирная и сильная, что преоб­ладает над всеми земными деяниями. Что это? Созерцание того, что находится за пределами естественного. Мы - в ожидании этого. Поче­му? Потому что мы убеждены, что Божье обетование является правдой.

Где Авраам предполагал найти этот город? Не в Ханаане. Потому что если бы он должен был искать его в Ханаане, он начал бы со своего соб­ственного города. У него были деньги, у него была семья. У него даже было 318 рабов. Он мог сказать: «Мне обещан город. Вот он». Но он го­ворил совсем о другом городе - городе, имеющем основание (не такой, как шатры), «которого художник и строитель - Бог». Авраам знал, что не будет создателем подобного предприятия. Он знал, что это вне его компетенции, что только Бог может создать город, который он видел.

Верой мы видим вдали

Ту землю, что чище утра;

В конце пути ожидает нас Отец,

Чтобы приготовить к обитанию там. (С. Ф. Беннет).

Апостолу Иоанну была дана возможность видеть этот город с более близкого расстояния. «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, укра­шенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Затем Иоанн говорит, что слы­шал великий голос: «...се скиния Бога с человеками». Скиния Бога? Шатер Бога? Разве Бог обитает в шатрах? Даже место обитания Бога является временным, потому что Он создал человека для Себя и Он Сам купил невесту. До Последнего Дня место обитания Бога называет­ся скинией, потому что Он Сам однажды будет обитать с человеком и «они будут Его народом и Сам Бог будет с ними Богом их» (Откр. 21:3).

На этом этапе Иоанн говорит, что голос призывал его: «...пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознёс меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святой Иерусалим, кото­рый нисходил с неба от Бога» (Откр. 21:9-10). Иоанну была дана воз­можность близко рассмотреть город, художник и строитель которого - Бог. Там были стены и ворота и «двенадцать оснований» (Откр. 21:14). И не только это: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божья осветила его, и светильник его - Агнец» (Откр. 21:23).

Какой город! Кажется, Авраам видит его первым. Он видит его отда­лённо, но один короткий взгляд заставляет его продолжать путь. Шат­ры не имеют никакого значения. Богатство не имеет значения. Мелкие неприятности не имеют значения. Что же имеет значение? Этот город. Авраам знал, что он достоин ожидания. Он знал, что это лучшее насле­дие, которое он может передать Исааку. Он убедил Исаака, а Исаак убедил Иакова, ведь они вместе с ним были сонаследниками «того же обетования». Какой город! Авраам не мог создать такой, потому что в любом, со­зданном им городе, могли бы обитать грешники. Но он ожидал город, который исключал «боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов» (Откр. 21:8). Любой город, созданный Авраамом, будет включать в себя слёзы, смерть, плач, вопль и боль. Поэтому он искал город, в котором Бог «отрёт всякую слезу с очей их», там «смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Какой город! Гениальность Авраама заключалась в том, что он видел его.

XI.

Авраам и Сарра

Евреям 11:11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: