Авраам: на чужой земле

Евреям 11:9

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетова­ния.

Несколько человек в истории подверглись таким же суровым испы­таниям, как Авраам. Бог пообещал Аврааму, что тот станет отцом ново­го народа, и что имя его будет возвеличено. О том, что Аврааму нра­вился такой престиж, свидетельствует немногое. Авраам вёл кочевой образ жизни. Он жил в шатрах. Всё время, пока он жил в обещанной ему земле, он оставался чужаком, потому что его взор был направлен на вещи, существующие вне естественного мира.

Что же возвеличило Авраама? Ответ такой: «Испытание его веры». Не вера сама по себе, а её испытания. Пётр сказал: «Испытанная вера ваша», которая «драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота» (1-е Пет. 1:7). Авраам был человеком великого страдания. Вот что фактически сделало его великим. Это также объясняет отсутствие величия на горизонте сегодняшнего дня. Истинно великих людей не хватает ни в церкви, ни в правительстве. Люди хотят идти к величию кратчайшим путём. Мы хотим пройти мимо страданий.

Частью страданий Авраама был кочевой образ его жизни. Он оста­вил позади свой дом в Харране и сделал это для того, чтобы идти в Ханаан - «землю обетованную». Другими словами, однажды Авраам пересёк границу земли Ханаанской, он прибыл туда, куда позвал его Бог. Это была она. «Мы - здесь», - вероятно сказал себе Авраам. «Вы ~ здесь», - вероятно прошептал Бог. Верою он повиновался призва­нию идти в страну, которую имел получить в наследие. «Это - она». Это был - Ханаан.

Но хананеи не организовали никакого комитета по приёму гостей, не вывесили лозунгов типа: «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, АВРААМ, В ЗЕМ­ЛЮОБЕТОВАННУЮ». Не играли оркестры и не пели хоры. «Разве это не земля Белы?» Рядом не было Всевышнего Господа, чтобы вру­чить ему ключи от города. Возможно, Авраам спросил: «И это всё?» Всё, что там было - тот же, уже знакомый Аврааму голос, который го­ворил: «Пойди из земли твоей». Теперь голос говорил: «Это - она». Но не было ни хоров, ни оркестров, ни фанфар, никакого комитета по при­ёму - никакого внешнего подтверждения. Только голос Бога. Но этого голоса было достаточно. Это голос значил для Авраама так много, что он построил жертвенник недалеко от Вефиля в знак благодарности Богу.

И всё же, не было ли это для Авраама довольно блеклым началом жизни в земле обетованной? Для него немало значило то, что он поки­нул свою родину. Он, разумеется, достиг своей цели, но разве не долж­но было быть хоть какого-нибудь внешнего подтверждения, что он всё правильно сделал?

На этом этапе всё, что у Авраама было - это свидетельство Духа. Возможно, он смотрел на поля, холмы и долины Ханаана и не мог по­нять, что Бог нашёл на этой земле. Разумеется, он мог интересоваться: «И это всё?» То, что делало Ханаан землёй обетованной, было невиди­мо на естественном уровне, это подтверждалось Божьим Духом. Имен­но отсутствие играющих оркестров и развивающихся флагов и дела­ло обещанную землю землёй обетованной. Если бы Господь Всевыш­ний вручал ключ от города в присутствии комитета по приёму гостей, её нельзя было бы назвать «землёй обетованной». Потому что для это­го не потребовалась бы вера.

Но именно «верою обитал он на земле обетованной, как на чужой...» Обозначение «Земля обетованная» было дано автором послания к Ев­реям, чтобы показать, что делает веру верой. Нам следует поблагода­рить за это. Разумеется, спасибо Богу за землю обетованную. А какова ваша земля обетованная? Она может быть прямо там, где вы находи­тесь, или ещё где-нибудь. А может, вы хотите поменять место пребыва­ния? Если Бог держит вас там, где вы есть, вполне возможно, что имен­но отсутствием признаков обетования Бог показывает Свою силу. Тра­ва всегда зеленей по ту сторону забора.

Каждому из нас знакома радость ожидания приближающегося собы­тия. Мы ожидаем праздника, но зачастую ожидание праздника оказывается более волнующим, чем сам праздник. И всё же, это наша соб­ственная ошибка. Не стоит жить мечтаниями. Возьмите, например, вступление в брак. Многие браки разбиты частично потому, что мечта и реальность так различны. Возьмите новую работу или любое новое назначение. Разочарование часто наступает как следствие нереальных ожиданий. Вполне возможно, что ваша земля обетованная находится там, где вы есть. В конце концов, оставить место обитания, работу, брак означает только начать всё сначала ещё где-то. «...человекам это невоз­можно, Богу же всё возможно» (Матф. 19:26).

Наш стих показывает два способа подтверждения: внутреннее под­тверждение и внешнее подтверждение. Внутреннее подтверждение, по сути то же самое, что Божье утверждение (поддержка). Это внутрен­нее свидетельство Святого Духа. Весьма значительно, когда кто-то противостоит атакующим ветрам. Суть веры - это внутреннее свиде­тельство Духа. Это, на самом деле, всё, что на этом этапе проходил Ав­раам. «Верою обитал он на земле обетованной».

Что такое внешнее подтверждение? Это осязаемая реализация вещей, когда они «проявляются». Например, это может быть чудесный ответ на молитву - то, что послужит величайшим ободрением. Это может быть Божье провидение в ваших делах, когда сами по себе, без вашего вмешательства, совершаются вещи, о которых вы знаете, что только Бог может их совершать. Это внешнее подтверждение. Оно материаль­но, вы можете это увидеть. Иногда внешнее подтверждение - не более чем слово одобрения, услышанное от руководящего лица. Это может быть даже ваше внутреннее желание исполнять Божью волю и соблю­дать Его слово.

Однако существуют определённые принципы, с которыми нам сле­дует ознакомиться с учетом этих двух видов подтверждения. Первый принцип следующий: внутреннее свидетельство всегда должно пред­шествовать подтверждению. Иначе, ваше первичное свидетельство будет на естественном уровне. Слабость нашей плоти взывает к внеш­нему подтверждению, что требует меньшей веры. Бог сделал благо для нас, Он отложил на время внешнее подтверждение для того, чтобы во время отсутствия внешних признаков вы имели прекрасную возмож­ность возрастать. Это время, когда вы узнаёте о своей способности пройти испытания и верить только Божьему слову. Второй принцип таков: внешнее свидетельство (подтверждение) часто не что иное, как милос­тивая Божья уступка слабости нашей плоти. Автор поел. Евр. подчёр­кивая, что суть веры в доверии, делает такую уступку этим слабым христианам, которые должны были продвинуться значительно даль­ше (Евр. 5:12): «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви...» (Евр. 6:10). Он повторил это ободрение в поел. Евр. 10:32-35. Но в большей части это было уступкой им.

И всё же все мы нуждаемся в Божьем внешнем подтверждении. Он знает, сколько мы можем вынести (1-е Кор. 10:13). «Ибо он знает со­став наш, помнит, что мы - персть» (Пс. 102:14). Он посылает внешние подтверждения ни минутой позже, чем мы можем просуществовать без них, и не минутой раньше. Бог никогда не опаздывает и никогда не при­ходит раньше времени, но всегда как раз вовремя. Есть только одна среди всех, когда-то живших личностей, которая не нуждается во внеш­нем подтверждении - наш Господь Иисус Христос. Потому что Его вера была верой совершенной (Евр. 2:13) и Ему был дан Дух без ограниче­ния (Иоан. 3:34). Прежде, чем воскресить Лазаря, Он молился: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Иоан. 11:42). Совер­шенная вера не требует внешнего подтверждения.

Чем больше у нас веры, тем менее мы нуждаемся во внешнем под­тверждении. Мы обязаны нашей слабой плоти за то, что Бог иногда дарует нам внешнее подтверждение, чтобы поддержать веру, которая уже есть. Но что касается Авраама, то его вера была крепкой. Он, каза­лось, удовлетворён внутренним подтверждением - когда Бог поддер­живал только его, его одного. То подтверждение, которым для него снова и снова был голос Бога. Бог мог бы сказать Аврааму: «Посмотри на звёз­ды. Посчитай их. Посмотри на песок. Сосчитай песчинки. Так же мно­гочисленно будет и твоё семя». Но подтверждение было не большим, чем изначально сказал Бог (Быт. 15:5; 12:2). Внутреннее подтвержде­ние может быть укреплено повторением однажды уже сказанного.

Следовательно, третий принцип в отношении двух типов подтверж­дения, следующий: чем дольше мы лишены внешнего подтверждения, тем значительней оно будет, когда придёт. Если мы постоянно будем иметь внешнее подтверждение, то великие свершения, которые будет творить для нас Бог, станут не столь значительными. Потому что Бог желает приберечь для нас наивысшее удовольствие, которое мы мо­жем получить, после долгого ожидания!

Написано: «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой». Автор поел. Евр. в первую очередь описывает веру, которая питалась внутренним подтверждением. Авраам питался голосом Бога - обеща­нием. Словом.

Но стихи продолжают рассказывать нам, что Авраам обитал в шат­рах «с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования». Это указывает на то, что Аврааму в конечном счёте были даны великие вне­шние подтверждения. Что было великим внешним подтверждением в жизни Авраама? Рождение Исаака. Подлинное обещание было следу­ющим: «И Я произведу от тебя великий народ» (Быт. 12:2). Но Авраам долго ждал появления Исаака. И автор поел Евр. описывает внешнее подтверждение веры Авраама — ему был дан сын и внук! И не только это, его отпрыск хранил веру. Нам сказано, что они были «сонаследни­ками того же обетования». Нет большей награды для отца, чем дети, принявшие обещание Бога.

В этом стихе есть ещё кое-что, требующее нашего внимания. Авраам никогда не забывал, что находится в «чужой стране». Хотя он и ступил на «землю обетованную», но она всегда оставалась для него чужой. Авраам всегда считал себя чужаком - иностранцем в Ханаане. Авраам никогда не «обосновывался» там. Он всегда был чужаком, и причиной этому было не место, из которого он пришёл, а место, куда он собирал­ся. Тем не менее, он пользовался всеми благами этой земли и стал са­мым знаменитым сыном Ханаана! Если не тайна, то ирония жизни зак­лючается в следующем: понимая мимолётность жизни, мы делаем са­мый великий мировой вклад. Испытывая самое беспристрастное отно­шение к жизни, мы делаем свой самый великий взнос. Мы не готовы жить, пока не готовы умереть. Вернее, мы не можем жить, пока не ум- Рем. Через поколение (возродившись) наш «старик» умер и, таким об­разом, нам указано считать себя «мёртвыми» (Кол. 3:3; Рим. 6:11).

Авраам не был соединён с этой землёй, но помнил о своём взносе. Он стал отцом всех верующих. И всё же интересно, что несмотря на то, что он не обосновался там, он пользовался всеми благами этой земли. Это значит, что когда мы теряем право на себя, мы находим себя. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её (Матф. 16:25). Авраам не соединился с зем­лёй, но имел от неё всё, что ему было нужно. Он жил в шатрах, т.е. па­латках, потому что был убеждён в мимолётности жизни. Но если мы до крайности привязаны к земным вещам, мы более всего ими и наслаж­даемся. Когда мы слишком к чему-то привязаны, появляется величай­шая опасность потерять это. Аврааму было сказано оставить своё род­ство, но, как сказано в кн. Быт. 11:31, Фарра, отец его, повёл семью в Ханаан. Авраам даже последовал за своим отцом! Когда мы следуем внутреннему свидетельству Духа через слово Божье, Бог имеет воз­можность со временем одарить нас внешними благами, выходящими за рамки того, о чём мы не осмеливались даже думать, не то что про­сить!

Однако, в этой «земле обетованной» Авраам прошёл суровые испы­тания. Вскоре после того, как Авраам пришёл в Ханаан, здесь начался голод. Если и было когда-нибудь отсутствие внешних подтверждений, так именно тогда. Он прибывает в обещанную землю, но где же виног­радные гроздья? Вместо них - голод на земле. Кто угодно теперь мо­жет сказать ему: «Ты - глупец». Почему нам не следует зависеть от внешних подтверждений? Почему? Потому что отсутствие внешних доказательств не обязательно является признаком того, что мы нахо­димся вне воли Божьей. Авраам прибыл в землю, полученную им как «наследие» не ранее, чем она превратилась в прекрасный сад: «И был голод в той земле. И сошёл Авраам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» (Быт. 12:10).

Но голод в Ханаане был не самым худшим из того, что случилось с Авраамом с тех пор, как он стал следовать за Господом. Именно на этом этапе мы становимся свидетелями самого печального эпизода в жизни Авраама. Давай на цыпочках подойдём к окну и заглянем в него. Мы сделаем это потихоньку, но, спасибо Господу, мы имеем возможность заглянуть внутрь. Мы можем поблагодарить за то, что это событие было запечатлено. Замечательно, что Библия не скрывает позорных недо­статков великих святых. Она прямо рассказывает о том, что произош­ло. И, может быть, вы взбодритесь, когда узнаете, что Авраам, великий верующий, поддался неверию. Да. Это показывает нам, что верующий испытывал сомнения. Авраам пришёл в землю обетованную, а там был голод. И что же он собирался сделать? Он собрался идти в Египет.

Однажды приняв решение идти в Египет, Авраам стал строить пла­ны. Его план стал следствием его неверия. Что это за план? Это защит­ный механизм, с помощью которого мы нанизываем наши страхи на идеи о других действиях. Крайняя форма этого - паранойя. Расчёт, возможно, - один из самых опасных защитных механизмов, особенно если мы не даём себе отчёта в том, что делаем. Авраам рассчитал, что фараон найдёт его жену привлекательной. Расчёт был правильный. Он также посчитал, что прожить в Египте он сможет только обманом. Нуж­но сказать о своей жене, что она является ему сестрой. Но в этом он ошибся и здесь его расчёт привёл к неверию. Несмотря на то, что Авра­аму было обещано, что он станет отцом нации, в этой ситуации он всё же сказал: «Я без сомнения умру и не буду отцом никакого народа». Он думал, что посредством лжи сможет сохранить себе жизнь. Мы на­блюдаем печальный момент его жизни. Посмотрите на него. Какой жалкий человек сейчас перед нами. Теперь он наблюдает, как его жену ведут во дворец фараона. Как вы думаете, что он сейчас чувствует? Что бы теперь сказали его друзья? Должно быть он думал: «Как случилось, что я загнал себя в эту беду? Неужели это я?» Да, Авраам находился в этой компрометирующей, унизительной ситуации. Он был вдали от дома, вдали от Ура и вдали от Божьего призвания. Он находился там, без малейшего внешнего подтверждения того, что он является настоя­щим человеком Божьим. Он мог только верить Богу.

Всё, что мог сейчас Авраам - это наблюдать за деяниями Божьими. Нам сказано, что Бог послал на дом фараона болезни, и фараон, узнав, что Сара является женой Авраама, отпустил их обоих, из чего далее видно, что расчёт Авраама был неверен (Быт. 12:17-20). Авраам поки­нул Египет и отправился прямо в Вефиль (Быт. 13:3) — место, где од­нажды он продемонстрировал своё признание Богу - подходящее мес­то для отступника!

Автор поел. Евр. не рассказывает нам о жизни Авраама в Египте, по­скольку что этот период вряд ли можно считать примером веры или преданности. Но мы знаем наверняка, что Авраам был спасён от этой глупости. Его грех не отменил намерения Бога в общем и намерения Бога в отношении Авраама в частности. Мы поймём это, потому что Исаак и Иаков, в конце концов, сопровождали его - «сонаследники того же обетования». Это было подтверждением истины задолго до того, как Павел сформулировал её в послании к Римл. 8:28. Бог может избав­лять нас от самых глубоких страданий, используя для этого даже наше прошлое! Ханаан был чужой страной, но Египет был ещё более чужим. По сравнению с Египтом Ханаан выглядел самым счастливым местом на земле. Куда бы Авраам ни отправился, на этой земле он в любом случае был бы чужеземцем, но он понял, что лучше быть чужим на зем­ле обетованной, чем примиренцем, где бы то ни было. Лучше пребы­вать в воле Божьей без внешних подтверждений, пусть даже в голоде,, чем находиться вне Его воли с невыносимой печалью.

 

 

 

X.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: