Видение Небесного Города не только не давало Аврааму остановиться, но и вдохновляло его на многие достижения на земле. Мы не будем готовы к жизни до тех пор, пока не будем готовы к смерти. К этому моменту Авраам уже сделал блестящую карьеру и совершил достаточно, чтобы получить звание «человека веры». Но он фактически только начал, потому что автор поел. Евр. ещё не касался того, что нам более всего известно об Аврааме. Всё, что переживал Авраам до сих пор, не более чем Божья подготовка Авраама к работе, которую Авраам всё- таки должен был исполнить.
Замечательно, что Бог находит время для того, чтобы подготовить нас к нашей основной работе. Такая подготовка обычно проходит таким образом, что мы уверены, будто уже выполняем основной труд. И, тем не менее, нам необходимо думать, что это основная работа, которую запланировал для нас Бог, потому что иначе мы отнесёмся к своей задаче не очень серьёзно. К этому моменту Авраам должно быть уже порядком устал и мог оглянуться назад со словами: «У меня была хорошая жизнь». По словам Джона Ньютона, он прошёл через «многие опасности, тяжёлый труд и ловушки». Но на самом деле основная работа Авраама была в будущем. До сих пор была только подготовка.
На этом этапе изучения людей веры автор призывает Авраама сделать шаг в сторону, так сказать, и поделиться какой-то частью своей славы со своей женой Саррой. К «людям веры», о которых мы размышляем в 11 главе послания к Евреям фактически можно причислить двух женщин - Сарру и блудницу Раав (стих 31), а также коснуться двух Других известных женщин - матери Моисея (стих 23) и Деборы, которая являлась основной фигурой в жизни Барака (стих 32). Таким образом, автор возвеличивает женщин вообще и верующих женщин в частности.
Автор говорит нам, что верою «и сама Сарра» (kai aute Sana) действительно совершила нечто необыкновенное. В греческом языке подчёркивается, что это была вера самой Сарры. Rai, в этом случае, может быть переведено, как «тоже» или «даже», а в сочетании с возвратным местоимением aute, оно указывает на желание автора показать нам, что в основе последующих событий лежала вера Сарры. И всё же, без Авраама она не могла добиться результата. Они вместе, в конце концов, поверили, что Бог даст им сына. Но автор подчеркивает, что появление ребёнка было результатом именно веры Сарры, «ибо знала, что верен Обещавший».
С другой стороны, если мы прочитаем подлинное сообщение в Бытие, нас тяжело будет заставить увидеть такое множество признаков веры этой женщины. Напротив, можно будет легко увериться в обратном. А именно в том, что у Сарры вообще не было никакой веры! Рассмотрим это явное противоречие. Почему автор думает, что Сарра «сама» имела веру? Если в Бытие содержится только небольшой намёк на то, что Сарра верила, то в поел. Евр. есть небольшой намёк на то, что она сомневалась. Могут ли оба сообщения быть верными?
Начнём с очевидного факта, что Сарра была бесплодна. Автор использует слово steira - «бесплодная» или «вышедшая из возраста». Это само по себе, должно быть, причиняло ей психологические страдания, потому что для женщины естественно хотеть ребёнка. Но не это было настоящей проблемой. Истинной проблемой было то, что Аврааму был дан завет о детях намного раньше. Подлинным обещанием Бога было следующее: «И я произведу от тебя великий народ» (Быт. 12:2), а позже Бог добавил, что тот, «кто произойдёт из чресл твоих, будет твоим наследником» (Быт. 15:4). «...посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: «Столько будет у тебя потомков» (Быт. 15:5). Именно это обещание, данное Аврааму, стало основанием для оправдания его верой (Быт. 15:6). (На это слово ссылается Апостол Павел в поел. Римл. 4:3). Без сомнения, Авраам охотно поделился этим обещанием с Саррой. Как вы думаете, что почувствовала Сарра? Она была бесплодна и с каждым днём становилась всё старей. Сильным было её желание найти подтверждение Божьему обещанию.
Авраам и Сарра стали думать, что они или неправильно поняли Божий завет или ошиблись в расчётах. Авраам подумал, что его наследник будет от слуги Елиезера (Быт. 15:2). В конце концов, Елиезер был членом семьи (как и все слуги в то время) и его наследник, конечно же, мог считаться Авраамовым (так думал Авраам). Вот когда Бог сказал «нет», сказал, что наследник «произойдёт из чресл твоих», Сарра придумала ещё лучше. Она решила подтолкнуть руку Божьего провидения и сделать служанку Агарь проводником благословения (Быт. 16:2). В конце концов, Авраам будет настоящим отцом, что совпадает со сказанным «произойдёт из чресл твоих». Поскольку Агарь была членом семьи, проблем нет. С определённой точки зрения, со стороны Сарры такое решение было весьма великодушным. Но ей так хотелось родить ребёнка, что она позволила своему мужу спать с Агарь, и это стало самым счастливым решением, на какое она была способна. Она хотела, чтобы всё было сделано и закончилось.
Это ли имел ввиду автор послания к Евреям, когда говорил о вере Сарры? Конечно же, нет. Манипулирование пророчеством и провидением может частично продемонстрировать чью-либо веру в непогрешимое Божье Слово, но полностью покажет чье-либо неверие в способность Бога придерживаться Своих Обещаний!
В решении Сарры относительно Агари не было веры, но она появилась в самой интересной истории, описанной в 18 главе кн. Бытие. Неожиданно Авраама посетили три гостя, возможно ангела (Евр. 13:2). Авраам оказал им гостеприимство и попросил Сарру приготовить им особенные блюда. Занимаясь приготовлением блюд, Сарра услышала разговор, который показался ей самым невероятным. Один из ангелов предсказал, что через год «будет сын» (Быт. 18:10). Когда Сарра это услышала, она «внутренне рассмеялась» (Быт. 18:12). Но почти одновременно с этим внутренним смехом один из ангелов достаточно резко спросил Авраама: «Почему смеётся Сарра?», а потом, рассказал Аврааму, что происходит у Сарры в разуме.
В тот момент родилась вера Сарры. Её насмешка внезапно превратилась в благоговение пред Богом. Услышанный разговор был Словом Господа к её сердцу. Сарра была поставлена перед фактом, который она осмеивала. Сначала Сарра перестала смеяться. Почему? Почему она должна была перестать смеяться? Разве её смех не был естественной, если не откровенной реакцией на этот необычный разговор? Ответом будет то, что Сарра мгновенно поняла, что смеётся над Богом. Тот факт, что ей нужно столкнуться с событием, о котором не мог знать ангел, не поговорив с Всевышним Богом, в одно мгновение отрезвил её. Как мог ангел знать, что Сарра внутренне смеётся? Ответ может быть только один: «За разговором, который она подслушала, стоял Сам Бог». А это совсем не смешно. «Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты смеялась» (Быт. 18:15). Сарра была отрезвлена, но и убеждена, когда услышала такие слова: «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14). Впервые Сарра смогла убедиться сама, что живой Бог на самом деле действует. Теперь она уже не смеялась. Она верила. С тех пор она знала, «что верен Обещавший». Автор послания к Евреям понял это правильно. Сарра боялась, потому что она верила. Её страх был её верой. Она видела, что Бог общается с нею так же, как Он общался всё это время с Авраамом. До сих пор она считала, что общение с Богом - это общение между Богом и её мужем. Но теперь она знала, что она включена в это общение. Они вместе были в служении! Она уже никогда больше не была такой, как прежде.
В этом заключается великий урок для нас, особо касающийся супружеских отношений. Он может быть полезен для служения, но также и для любого христианского супружества. Жене необходимо знать, что Бог общается и с ней! Ни одна жена не сможет по-настоящему, полностью, поддержать своего мужа, пока она не убедится, что Бог хочет вовлечь и её. Она должна чувствовать, что не только муж нуждается в её поддержке, но также и Бог. Потому что нет ничего более ободряющего для жены-христианки, чем Божье непосредственное общение с ней. Ей необходимо видеть, как безошибочная рука Бога протянута именно к ней. Жена может принять уверение своего мужа только на время. Рано или поздно она должна видеть вторжение Бога, иначе она завязнет и обескровит супружеские отношения. Нет ничего более уничтожающего для мужа, чем неверующая жена. (В равной степени это касается и неверующего мужа). Замечательней всего, когда жене дано свидетельство причастности Бога, которому нет никакого естественного объяснения. Может появиться необходимость, чтобы она почувствовала Божий страх. Но если Бог общается определённым образом с женой и с мужем, это верный знак того, что это супружество отмечено печатью Бога, что будут происходить чудеса. Авраам уже верил, теперь поверила Сарра. Она тоже «знала, что верен Обещавший».
Автор послания к Евреям рассказывает нам, как Бог исполнил Своё обещание. Бытие просто сообщает нам, что пришло время, Господь посетил Сарру, и она зачала (Быт. 21:1). Автор послания к Евреям говорит, что сама Сарра «получила силу к принятию семени». Перед нами женщина, которой девяносто лет и, конечно же «обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» (Быт. 18:11). С точки зрения физиологии, она не могла иметь ребёнка. Но к тому времени она уже верила, что нет ничего невозможного для Господа. Может быть, время от времени она и задумывалась над тем, как это случилось. Ответ здесь один: она «получила силу к принятию семени». От неё это не зависело. Бог может создать нам такие условия, когда мы вынуждены отдать все заботы Ему. Иногда Он отказывается использовать нас, пока не передадим всё полностью в Его руки. Он приводит нас к унижению и приближает к отчаянию, чтобы мы убедились, что всё ушло из наших рук, чтобы Он сделал всё по-Своему. Бог делает это, чтобы позже мы не могли сказать, что это наша заслуга и не думали, что свершённое - это нечто, сделанное нами. Вы можете спросить: «Как я с этим справлюсь?» Отвечу: «Вам будет дана сила». «...Как дни твои, будет умножаться богатство [5] твоё» (Втор. 33:25). Ваша сила придёт ни раньше и ни позже, чем она действительно вам понадобится. Но такая сила придёт вовремя и таким образом, что не будет иметь объяснение на естественном уровне.
Корри Тен Бум рассказывает, что когда она спросила своего отца: «Что такое умереть?», он тоже спросил: «Когда я даю тебе билет для предъявления кондуктору во время поездки в Амстердам?» Она ответила: «Непосредственно перед выходом». И отец закончил: «Так общается с нами Бог». Бог отвечает на наши вопросы, когда мы действительно нуждаемся в этих ответах. Бог проявляет милость, когда мы на самом деле в ней нуждаемся. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6:34). Бог даёт билет тогда, когда он нам необходим, не раньше. «Есть ли что трудное для Господа?» Приходится ли нам принимать серьёзное решение, когда печаль, тяжелая утрата, непонимание или депрессия из-за несправедливого обвинения, болезнь, волнение по поводу результатов экзаменов? Божья милость никогда не даётся нам раньше, чем мы в ней нуждаемся.
Почему Бог позволил Аврааму и Сарре достичь возраста соответственно ста и девяноста лет, прежде, чем дал Сарре эту «силу к принятию семени»? Разве Он не мог позволить Исааку появиться на свет, когда Сарра была двадцатилетней или тридцатилетней? У нас всех есть подобные вопросы. Почему Бог не сделал это раньше? Почему Бог не остановил это? Или почему Бог позволил Аврааму лечь с Агарь? Вы когда-нибудь задумывались над тем, как печально закончилась бы для мира связь Авраама и Агари?
Определённых ответов на подобные вопросы не существует. Искать ответы - значит упражняться в бесполезном размышлении. Мы должны оставить эти проблемы скрытой мудрости Бога. Имеет значение только то, знаем ли мы, что:
На протяжение всего пути мой Спаситель ведёт меня;
Какие ещё могут быть вопросы?
Могу ли я сомневаться в нежном милосердии Того, Кто был моим ориентиром?
Небесный покой, божественный уют, - вот обитель верящих Ему!
Потому что я знаю, что бы со мной ни случилось, Иисус всё уладит. (Ф. Дж. Кросби).
Что касается Авраама и Агари, то их связь закончилась рождением Измаила. Решение Сарры обратилось печалью для всех. Это была ошибка, с которой Аврааму и Сарре пришлось жить все оставшиеся годы. Милость не очищает историю. Милость не изглаживает прошлое. Теперь у них на руках был Измаил, чтобы они поняли, что он не тот, кого имел ввиду Бог.
Однако глупость Сарры не помешала ей следовать цели, предназначенной для неё Богом. «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс. 102:10). Потому что Бог имел ввиду не только Авраама, т.е. его семя, но и Сарру, а не Агарь. Трудно найти более неправильное объяснение Божьего обещания Аврааму чем то, что нашла Сарра, но, тем не менее, это не заставило Бога изменить Свои планы! Даже её насмешка над Богом не вынудила Его изменить решение, потому что Бог определил, что будет иметь дело с самой Саррой и заставит её увидеть Его славу.
Все мы много раз повторяли объяснение Сарры на естественном уровне, которое она дала Божьему обетованию и её естественную реакцию на Его намерения. Мы все похожи на неё. Мы манипулировали пророчеством и провидением и считали Его обетования невероятными. Но Бог был добр к нам так же, как Он был добр к Сарре, даже превращая наш смех в благоговение пред Ним. Это знак того, что Он имеет с нами дело, что Он хочет включить нас в свои планы. Он обращается к нам с уважением даже тогда, когда мы обращаемся с Ним совсем иначе.
Современная церковь похожа на Сарру. Бесплодная. Устаревшая. Но давайте не будем смеяться над тем, что может сделать Бог с нашим поколением. Всё может стать с ног на голову за одну ночь. Может случиться, что через год мы будем оглядываться на то, что считали невозможным.
«Смеётся тот, кто смеётся последним», - сказал Шекспир. Бог упрекнул Сарру за смех, но позволил ей посмеяться в последний раз. Ведь это она сказала, когда появился Исаак: «...смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеётся» (Быт. 21:6). Однажды они посмеялись над ней, теперь они смеялись вместе с ней. Таким образом, люди могут смеяться над нами. А Бог может заставить их смеяться вместе с нами. Сарра посмеялась последний раз. То же будет и с нами. Врата ада не победят церковь.
Его намерения быстро нальются соком, раскрываясь с каждым часом;
У почек может быть горький привкус, но сладким будет цветок.
(Уильям Коупер)
XII.
Семя Исаака
Евреям 11:12-16