Нормы оценок по литературному чтению

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

· искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

· неправильная постановка ударений (более двух);

· чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

· непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

· неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

· неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

· нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

· нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

· монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

· не более двух неправильных ударений;

· отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;

· осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

· неточности при формулировке основной мысли произведения;

· нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

 

Й класс.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

· понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами.

· читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;

· верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения;

· умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

· понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;

· допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;

· правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

· знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.

Оценка "3" ставится ученику, если он:

· осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;

· читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);

· читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);

· допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;

· пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;

· знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:

· читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;

· при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).

 

3-й класс.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

· понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):

· читает целыми словами (2полугодие);

· читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;

· самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

· понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;

· твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

· читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);

· читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);

· допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

· правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

· знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Оценка "3 " ставится ученику, если он:

· читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);

· переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);

· последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

· читает монотонно, по слогам (1полугодие);

· читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);

· допускает более 6 ошибок;

· искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

· при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.

Й класс.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

· читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности
(1 полугодие);

· читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);

· полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

· самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);

· знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

· читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);

· читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),

· делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

· самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

· читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка "3" ставится ученику, если он:

· читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);

· читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);

· передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.

· воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

· читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
(1полугодие),

· не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);

· пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

· не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

· при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: