В этом вопросе существуют два подхода. Один ведет к христианству, где царит легализм и депрессия. Там человек никогда не удовлетворяет требованиям и лишен уверенности в спасении. Наконец иго может привести к тому, что он будет пытаться своими делами обрести спасение. Он становится неуверенным в себе интровертом, впадает в депрессию и ощущает тяжесть вины по необоснованным причинам. Бог кажется таким далеким, и человек неуверен в спасении и даже в том, что Иисус любит его.
Едва ли можно назвать это большой проблемой христиан сегодняшнего дня. Библия говорит, что скорее не легализм, а беззаконие (см. 2 Фес. 2:7) начнет проявляться даже в Церкви в последнее время (см. 2 Тим.3:1-5; Тит.1:10, 11; Иуд.4, 12, 16, 18). Мы увидим, как проповедники под видом «благодати» позволят народу распуститься, как поступил Аарон в пустыне, когда израильтяне поклонялись золотому тельцу и начали играть, танцевать и блудодействовать. Такие проповедники будут самыми крутыми, модными и популярными. Они будут ублажать плоть больших толп людей, но вы никогда не услышите от них проповедей, призывающих и увещевающих людей жить освященной жизнью. Они будут утверждать, что мы освящены автоматически, потому что Библия называет нас святыми. Но это лишь половина истины.
Другой подход заключается в том, что без освящения никто не сможет увидеть Господа. Проповедники этого стана будут говорить о свободе от всякой религиозности — и если таковая есть, то от нее нужно действительно освобождаться, — но для этих людей это означает отказ от всех библейских требований к святой жизни. В своих служениях они будут прибегать к большим чудесам и знамениям как доказательству того, что Бог с ними. Но они забывают, что у Бога есть благодать как для них самих, так и для людей, к которым они обращаются, но лишь на время, чтобы они могли покаяться в отсутствии глубины и любви к миру. Они будут прославлять свободу, тогда как сами являются рабами тления (см. Рим. 2:19). Предлагая поверхностные удовольствия, вырывая из контекста библейские цитаты и одобряя мирской образ жизни, они будут высмеивать, и преследовать верующих, которые всерьез относятся к освящению. Они будут считать их догматиками, фундаменталистами, не свободными, религиозными, скучными и слишком большими законниками, оторванными от мира. Любовь к миру среди многих христиан породит стремление среди других умерщвлять плоть, отказывать себе во всем и радикально следовать за Иисусом в личной жизни. Во всех христианских кругах мы увидим четкую разделительную черту между теми, кто относится к личному спасению всерьез и радикально отвергает мир, и теми, кто захочет иметь и Иисуса, и мир, чтобы избежать необходимости глубокого очищения в своей жизни.
Я уже упоминал, что в вопросе освящения существуют две точки зрения, или канавы. Одна канава — это христианство, где легализм, депрессия и замкнутость в себе. Вторая — это легкомысленное и поверхностное понимание победоносной веры, при котором не имеют желания глубоко разбираться в собственной жизни, а занимаются лишь внешними прокламациями и проявлениями, которые зачастую бывают очень зрелищными. В то время как в одной канаве не верят в победу, а говорят только о страданиях и проблемах без надежды на прорыв, во второй канаве ко всему этому вопросу относятся легкомысленно. Там не хотят разбирать то, что имеет отношение к трудностям, противостоянию и гонениям.