Проповедовать — значит провозглашать. Учить — значит объяснять. Иисус делал то и другое. Он вернулся в Галилею в силе Духа. «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божне: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15). Он провозглашал и попадал прямо в сердце людей. Он не пользовался сложными теологическими формулировками, анализами или определениями. Он просто и прямо говорил слова в бытовые ситуации людей. Тем не менее Он говорил со властью (Мк. 1:27). Ученики удивлялись Ему, потому что никогда раньше не слышали такой проповеди. Вначале они наверняка не знали, что одной из целей, которую преследовал Иисус, было научить их, как им позднее нужно будет проповедовать. То, что Он учил их, тоже входило в этот метод тренировки. Во всех Евангелиях мы видим ряд проповедей, которые Он читал Своим ученикам. Это же относится и к Нагорной проповеди: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их...» (Мф. 5:1, 2). Когда Иисус учил, Он пользовался простыми иллюстрациями из жизни. Он говорил о ветре, поле, земле, сеянии и жатве, о виноградной лозе и о многом другом, что было близко людям. Примечательно, как мало теологических определений и академического аналитического языка Он использовал. Даже в этом Он служит образцом для нас. Он говорил притчами, чтобы позднее истолковывать их Своим ученикам, потому что Он считал, что многие, «видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13).
Б. Иисус служил образцом и примером во всем. В Евангелии от (Иоанна 13:15) Он говорит: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Одно, что Иисус постоянно хотел передать Своим ученикам, это жизнь в вере. Вера — это упование. Это уверенность в том, чего не видишь (Евр. 11:1). Раз за разом Он помещал учеников в различные ситуации, в которых испытывалась и развивалась их вера. Сам Он день ото дня жил в посвящении, доверии и послушании Богу. В Евангелии от (Иоанна 5:30) Он говорит: «Я ничего не могу творить сам от Себя. Как вижу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
В девятнадцатом стихе Он говорит: «...Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также». От такого доверительного общения Отца с Сыном, должно быть, ученики потеряли дар речи. У кого-нибудь разве было когда-нибудь такое общение с Богом? Иисус демонстрирует его, когда разговаривает с женщиной у колодца около города Сихарь. Ученики понимают лишь немногое из этого. Они отправляются раздобыть пищу. А когда они возвращаются, Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34). Благодаря тому, что Иисус находился в послушании Отцу, у Него было твердое упование на Бога. Он всегда был готов жить не ради Себя и без колебаний исполнял волю Отца. Воля Отца служила Ему пищей, она служила Ему источником силы и энергии, радости и удовлетворения. Способность жить, таким образом вызывала у учеников восхищение. Необходимо отметить, что Иисус служил примером не только во внешних методах, но прежде всего во внутренней жизни и отношениях с Отцом. Только тот, кто слушается Бога, может иметь глубокое общение с Ним и переживать Его присутствие и мир. Иисус постоянно ощущал это в Своей жизни. Оттуда Он черпал силы и откровение. Неудивительно, что о Нем говорили: «Что это за новое учение с такой властью? Он даже повелевает нечистым духам, и они слушаются Его».
Одним из случаев, когда Иисус хотел на собственном примере укрепить веру учеников, был случай, когда Он сказал им отправиться на лодке на другой берег Геннисаретского озера. Началась буря, а Иисус спокойно спал. Ученики запаниковали. Они разбудили Его, и Он успокоил бурю, но потом спросил их: «...что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк. 4:40).
Значительная часть служения Иисуса была посвящена обучению учеников на собственном примере. Чаще всего Иисус брал с Собой троих учеников, которые были Ему ближе всех. Это Симон Петр, Иаков и Иоанн (см. Мк. 5:37). Иногда Он брал с Собой только Петра. Своими делами, отношением, словами и всем Своим существом Он показывал, что такое Божье Царство и как оно должно распространяться.
Когда в Гефсимании Петр отрубил ухо Малку, рабу первосвященника, Иисус тут же исцелил его. Когда Его обвиняли, Он не защищался. Когда люди были голодны, Он давал им пищу. Он исцелял больных, освобождал бесноватых и воскрешал мертвых. Петру посчастливилось ходить с Ним и быть свидетелем воскресения из мертвых дочери Иаира (см. Мк. 5:35-43). Позднее Петр участвовал в аналогичном происшествии, когда он сам воскресил Тавифу из мертвых (см. Деян. 9:40). Он никогда бы не смог сделать этого, если бы не увидел, как это сделал Иисус в доме у Иаира.






