Методические рекомендации

В разделе о современной литературе важное значение имеет изучение литературы края, в котором мы живём. Произведения М. Карима, как представителя национальной литературы Башкортостана, являются яркими образцами произведений по воспитанию духовного начала подрастающего поколения.

В практической части представлены два конспекта по конкретным открытым урокам и литературно – музыкальная композиция по творчеству Мустая Карима.

Урок по лирике М. Карима «И каждый день с рассветными лучами птиц выпускаю из своей груди…» предлагается провести в форме музыкального ринга. Эта форма урока позволяет развить творческие способности студентов во многих областях: в искусстве декламации и мелодекламации, в способности изобразить услышанное с помощью словесных зарисовок, прочитанное – с помощью рисунка.

В структуре данного урока главное – усвоение новых знаний. Этап проверки знаний логично вливается в этап усвоения нового. Поскольку предложенный метод обучения требует самостоятельной работы с текстом, то и усвоение новых знаний происходит через интеллектуальные средства, через анализ, синтез, обобщение. Через этап закрепления осуществляется воспитательная цель урока – воспитание стремления сохранения исторической памяти, формирование чувства патриотизма, гуманизма, чувства собственного достоинства. Так же предложенная форма урока способствует развитию речи студентов, образного и логического мышления.

Урок по повести М. Карима «Помилование» предлагается провести в более традиционной форме. Это урок – размышление. Здесь делается опора на максимальную мыслительную активность студентов, а именно – создание ситуации активного поиска, размышления, мыслительного напряжения. Учебные ситуации, которые представлены в данном конспекте, имеют эффект новизны, что так же способствует развитию образно-мыслительной деятельности студента.

Эти уроки призваны формировать нравственные отношения между преподавателем и студентами, создавать дух взаимопонимания, взаимоуважения, теплоты и доверия. Необходимо разумное содействие преподавателя в создании положительной эмоциональной атмосферы урока. Это и формирование ситуации успеха, и «гимнастика ума», и поиск истины.

На данных уроках реализуется модель личностно-ориентированного образования, которая ставит своей целью развитие индивидуальности каждого студента, его самобытности. На уроках происходит «встреча» задаваемого преподавателем литературного опыта и данного опыта студента. Таким образом, развитие студента, как личности идёт не только путём овладения им знаний, которые передаёт преподаватель, но и через постоянное преломление сквозь призму своего субъективного опыта, как важного источника собственного развития.

При проведении литературно-музыкальной композиции по творчеству М. Карима перед преподавателем стоит задача вызвать интерес студентов к предложенной теме. При подготовке к мероприятию рекомендуется:

прочитать лекцию о жизни и творчестве М. Карима;

обратить внимание на интересные случаи из его жизни;

прослушать песни на его стихи.

Необходимо также дать рекомендации по созданию воображаемых (словесных) картин. Эти картины реконструируются в процессе чтения лирики М. Карима, возникновения поэтических образов. Студентам предлагается выбор жанра выступления (лекция, мелодекламация, исполнение песен на стихи поэтов, драматическое инсценирование). Студенты должны научиться работать над дикцией, ударением, логическим ударением. Они должны уметь вживаться в образ и находить свою манеру преподнесения материала.

При ведении подготовительной работы необходимо:

любить - затрачивать сферу чувств, без которых изначально немыслима духовность;

понимать - учить смысловому интеллектуальному началу;

помогать - учить приводить чувства и мысли в действие;

сострадать - учить способности души к пониманию и сочувствию другим;

принимать - учить общению, коммуникативности, без которого ничто не имеет смысла.


2.2. «И каждый день с рассветными лучами птиц выпускаю из своей груди…(урок по лирике М.Карима)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: