Мустай Карим и театр

 

Современная российская драматургия немыслима без произведений М. Карима. Кайсын Кулиев восклицал: «Я с радостью и без колебаний хочу сказать, что одна из лучших советских пьес написана сыном башкирского крестьянина Мустаем Каримом. Я имею в виду замечательную трагедию «В ночь лунного затмения», которая обошла многие театры страны, переведена на многие языки».

Спустя полдесятилетия у Мустая Карима успел сложиться золотой фонд трагедийных пьес, который включает в себя ещё два произведения: «Салават»(1971), «Не бросай огонь, Прометей!»(1975). Это были богатырские шаги драматурга. Именно трагедии утвердили высокую зрелость творца. Пьесы написаны на таком высоком художественном уровне, что каждая из них, говоря словами Л. Леонова, является «…изобретением по форме и открытием по содержанию». Главные герои трагедии – Акьегет, Салават, Прометей - развивают идею самопожертвования во имя раскрепощения народа. Трагедии пронизаны пафосом жизнеутверждения, восхищением перед свободным гуманистическим разумом человека. Можно смело утверждать: в художественных достижениях башкирской трагедии особенно значительна заслуга М. Карима.

М. Карим смело берётся за интерпретацию таких образов мировой классики, как Прометей, мастерски связывает общечеловеческие сюжеты и темы с проблемами современности.

Начиная с восьмого-седьмого веков до нашей эры о Прометее писали Гесиод, Эсхил, Эзоп, Гораций, Боккаччо, Кальдерон, Вольтер, Гёте, Байрон, Шелли, Кюхельбекер, Огарёв, Леся Украинка… У каждого свой взгляд, свой Прометей. Можно понять, какая трудность ожидает художника, решившегося взяться за эту тему после таких имён.

Трагедия «Не бросай огонь, Прометей!» писалась в тревожное время, когда со всей остротой встала проблема ответственности человека перед миром, когда вопрос о будущем человечества достиг своего наивысшего напряжения. У Мустая Карима тоже «свой» Прометей. Основное своеобразие традиционного образа его трагедии заключается в следующем: Прометей восстаёт против безжалостного гнёта Зевса, против беспощадного подавления им творческой мысли, свободы духа.

Башкирский поэт высвечивает иную грань образа Прометея. Проблемы чести и долга, духовной гармонии человека, определяющие сюжет трагедии, связывают её с актуальными вопросами сегодняшнего дня.

Даже историю похищения огня с неба Прометеем – историю, передаваемую из века в век, - Мустай Карим толкует по-новому, новаторски. Ещё до завершения трагедии автор так определял свою цель: «Мне хочется переосмыслить по-своему образ Прометея, легенду о нём. Меня интересует такая проблема: как приняли люди огонь, дарованный героем? В древнем сказании об этом ничего не говорится. А, по-моему, это очень важно – отношение людей к идее, к идеалу, к мечте».

Башкирский поэт вступает в полемику с традиционными взглядами на тему, развивает её дальше. Это уже не простое усвоение, это постижение новых эстетических высот во взаимосвязи национальной литературы и общечеловеческой культуры. Это не только разговор ученика и учителя, а истинный творческий спор.

Вкус по-настоящему творческого успеха в драматургии Мустай Карим испытал уже в связи с созданием комедии «Похищение девушки»(1959). Её постановка в театрах стала праздником национальной культуры, явлением народного масштаба. Смех в комедии, доведённый до художественного уровня, утверждает прекрасное в нашей действительности и иронизирует над социальном пороком, унаследованным от прошлого, мешающим дальнейшему нравственному росту личности.

Драматургическое творчество Мустая Карима развивалось естественно, в истинном многообразии жанров и стилей, обнаруживая мощь творческого дара, интенсивность и плодотворность усилий, головокружительность художественных исканий и воплощений.

В этом смысле огромное идейно-эстетическое богатство представляют его драмы «Свадьба продолжается»(1947), «Одинокая берёза»(1950), «Неспетая песня»(1955-1960), «Страна Айгуль»(1967). Художественное своеобразие этих пьес в целом можно охарактеризовать как утверждение подлинно гражданского начала в жизни, стремление выразить нравственный смысл действительности в масштабных характерах и конфликтах.

Драматической концепции Мустая Карима присущи углублённый анализ жизненно-социальных связей человека и личностных качеств в характере героя.

Уже в течение пятидесяти лет драматургия Мустая Карима сверхактивно и плодотворно влияет на прогрессирующее развитие театрального искусства Башкортостана. В ролях героев его пьес прославились Арслан Мубаряков и Зайтуна Бикбулатова, Ильшат Юмагулов и Гюлли Мубарякова, Ахтям Абушахманов и Тансулпан Бабичева. Секретами профессионального мастерства овладели режиссеры Вали Галимов, Шаура Муртазина, Рифкат Исрафилов, композиторы Тагир Каримов, Бахти Гайсин, Салават Низамутдинов, Мурат Ахметов.

Драматургия Мустая Карима находится в постоянном движении. Искренний восторг и порыв, которыми полны его первые пьесы, не угасают и сейчас. Они и сегодня вызывают такое ощущение, будто художник впервые выходит навстречу читателю и зрителю. Высоты драматургического искусства, достигнутые Мустаем Каримом, будут долго-долго гордо возвышаться в мире башкирской культуры.

 


2. Практическая часть

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: