Комментарии к технологической карте

ОТ АВТОРОВ

Уважаемые коллеги!

В предлагаемую вашему вниманию книгу вошли программа и примерное планирование курса всеобщей (новой) истории (рекомендовано Министерством образования Российской Федерации), а также поурочные рекомендации к курсу.

Представленные в пособии технологические карты являются сжатой характеристикой урока, ими с успехом могут пользоваться как начинающие, так и опытные учителя. В технологической карте указаны тема и план урока. Поскольку современное обучение школьников является личностно ориентированным, учителю необходимо заранее продумать, что из содержания урока может стать личностно значимым для подростка. Задача учителя — подвести ученика к пониманию того, что история — это обобщенный опыт человечества, опыт, которым мы должны научиться пользоваться. Важно, чтобы, узнав что-то новое, подросток задал себе вопросы: что я сегодня узнал? Что это значит для меня лично?

В технологических картах указан и предполагаемый педагогический результат, ожидаемый учителем от учеников, и он несколько выше того, который предлагает обязательный минимум содержания исторического образования. Учитель сам может определить для каждого отдельного класса и каждого ученика возможный реальный педагогический результат.

Как правило, каждая технологическая карта предлагает различные методы и формы проведения урока, приемы деятельности учителя. Здесь же указаны разнообразные познавательные задания, составленные с учетом индивидуальных возможностей учащихся. В технологических картах предлагаются возможные варианты развития умений учащихся и расширения и углубления образовательного пространства. Тем не менее не следует оценивать такую технологическую карту как нечто обязательное, это только методические рекомендации. К каждой технологической карте имеются комментарии.

Методическое пособие может быть использовано как при работе по учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Новая история. 1500—1800», так и по другим учебникам данного курса.

ПРОГРАММА И ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВСЕОБЩЕЙ (НОВОЙ) ИСТОРИИ
В 7 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ

СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важной проблемой современной педагогической науки является проблема определения целей современного школьного образования. Одним из факторов, влияющим на изменение традиционных целей информационно-накопительной модели образования, является «скорость перемен, происходящих в обществе». «Современный мир предстает как быстро меняющийся мир: изменения происходят во всех сферах жизни, охватывая и область базовых ценностей. Прогнозирование изменений, которые могут произойти в течение жизни одного поколения, оказывается невозможным. В этой ситуации школа должна готовить детей к жизни, о которой сама школа не имеет ясного представления.

Одновременно возрастает роль человеческого фактора во всех сферах жизни. Специалисты отмечают, что производство из техногенного превращается в антропогенное. С ростом технической вооруженности человека возрастает цена человеческих ошибок, риск катастроф, вызванных действиями людей.

В этих условиях объективно возрастает ответственность систем образования за развитие других социальных систем, общества в целом. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности их самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации (курсив мой. — А. Ю.). Развитие такой способности обеспечивает возможность адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности.

В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает, прежде всего, развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору, возможности которого существенно расширяются по мере демократизации общества (курсив мой. — А. Ю.). Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать свой образовательный и жизненный маршрут, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности»1.

Отсюда мы должны сделать вывод, что задачей допрофессионального исторического образования становится не только изучение факторов, явлений и процессов в развитии общества, но также формирование знаний учащихся о самом себе и использование ими социального опыта 2 с целью самостоятельного решения проблем.

Как считает доктор педагогических наук О. Е. Лебедев, «главная цель школьного образования — достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития личности»3.

Курс всеобщей истории предоставляет возможность познакомить подростков с социальным опытом человечества, знание которого создает условия для развития у учащихся способности решать проблемы различной степени сложности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О МЕСТЕ И ЗАДАЧАХ КУРСА НОВОЙ ИСТОРИИ
(1500—1800)

Настоящая программа обеспечивает реализацию авторского варианта курса новой истории с рубежа XV—XVI вв. до 1800 г. для учащихся 7 класса основной школы. Учебная программа рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию.

ЦЕЛИ КУРСА

1. В результате изучения курса новой истории учащиеся 7 класса должны получить знания о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни людей.

2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам работы с учебной книгой.

3. Учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

4. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей; анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью; уметь выбирать линию поведения исходя из представления о возможных последствиях.

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ КУРСА

Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА

Основное содержание изучаемого в 7 классе курса «Новая история. 1500—1800» составляет процесс развития общества в период раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества, сосуществование и противоречия старого и Нового, их различия и, главное, человек Нового времени. Это определило отбор единиц содержания и структуру курса, состоящего из семи глав.

Курс «Новая история. 1500—1800» начинается разделом «Мир в начале Нового времени...», где в темах «Великие географические открытия», «Европа в начале Нового времени», «Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения», «Реформация и Контрреформация в Европе. Укрепление абсолютизма» дается достаточно полная и научная (для подростков 12—13 лет) характеристика политической, социальной, экономической, повседневной жизни европейского общества в эпоху раннего Нового времени. Первая тема позволяет сформировать обобщенную картину развития европейского общества и его культуры в рассматриваемый период, создать базу для работы над обогащением основных понятий курса, таких, как Реформация, Возрождение, абсолютизм, о том, что XVI—XVII вв. — это начало капиталистической эры, прежде всего в Голландии, Англии и других развитых странах. В то же время идет процесс складывания государств континентальной Европы — Франции, Испании. Абсолютизм, религиозная общность и развитие капиталистического хозяйства создают условия для формирования национального самосознания, наций и национальных государств.

Учащиеся достаточно подробно знакомятся с высшими достижениями в области духовной культуры позднего Возрождения, со временем, когда впервые был сделан шаг к осознанию ценности человеческой личности, с достижениями научной мысли изучаемой эпохи. Семиклассники понимают, что в XVII в. в мире началась интеллектуальная революция: решающими средствами оценки истинности знаний стали разум и эксперимент. Образованные люди приступили к рассмотрению мира как машины, действующей без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и индуктивного мышления.

Учащиеся получают необходимые представления об особенностях Реформации в различных странах Европы и о связанных с ней социальных движениях. Проблема Реформации как нового этапа развития духовной жизни общества рассматривается достаточно подробно на конкретном материале истории Германии, Англии и Франции. Семиклассники, знакомясь с религиозными учениями эпохи раннего Нового времени, могут увидеть влияние религии на ментальность человека, на формирование национального самосознания, понять, что именно религия зачастую определяла экономическое развитие и политику государств.

Второй раздел программы «Ранние буржуазные революции. Международные отношения...» рассказывает семиклассникам о первых революциях в эпоху раннего Нового времени, о рождении нового государства — свободной республики Голландия, о развитии парламентаризма и конституционализма, знакомит с новым типом международных отношений, для которых становится традицией создание враждебных по отношению друг к другу военно-политических союзов европейских государств, в какой-то мере предотвращающих вспышки военных конфликтов (стремление к установлению равновесия сил в Европе).

В третьем разделе программы «Эпоха Просвещения. Время преобразований» в темах «Западная европейская культура XVIII в.», «Промышленный переворот в Англии», «Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки» и «Великая французская революция XVIII в.» изучаются основные факты дальнейшего поступательного развития общества в области духовной, политической и экономической жизни. В нем рассказывается о влиянии идеологии и культуры Просвещения на формирование ценностей человека Нового времени. История борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость и создание Соединенных Штатов Америки дает возможность учащимся углубить свои знания о демократическом устройстве общества, основанном на разделении трех ветвей власти, позволяет использовать эти знания для анализа современной политической обстановки. Изучение одной из центральных тем курса — Великой французской революции — позволяет обсудить проблему природы революционных взрывов и возможностей альтернативных путей развития общества и сделать вывод, что революции возникают тогда, когда правительства государств запаздывают с проведением реформ. Учащиеся осознают трагедию абсолютизма как политической системы — монархи не смогли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого и требовала логика исторического процесса, что вызывало конфликт, приводивший к революциям. Учащиеся убеждаются, что причинами революций становятся несовпадения интересов различных социальных групп, столкновение различных мировоззрений, ценностных ориентаций.

Семиклассники узнают, что Декларация независимости 1776 г., Конституция США 1787 г., «Билль о правах» 1791 г., французская Декларация прав человека и гражданина воплотили в жизнь то, о чем мечтали просветители: создали прочную основу для утверждения прав человека в Северной Америке и Западной Европе, заложили фундамент создания правового государства и гражданского общества.

Четвертый раздел программы «Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» включает обобщенную характеристику латиноамериканского общества и традиционных обществ Востока, что позволяет увидеть своеобразие традиционного общества, сравнить его с европейским обществом и понять причины европейской колонизации.

Таким образом, отбор содержания подчинен задаче показать пути развития европейского общества от Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения, революции к парламентской демократии и реформам (о них речь пойдет в истории XIX в.).

Учащиеся узнают о важнейших событиях прошлого, которые достаточно актуальны и для нашего времени. Они могут «прожить» эти сюжеты, запомнить их, соотнести с днем сегодняшним. Предъявленное образовательное пространство может способствовать формированию у семиклассников ценностных ориентаций и убеждений, основанных на личностном осмыслении опыта всеобщей истории XVI—XVIII вв.

Учебная программа курса «Новая история» позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ,
ЗАЛОЖЕННЫЕ В ПРОГРАММЕ

Они должны дать понятие о таких явлениях, как:

уровень развития индустриального и традиционного обществ (условия гармонического развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);
прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении;
роль террора в историческом развитии;
личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;
принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции;
модернизация как ответ на вызов времени; неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т. д.);
роль революций и реформ в развитии общества; движение общества к реформам; необходимость разумного компромисса в политической жизни;
демократизация общественного и государственного устройства;
формирование правового государства и гражданского общества (на примере истории Европы и США).

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

Она прослеживается:

в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
в формировании нравственных принципов и духовных ценностей подростков (овладение основами знаний и ценностных ориентаций способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории, что формирует способность понимания исторических эпох;
в развитии творческого мышления и культурного кругозора учащихся;
в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Новая история. 1500—1800» (М.: Просвещение, 1997 и последующие годы).

Авторы учебника старались создать книгу, выполняющую функции организатора процесса образования, систематизировали содержание данного курса, содействовали развитию познавательного интереса (создавали положительную мотивацию изучения истории), обеспечивали внутрикурсовые, межкурсовые и межпредметные связи, помогали усваивать социальный опыт человечества, создавали возможности для проверки эффективности образовательного процесса.

В учебнике использован принцип проблемного обучения, о чем говорит включение в его содержание значительного числа познавательных заданий, которые помогут организовать самостоятельный поиск новых знаний, научат творческой деятельности и выработке учащимися личностных оценок.

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся некоторые главы учебника начинаются введением, где коротко формулируется основная проблема, которую им предстоит узнать, проанализировать и сделать самостоятельные выводы. В заголовки параграфов и «фонариков» вынесены «ключевые» слова («Он подрывал фундамент веры», «...Интересы и права нации — все здесь, в моей руке», «Люди в движении», «Бунт или подвиг?», «Торговля следует за флагом» и др.). Этот прием позволяет привлечь внимание учащихся, создать у них дополнительную мотивацию обучения. Каждая глава заканчивается заключением — «Подведем итоги», включающим вопросы для итогового повторения.

В учебнике сочетаются авторский текст, документы, извлечения из трудов ученых, философов, публицистических произведений. Использование разноплановых источников делает учебник более интересным по содержанию и позволяет использовать при изучении курса разнообразные методы.

Для облегчения усвоения достаточно сложного материала каждая глава разбита на параграфы (как правило, один параграф рассчитан на один урок). Некоторые параграфы в учебнике сдвоены. Это сделано в тех случаях, если изучение какой-либо темы рассчитано на два урока. Такая организация учебного материала предоставляет возможность самому учителю распределить содержание темы по урокам в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся и творческого почерка учителя, тех методов и приемов работы, которые будут им использованы. Параграфы разбиты на «фонарики», каждый из которых представляет собой самостоятельный пункт сложного плана.

Книга снабжена современным аппаратом ориентировки: предисловием, рубрикацией, указателями, символами, сносками, заключениями к главам, колонтитулами, оглавлением.

Внутреннее образовательное пространство учебника значительно расширено за счет большого числа рисунков, цветной вклейки, схем, таблиц и карт.

Особого внимания заслуживает аппарат организации усвоения (вопросы и задания, выделения, подписи под иллюстрациями). Аппарат организации усвоения предлагает различные типы вопросов и заданий: вопросы и задания, выполняющие функцию закрепления знаний (для самопроверки); вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления и опытом творческой деятельности (самостоятельные работы по проведению анализа, синтеза, сравнения, обобщения; вопросы-задания на формулирование оценок, выводов); вопросы-задания, требующие творческого применения полученных знаний (выполнение самостоятельных работ, овладение умениями и навыками, применение знаний в новых условиях познавательной деятельности).

Содержание учебника и методическое сопровождение позволяют разнообразить формы занятий и приемы деятельности учителя, проводить фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной деятельности. Программа курса и учебник позволяют конструировать учебные занятия по «нарастающей»: последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приемы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам прошлого. Учебник позволяет проводить различные типы уроков: комбинированные, проблемные (с постановкой познавательных заданий), уроки-конференции малых групп, работу в группах, лабораторные работы, ролевые игры, персонификация исторического явления, дискуссии, использование методики диалогового обучения.

В любом случае для реализации содержания учебной программы предпочтение следует отдавать методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать. Одним из ведущих методов может стать самостоятельная или групповая работа над источниками. Активный, творческий характер изучению источников придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и относиться к ним терпимо.

В методический комплект входит рабочая тетрадь по новой истории (1500—1800), выпуски 1 и 2 (авторы А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина), структурно соответствующая учебнику. В рабочей тетради представлены разнообразные вопросы и задания (задания по образцу, творческие и т. д.). Большинство заданий рассчитано на активизацию познавательного интереса, развитие логического и творческого мышления учащихся. Часть заданий направлена на работу с контурными картами, рисунками. Подросткам предлагается писать сочинения, составлять характеристики исторических деятелей. Разнообразные типы заданий и их количество позволяют учащимся реализовать возможность выбора форм своей деятельности, а учителю — достаточно быстро и качественно проверить знания и умения учащихся.

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА НОВОЙ ИСТОРИИ
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ УМЕНИЯМИ:

определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.

Распределение часов в программе является примерным. Учитель может определить в зависимости от конкретных условий количество часов на изучение отдельных тем. Вопросы, отмеченные знаком *, не являются обязательными для изучения.

Программа предусматривает проведение интегрированных уроков совместно с курсом МХК при изучении вопросов художественной культуры в школах, где изучается курс МХК.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.

VII класс, первое полугодие (32 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ (14 ч)

Тема I. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ (2 ч)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Тема II. ЕВРОПА В НАЧАЛЕ
НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ч)

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Тема III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА
ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (4 ч)

От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.

Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Тема IV. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ.
УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА (4 ч)

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) (4 ч)

Тема I. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И РОЖДЕНИЕ СВОБОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОЛЛАНДИИ (1 ч)

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ. УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ (2 ч)

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Тема III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В XVI—XVIII вв. (1 ч)

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

Тема I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. (2 ч)

Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Тема II. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ (1 ч)

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Тема III. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ В БОРЬБЕ
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ.
ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (2 ч)

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Тема IV. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. (3 ч)

Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.

Раздел IV. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (4 ч)

Тема I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
ОСОБЕННОСТИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА (1 ч)

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 ч)

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

ПОВТОРЕНИЕ. МИР В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ (1 ч)

 

1 Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат // Образовательные результаты / Под ред. О. Е. Лебедева. — СПб., 1999. — С. 40—41.

2 Социальный опыт включает в себя знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные ценности, собственный жизненный опыт.

3 Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат // Образовательные результаты / Под ред. О. Е. Лебедева. — СПб., 1999. — С. 46.

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К КУРСУ

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

УРОК 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема От Средневековья к Новому времени: 1. Понятие о Новом времени. 2. Человек Нового времени. 3. Кризис традиционного общества. Черты нового общества. Возможная личностно значимая проблема: понимание связи эпох — Нового времени и современности (через среду обитания и ценности)
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся усваивают хронологические рамки Нового времени; понимают принципиальное отличие Нового времени от Средневековья; узнают о чертах личности человека Нового времени; углубляют знания об основных чертах традиционного общества и знакомятся с чертами зарождающегося индустриального общества
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Определите, какие новые явления в обществе позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени. Согласны ли вы с их точкой зрения? 2. Подумайте, какие личные качества человека, развивающиеся в XV—XVI вв., позволили сделать вывод о рождении нового типа человека — человека Нового времени. Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, обучение решению проблемных и познавательных заданий, обучение предъявлению результатов своей деятельности, использование межпредметных и межкурсовых связей
Развитие умений учащихся Учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений
Основные понятия и термины Новое время, ценности, традиционное общество, индустриальное общество
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник. Введение. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты». Образовательное пространство расширяется за счет социокультурной среды: индивидуальная, групповая или семейная экскурсия по городу с целью осмотра материальных памятников Нового времени. Произведения художественной литературы, скульптуры, живописи. Кинофильмы, видеофильмы об эпохе Нового времени


Комментарии к технологической карте

Тема урока дает возможность поставить проблему связи исторических эпох и значимости исторического опыта для личности учащегося. На уроке используются межпредметные связи (литература), межкурсовые связи (история Средних веков). Образовательное пространство расширяется за счет социокультурной среды. Во внеурочное время там, где это возможно, может быть проведена экскурсия «Мой город (другой населенный пункт) — свидетель эпохи Нового времени».

В начале урока учитель ставит перед учащимися познавательное задание (его следует написать на доске). После объяснения первого пункта плана вполне целесообразно дать возможность учащимся познакомиться с учебником. Самостоятельно рассматривая книгу, семиклассники читают название учебника, просматривают оглавление, еще раз обращают внимание на хронологические рамки курса. Следует обратить их внимание на различные источники информации, в том числе и внетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Также они должны увидеть, что наряду с обязательным текстом в книге помещен материал для дополнительного (по желанию) чтения. Возможно, следует прочитать фрагмент из дополнительного текста (например, о семье Фуггеров как представителях людей Нового времени). Этот прием может вызвать у учащихся интерес к дополнительным текстам.

Второй пункт плана можно рассмотреть методом беседы, используя знания семиклассников о чертах личности средневекового человека, его мировоззрении. Учащимся предлагается ответить на вопросы: какие занятия были наиболее распространены среди европейского населения в XIV—XV вв.? Какие объединения сельского и городского населения вам известны из истории Средневековья? Чем вы можете объяснить стремление средневековых людей к объединению? Представители семьи Фуггеров — люди Средневековья или Нового времени?

Очевидно, что учащиеся выделят новые черты в психологии Фуггеров, и это позволит им сделать вывод о тех чертах личности, которые отличают человека Нового времени от его предшественников, и прежде всего это способность к самостоятельной деятельности, инициатива.

При рассматривании третьего вопроса учитель, реализуя межкурсовые связи, опирается на ранее полученные знания из курса истории Средних веков. В этом случае вполне уместен рассказ учителя.

«Уже в XV в. в Западной Европе начался закат Средневековья. Вы помните, что в Средние века в Европе господствовало традиционное общество, где люди жили, не нарушая законов предков, где все было ориентировано на сохранение старых обычаев и ценностей. Но это общество претерпевает значительные изменения и постепенно разрушается.

Подумаем: что же меняется в хозяйственной жизни? Вспомните, какое хозяйство господствует в традиционном обществе». Выслушав ответ учащихся о натуральном характере хозяйства в эпоху Средневековья, учитель продолжает рассказ: «В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения, большинство населения было занято в сельском хозяйстве. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков). Но постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда. Возникла потребность в увеличении потребления энергии и в связи с этим — в новых источниках энергии. Уменьшилось вмешательство государства в хозяйственную жизнь; выросли города, тесно связанные с ремесленным производством и торговлей.

Большие изменения происходили и в обществе. Подумаем какие». Выслушав ответы учащихся о наличии в средневековом обществе сословий и каст, учитель продолжает рассказ: «Традиционное общество состояло из сословий и каст. Вспомним, что сословие — это группа людей, признанная государством, имеющая свои права, обязанности и привилегии, нравы и обычаи, закрепленные в традициях или законе и передаваемые по наследству. Каждый человек принадлежал к какому-нибудь сословию (дворяне, служители церкви, горожане, крестьяне и т. д.) и имел «сословное сознание», основанное на чувстве долга соблюдать обязательства, вытекающие из особых задач, стоящих перед сословием. Отдельный человек поглощался коллективом. С конца Средневековья и до XVIII в. сословное сознание было сильно развито у духовенства, дворянства и бюргерства. Сословный характер носило и государство — власть сосредоточивалась в руках служилого сословия. В таких государствах, как вы помните, существовала сословная иерархия. Государственная система была централизованной и авторитарной.

В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление. Государства (в своем большинстве) преодолевают феодальную раздробленность.

Изменялась и духовная жизнь человека. В традиционном обществе человек всегда воспринимался как часть природы, простого и справедливого порядка вещей. Основные ценности сводились к ощущению прочности своего положения, защищенности, уверенности. Сознание человека формировалось религией и сословными нормами, и он всегда ощущал себя частью общности — сословия, общины, клана, семьи и т. д. Окружающий мир воспринимался как нечто существующее без содействия человека, не было стремления подчинить себе природу. Необходимость сохранения традиций воспринималась как истина, не требующая доказательств.

Однако в конце Средневековья отдельный человек уже начинает обособляться, полагаясь на собственные силы. Появляются новые ценности — достижение богатства, личного успеха (а не успеха общины, рода, сеньора), способность самостоятельно принимать важные решения. Христианское учение, ставящее перед верующим задачу спасения души, также предполагает, что заботиться о личном спасении человек должен индивидуально. Постепенно появляется мысль о возможности общения с Богом напрямую, а не через священнослужителей.

Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».

Особого внимания заслуживает вопрос о постепенном переходе от традиционного общества к обществу индустриальному. Понятие «индустриальное общество» вводится в курсе новой истории 8 класса, а в 7 классе достаточно знать, что это общество, где развивается и господствует машинное производство. Учитель говорит:

«В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники — это уже XIX в., который назовут индустриальным (от латинского слова industria — деятельность), и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI—XVIII вв. — это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».

В заключение урока можно предложить учащимся поразмышлять над вопросом: что связывает нас с Новым временем? Такой вопрос является личностно значимым, позволит семиклассникам ощутить связь времен, почувствовать непрерывность исторического процесса. Обсуждая проблему, учащиеся отметят, что новая история изучает время, которое отстоит от современности сравнительно недалеко, всего лишь на какие-то 500—200 лет. С точки зрения исторической науки это было не так давно. Особенно важно подчеркнуть, что жизнь людей этого времени уже можно изучать не только по данным археологических раскопок и древним летописям, но и по сохранившимся памятникам материальной и художественной культуры, окружающим нас в повседневной жизни. Важно предложить школьникам подумать, что (какие предметы домашнего обихода, образцы нашей одежды, пища) в их городе или ином населенном пункте возникло в эпоху Нового времени. Те, кто живут в городах, должны знать, что их облик чаще всего сформировался в Новое время.

Следует сообщить ученикам, что в Новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Понятия «правовое государство» и «гражданское общество» формируются в 8 классе (или на уроке повторительного обобщения в конце курса 7 класса), здесь же достаточно сказать, что на рубеже XVIII—XIX вв. были написаны первые конституции.

Затем учащимся предлагается предъявить результаты выполнения познавательного задания. Они указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV—XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.

Предлагаем расширить образовательное поле, привлекая и межпредметные связи. Учитель говорит: «Многие произведения писателей Нового времени вы изучаете или будете изучать на уроках литературы, многие из них экранизированы, их сюжеты легли в основу известных фильмов. Картины и скульптуры этой эпохи близки нам и понятны». Можно предложить семиклассникам назвать художественные произведения и кинофильмы, отражающие сюжеты истории Нового времени, жизни различных слоев населения этой эпохи.

С целью мотивации интереса к предмету, стараясь сделать курс новой истории личностно значимым для учащихся, учитель обращает внимание семиклассников на последний абзац введения, где говорится: «Учебник познакомит вас с важнейшими событиями начала Нового времени, когда происходил переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Каждая страница — это рассказ о жизни людей Нового времени, народных масс и отдельных личностей. Что-то в их жизни покажется вам интересным и достойным подражания, что-то — жестоким и пугающим, а какие-то события и поступки позволят извлечь уроки для себя».

«Когда мы закончим изучать этот курс, — говорит учитель, — вы ответите на вопросы: что нового для себя я узнал? Чему научился? Что из этого курса для меня важно и нужно и почему?»

Домашнее задание дано в учебнике и в технологической карте.

Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ.
ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (14 ч)

Тема I. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ (2 ч)

УРОК 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Технические открытия и выход к Мировому океану: 1. Новые изобретения и усовершенствования. 2. Причины Великих географических открытий. 3. Энрике Мореплаватель и открытие ближней Атлантики. 4. Вокруг Африки в Индию. Возможная личностно значимая проблема: для реализации жизненных замыслов необходима вера в свои силы и возможности, овладение современными научными знаниями
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся понимают, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества. Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных империй
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Проблемное задание: представьте себе, что вы принимаете участие в конференции, где обсуждается проблема, к какой эпохе относятся Великие географические открытия — к Средневековью или Новому времени. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника и работой в группах. Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, персонификация, картинное описание, обучение учащихся работе в группах, решению проблемных заданий и предъявлению результатов своей деятельности
Развитие умений учащихся Учащиеся работают с картой (показывают маршруты путешествий), выделяют главное (составляют в тетради план по вопросу «Причины Великих географических открытий»), сравнивают знания о Земле мыслителей древности и мыслителей XV в., систематизируют изменения в обществе, учатся работать в группах и.предъявлять результаты своей учебной деятельности
Основные понятия и термины Бомбарда, мушкет, каравелла, дух предпринимательства
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 1. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV—XVII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Р. Сабатини. Христофор Колумб: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 336—340, 496—501

 

Комментарии к технологической карте

Для логического перехода к изучению нового содержания следует провести небольшую беседу с классом. Напоминая учащимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории Нового времени, учитель предлагает ответить на следующие вопросы: когда и в связи с какими явлениями появился термин «Новое время»? Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени. Как вы думаете, почему в Новом времени выделяются эти два периода? Какими чертами обладал человек Нового времени? Чем он отличался от человека эпохи Средневековья? Как вы думаете, каким целям служил дух предпринимательства?

Обобщая ответы учащихся, следует подчеркнуть стремление наиболее активной части общества к отказу от традиционных форм ведения хозяйства, их интерес к постижению новых научных данных, желание увидеть мир своими глазами, способность принимать решения, связанные с известной долей риска.

Затем учитель сообщает название первой главы учебника, подчеркивая, что Новое время берет свое начало от таких явлений, как Великие географические открытия, Возрождение и Реформация, и предлагает перейти к изучению новой темы, которой посвящены два урока.

Назвав тему урока и познакомив класс с написанным на доске планом, учитель в ходе вводной беседы предлагает семиклассникам подумать над проблемой: какой эпохе больше соответствуют Великие географические открытия — Средневековью или Новому времени?

Объяснение первого вопроса учитель сопровождает комментариями рисунков в учебнике и некоторыми дополнительными сведениями об изобретениях.

Рассказывая о роли книгопечатания для развития и распространения знаний, учитель предлагает учащимся прокомментировать рисунок на с. 8, на котором изображена типография XVI в. Семиклассники вспоминают, что основоположником введения книгопечатания в Западной Европе являлся И. Гутенберг, начавший свою деятельность в первой половине XV в. Он разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литеров, сконструировал приспособления, при помощи которого отливал литеры из сплава свинца с сурьмой, и построил ручной печатный станок. Им же был составлен рецепт особой печатной краски. Можно попросить учащихся определить, какие из перечисленных изобретений Гутенберга они видят на этой гравюре. Семиклассники увидят работу наборщиков, набирающих под диктовку текст из отдельных литеров, в глубине помещения один из работников покрывает печатную форму краской, в центре работник на станке делает оттиски набранного текста на бумаге (хорошо виден пресс, вращающийся при помощи винта), подмастерье складывает подсохшие листы.

Очень интересна для понимания внутреннего мира человека XVI в. гравюра «Изобретатель пороха и нечистая сила» (гравюра на дереве, 1554 г.). Можно попросить учащихся подумать, почему рядом с изобретателем пороха автор гравюры поместил изображение нечистой силы (так, как ее представляли себе люди того времени). Учитель отмечает, что люди, научившись изготавливать порох, не знали, почему происходит взрыв. Грохот, клубы дыма, запах серы, страшное, разрушающее действие нового оружия — ну как тут не прийти на ум мыслям о вмешательстве нечистой силы? На приведенной в учебнике гравюре за плечами производящего свои опыты открывателя пороха Бертольда Шварца изображен сатана. Очевидно, современники подозревали, что это он нашептал ученому монаху рецепт, унесший столько жизней. Мрачная картина виделась и великому Леонардо да Винчи, который писал: «Выйдет из недр некто, кто ужасающими криками оглушит стоящих поблизости и дыханием своим принесет смерть людям и разрушение городам и замкам». Кто же этот «некто»? Возможно, учащиеся смогут объяснить, что это пушка, отливаемая из бронзы в вырытой в земле яме (отсюда и «недра»). К наиболее известным, мощным пушкам относились с уважением, наделяли их таинственной сверхъестественной силой, давали им имена собственные: Волк, Лев и др. На стволах орудий были такие надписи: «Лев зовусь я, мой рев пронзителен»; «Я зовусь Петух. В драке я вперед прорвусь»; «Внезапный конец я. Падай ниц передо мною, советую я. К тебе резким прыжком иду я...». Эти примеры помогают школьникам представить себе уровень сознания людей того времени, опутанного суевериями.

При знакомстве семиклассников с историей усовершенствования в мореплавании и кораблестроении следует обратиться к помещенному в конце параграфа документу «Педру Нуньес. Трактат в защиту морской карты». Анализируя текст, семиклассники развивают умение работать с подлинными источниками.

Затем учитель может предложить учащимся самостоятельно прочитать в учебнике рассказы об открытиях португальцами ближней Атлантики и экспедиции Бартоломеу Диаша, найти маршруты этих экспедиций на карте.

В качестве итоговой проверки усвоенного учащимся поручается, пользуясь учебником, выписать в тетрадь причины Великих географических открытий. Такое задание может выполняться как в форме индивидуальной, так и в форме групповой работы (4—6 человек в группе). При нехватке времени это задание переносится на дом.

На последнем этапе урока семиклассники отвечают на проблемное задание. Объясняя, почему Великие географические открытия стали одним из явлений, открывших эпоху Нового времени, учащиеся приводят следующие доводы. Великие географические открытия стали возможны, когда:

  1) люди перестали непреклонно следовать старым традициям; 2) появилось понимание необходимости внедрения новых методов ведения хозяйства, технических изобретений и усовершенствований; 3) человек позволил себе усомниться в достоверности старых географических знаний и захотел узнать истинное положение вещей; 4) у европейцев выросла уверенность в своих возможностях и при нарушении их сухопутной торговли с Востоком они рискнули шагнуть в неизведанное — открыть морской путь в Индию; 5) в обществе появились люди, обладающие предпринимательской активностью, стремлением разбогатеть, способные пойти на риск.

Существование этих явлений характерно для эпохи Нового времени.

Домашнее задание указано в учебнике и в технологической карте. Учащимся предлагается также подумать, что из содержания урока имеет для них личное значение.

УРОК 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия: 1. Христофор Колумб. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка. 2. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. 3. Западноевропейская колонизация новых земель. 4. Испанцы и португальцы в Новом Свете. 5. Значение Великих географических открытий. Возможная личностно значимая проблема: каждое историческое событие, явление имеет неоднозначные последствия; за новые достижения на пути своего развития человечеству приходится платить высокую цену
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Великие географические открытия устранили изоляцию двух миров, привели к созданию мирового рынка, но ценой этого достижения стало уничтожение древних государств с их высокой культурой и физическое уничтожение индейцев. Следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории развития общества? 2. Почему урок об открытии новых земель авторы учебника назвали «встреча миров», а не «открытие Америки»? Какое название, с вашей точки зрения, является более правильным и почему? Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной и групповой работы. Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, персонификация (рассказ от имени вымышленного члена экспедиции X. Колумба), организация лабораторной и групповой работы учащихся, обсуждение проблем и значимости содержания урока для личности подростков
Развитие умений учащихся Развитие картографических умений (показываются маршруты экспедиций и открытые земли), самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с источниками (составление плана по 5-му пункту плана урока), развитие коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания, самоанализ
Основные понятия и термины Аркебуза, конкиста, колонизация, революция цен
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 2. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV—XVII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 334—346. В. Травинский. Звезда мореплавателя (Магеллан). Г. Р. Хаггард. Дочь Монтесумы. С. Цвейг. Подвиг Магеллана; Америго Веспуччи

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: