Комментарии к технологической карте

После проверки домашнего задания следует спросить у учащихся, что важного для себя они узнали при изучении темы «Эпоха Великих географических открытий». Прокомментировав ответы, учитель сообщает, что знакомство с новой темой, которая будет изучаться на четырех уроках, позволит узнать о самых различных сторонах жизни общества в XVI—XVII вв., его политическом и экономическом устройстве, повседневной жизни, а это, в свою очередь, поможет понять, чем отличались государство и общество раннего Нового времени от государства и общества нашего времени и что между ними общего.

Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и объясняет, какие самостоятельные задания им следует выполнить. В зависимости от состава и подготовленности класса учитель предлагает обсудить проблему 1 всем или по выбору. В качестве познавательного задания также может быть предложен пункт 5 из рубрики «Вопросы и задания» (методический аппарат к параграфу): способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?

Второе задание для самостоятельной работы обязательно для всех и выполняется по ходу рассказа учителя в течение урока. Схема поможет более тщательно провести самопроверку и усвоить черты абсолютизма, тем более что многие ученики лучше запоминают новое содержание при опоре на зрительное восприятие.

Приводим примерный вид схемы:

Рассказ учителя по первому пункту плана сопровождается работой по углублению понятия «абсолютизм», знакомого учащимся из курса истории Средних веков.

Рассматривая вопрос об укреплении территориальной целостности государств в период абсолютизма, учащиеся пользуются картой «Европа в 1648 г.» или любой другой картой Европы XVII в., где отражена территориальная целостность Англии и Франции.

При объяснении вопроса об отношениях между королями и парламентами в Англии при Тюдорах можно использовать фрагмент из речи Елизаветы I на парламентской сессии 1566 г. В конце сессии она произнесла речь, в которой упрекала парламентариев за то, что они вмешиваются в ее дела и не подчиняются ее правилам. В заключение королева сказала:

«Хотелось бы, чтобы это мое назидание заменило более суровые меры, чтобы вы поняли, как опасно испытывать монарха; и пусть мое утешение поднимет ваш упавший дух и поможет вам получить надежду на то, что ваше последующее поведение загладит ваши прошлые поступки и вы вернете себе милость вашей государыни, а забота ее о вас такова, что ей не нужно напоминать, как важно ваше благополучие».

В 1593 г. лорд-канцлер Пакеринг сказал обеим палатам, что королева «очень не хочет созывать свой народ в парламент».

По отношению к своему парламенту Елизавета приняла тон снисходительного превосходства. Как правило, королева созывала парламент только тогда, когда ей нужны были деньги и для этого следовало ввести налоги. На каждой сессии парламента представитель королевы убеждал собравшихся, что протестантская религия в опасности, оборона королевства обходится дорого и королева вынуждена просить денег, хотя очень об этом сожалеет. Для королевы идеальным был тот парламент, который быстро давал деньги и разъезжался. Вырабатывать новые законы она парламенту не поручала, считая, что их и так уже слишком много. Чтобы сделать парламент послушным, Елизавета пыталась влиять на его состав, а точнее — на состав палаты общин. В особо важных случаях, когда был необходим «надежный» парламент, крупные сановники королевы получали инструкции, в которых им предлагалось «наблюдать» за выборами, и тогда они прилагали усилия к тому, чтобы в парламентарии прошли их родственники или слуги.

Учащимся можно предложить ответить на вопросы: какое место в системе государственного управления отводила парламенту Елизавета Тюдор?

Дополняя один из сюжетов урока «Монарх — помазанник Божий», можно добавить, что в Англии Елизавета Тюдор стремилась достичь народной любви и поклонения, рассматривая это как одно из средств достижения личной безопасности и укрепления государственной власти. С этой целью королева бесконечно показывалась народу, красовалась во время выездов на улицах Лондона и плавала по Темзе. Даже 17 ноября 1602 г., когда ей было 69 лет и было подозрение, что ее попытаются убить, она просто изменила маршрут, чтобы избежать опасности, и появилась на публике. Она проезжала при свете факелов, а толпа кричала: «Боже, храни Ваше Величество!» «Да благословит Бог вас всех, мой добрый народ»,— отвечала она, и народ верил, что королева его любит.

Огромным спросом пользовались изображения королевы. Королевский портрет стал средством пропаганды. Даже когда королева постарела, по стране распространялся портрет, написанный с нее в молодости. Королеву принято было изображать вечно юной. Короли на портретах всегда изображались в парадных одеждах, что должно было придать им величие, а у подданных усилить чувство благоговения перед властью.

Рекомендуем предложить учащимся рассмотреть какой-либо из парадных королевских портретов — Елизаветы I, Людовика XIV или Людовика XV (см. технологическую карту). Можно сказать, что в эпоху Людовика XIV в Англии была выпущена карикатура на французского короля, изображающая его в двух видах. В первом он представлен величественным монархом: в громадном парике, в горностаевой мантии на плечах, на высоких каблуках, со скипетром в руке... Другой рисунок представляет того же героя в ночном облачении: вполовину меньше ростом, лысого, в фуфайке, кальсонах и шлепанцах, он выглядит жалким старикашкой... Можно попросить учащихся прокомментировать карикатуру. Они должны ответить, что для создания образа великого короля использовался также и костюм. Конечно, это карикатура, и притом английская. И Людовик XIV, и Елизавета Тюдор были умными правителями, но костюм тоже играл свою роль для внушения уважения и любви подданным.

Раскрывая вопрос о судебной системе в эпоху абсолютизма, можно привести примеры, позволяющие ученикам убедиться в отсутствии независимой судебной власти.

Острая борьба шла между парламентами и Людовиком XIII, особенно в период, когда первым министром в стране был кардинал Ришелье. Хотя существовали законы, ограничивавшие условия, при которых верховная власть могла вмешиваться в действия парламентов, они игнорировались, и президенты парламентов выражали недовольство тем, что король мог судить любого человека, назначая судьей кого ему было угодно. Что касается кардинала Ришелье, то он вполне обходился без юридических формальностей при отправлении правосудия. Так, аббат Сен-Сиран, подозревавшийся в том, что он не являлся «добрым католиком», был заключен в тюрьму Венсенского замка на четыре года без судебного разбирательства. После мятежа в Нормандии канцлер Сегье приговаривал людей к смерти без суда, по одному своему слову. В глазах Людовика XIII и его главного министра это было в порядке вещей. Один из сторонников Ришелье заявил, что «правосудие, добродетель и честность монарха действуют совершенно иначе, чем у простых людей». Ришелье сделал все для того, чтобы ограничить законную власть парламента.

В 1629 г. король издал закон, по которому королевские законопроекты должны были через два месяца автоматически утверждаться парламентом, если за это время не будут представлены убедительные возражения. В январе 1632 г. после отказа парламента утвердить один из законопроектов короля делегация судей предстала перед Людовиком XIII и выслушала от него следующее заявление: «Вы здесь только для того, чтобы рассудить истца и ответчика, и я не дам вам зазнаться; если вы будете продолжать свои козни, я быстро подстригу ваши коготки». В дальнейшем король неоднократно арестовывал и высылал строптивых судей из Парижа.

Начиная с правления Ришелье в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. Короли выдавали своим приближенным бланки приказов, где не были указаны имена. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Бланки приказов очень часто оказывались в руках фаворитов или фавориток короля, которые использовали их для сведения счетов с неугодными им лицами. Практика применения таких приказов приняла массовый характер. Во времена Ришелье их было использовано более 50 тысяч.

Вершиной всей судебной системы был король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.

Для того чтобы подчеркнуть бесправие личности в условиях абсолютизма, можно рассказать, что действующие во Франции законы создавали неравенство: национальность, социальное положение, профессия — все это влияло на положение человека в обществе.

Первым неравенством было неравенство полов. Женщина в сравнении с мужчиной считалась существом низшим, на нее распространялась определенная недееспособность. Женщина не имела права выступать в роли свидетеля в актах гражданского состояния, не получала одинаковой с братьями доли в наследстве своих родителей, а выйдя замуж, попадала под власть мужа.

Затем следует выделить неравенство в связи с национальной принадлежностью. Иноземец, т. е. чужой, не мог ни завещать, ни получать по завещаниям, ни передавать свое наследство родителям. Он мог оставить имущество только своим детям, рожденным во Франции.

Существовало и неравенство социального положения, вытекавшее из деления лиц на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие. Это неравенство ярче всего выражалось в налоговой политике.

И наконец, следует отметить, что существовало глубокое и болезненное неравноправие на почве религиозной принадлежности.

Еще Людовик XIII заявил, что Франция является страной католиков. В связи с этим сложилось такое положение вещей, что другие вероисповедания как бы не существовали. Протестанты, сохранявшие веру своих предков, были лишены гражданского состояния: их браки считались недействительными, а их дети — незаконными и лишенными всякого права на наследство, ибо официально признавались лишь крещения и браки, совершаемые католическими священниками.

В конце урока учащиеся представляют результаты своей познавательной деятельности. Идет проверка схемы и обсуждение проблемного и познавательного заданий. В заключение следует спросить учеников, существует ли для них что-то важное в том круге вопросов, с которыми они познакомились на уроке. Домашнее задание указано в технологической карте. Следует также посоветовать учащимся прочитать дополнительный материал — «Этикет при дворе Людовика XIV».

УРОК 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Дух предпринимательства преобразует экономику: 1. «Все продается на рынке...» 2. Развитие мировой торговли. 3. Банки и биржи. 4. Мануфактура — предприятие нового типа. 5. Рождение капитализма. Возможная личностно значимая проблема: содержание урока позволяет понять некоторые проблемы в развитии современного общества: роль свободного рынка и банков в обществе (как вести себя на рынке, в магазине, насколько можно доверять банкам)
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием и признаком рождения хозяйственного уклада, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве; понимают, что рождение капитализма свидетельствует о глубоком кризисе традиционного общества
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите основные причины возникновения мануфактурного производства. 2. Подумайте, какие изменения в экономической жизни служат доказательством разложения традиционного общества. 3. Согласны ли вы с утверждением, что развитие мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма? Свою точку зрения докажите. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, образное повествование, описание, комментирование рисунков в учебнике, организация проверки усвоения знаний, использование межкурсовых и межпредметных связей с курсами истории Средних веков, литературы, МХК (повторение вопросов развития хозяйственной жизни, черт традиционного общества и т. д., необходимых для решения познавательных и проблемных заданий). Обучение решению проблемных заданий и предъявлению результатов учебной деятельности
Развитие умений учащихся Учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний, сравнивать (рынки, банки в Средние века и в Новое время, мастерская ремесленника и мануфактура), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне необходимо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), самостоятельно работать с учебником (чтение баллады), предъявлять результаты учебной деятельности
Основные понятия и термины Монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталистическое хозяйство
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 4. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Западная Европа в 1648 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной, художественной литературы и социокультурной среды: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 293—297. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Экскурсия по старой части города: осмотр зданий биржи, банков, гостиного двора. Любые репродукции картин, отвечающих теме урока

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: