Из дневника Христофора Колумба

12 октября 1492 г. после встречи с индейцами острова Гуанахани Колумб записал:

«Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные четки, что вешают на шею, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. И они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом. Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали все это на другие предметы, которые мы им давали, как, например, на маленькие стеклянные четки и погремушки. С большой охотой отдавали они все, чем владели.

Но мне казалось, что эти люди бедны и нуждаются во всем. Все они ходят нагие... И все люди, которых я видел, были еще молоды, никому из них не было более 30 лет, и сложены они были хорошо, и тела у них были красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие... Некоторые разрисовывают себя черной краской... другие красной краской... Они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведенью обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет. Их дротики — это палицы без железа. Некоторые дротики имеют на конце рыбьи зубы, у других же наконечники из иного материала...

Они должны быть хорошими, и толковыми, и сметливыми слугами — я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось, и я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с Божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении в обратный путь, чтобы научились они говорить по-испански. Тварей никаких, кроме попугаев, я на острове не видел».

  Вопросы и задания: 1. Какие действия аборигенов позволили Христофору Колумбу оценить их поступки как дружественные? 2. Найдите в тексте доказательства того, что аборигены и испанцы принадлежали к разным формам человеческого общества. 3. Следует ли из характеристики Колумба, данной им аборигенам, что он отнесся к ним как к равным? Свою точку зрения подтвердите текстом.

Изучение вопроса о значении Великих географических открытий можно организовать тремя вариантами: 1. Беседа с классом, сопровождающаяся записью плана ответа на доске (ученики записывают план в тетрадях). 2. Работа в группах и дальнейшее предъявление результатов деятельности представителями групп. 3. Индивидуальная работа учеников с учебником и составление плана ответа в тетради (при необходимости можно использовать памятку).

Заключительная часть урока — обсуждение проблемы, поставленной в начале учебной деятельности. Следует понимать, что все зависит от мировоззрения того исследователя, который дает оценку событию (так как однозначного ответа на проблему не существует). Следовательно, имеются и положительные, и отрицательные последствия Великих географических открытий.

При наличии времени попросите учащихся подумать, что из содержания урока показалось им важным для себя лично, почему.

Варианты домашнего задания могут быть различные, но в любом случае следует использовать методический аппарат учебника. Очень полезно, если учитель сможет эти задания прокомментировать. Следует также рекомендовать учащимся прочитать дополнительный текст.

Тема II. ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ч)

Следует четко понять место темы в курсе новой истории 7 класса. На четырех уроках учащимся дается первоначальное представление о политическом, экономическом и социальном развитии Европы в раннее Новое время, по существу — «портрет» Европы. Такой метод структурирования содержания вызван недостаточным количеством часов, отводимых на изучение курса. Главная задача учителя в методологическом плане — показать, что происходящие изменения — это признаки постепенного разрушения традиционного общества.

Содержание первых двух уроков достаточно велико по объему и сложно по содержанию. Учащимся предстоит освоить такие понятия, как «абсолютизм», «монополия», «биржа», «мануфактура», «капитал», «капиталистическое хозяйство», «капиталист» и др. При этом по логике изучения большая их часть приходится на урок «Дух предпринимательства преобразует экономику». Однако учитель должен знать, что это только первое предъявление материала об абсолютизме, развитии капиталистического хозяйства, так как семиклассники будут возвращаться к нему в течение всего времени изучения истории XVI—XVIII вв. Проблемы абсолютизма, развития капиталистического хозяйства, появления и развития новых слоев населения проходят через весь курс новой истории. Работу над этими понятиями следует вести на всех уроках темы, что позволит решить задачу их усвоения, избежав перегрузки учеников.

При изучении вопросов реформации церкви и революции в Англии необходимо будет снова вернуться к содержанию 4—6-го уроков. В этом случае первые знания об абсолютизме, о новых чертах в экономической жизни общества и новых ценностях станут ключом для понимания изучаемых сюжетов из европейской истории и в то же время будут углубляться при помощи фактического материала.

Помочь усвоению сложных вопросов должны и задания из рабочей тетради, пробуждающие интерес и способствующие развитию творческих возможностей учащихся. При этом следует учесть, что количество заданий в рабочей тетради позволяет осуществлять их выбор учителем и учащимися и не означает, что все они обязательны для выполнения каждым учеником.

УРОК 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе: 1. «Рожденный подданным должен повиноваться». 2. «Один король — одна страна». 3. «Не будет больше войн всех против всех». 4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение...» 5. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем королей. 6. Монарх — помазанник Божий. 7. Армия и налоговая система на службе короля. 8. Единая экономическая политика. 9. Создание национальных государств и национальной церкви. Возможная личностно значимая проблема: как должны складываться отношения между личностью и государством? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся осознают, что Новое время характеризуется созданием абсолютистских государств, имеющих национальные границы, одну государственную религию, одну «коренную» национальность
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный, частично поисковый, репродуктивный методы. 1. Проблемное задание: абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны «всех против всех». В то же время в XVII—XVIII вв. происходят революции, одна из задач которых — уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма? 2. Задание для самостоятельной работы при репродуктивном методе: составить в тетради схему, отражающую основные черты абсолютизма. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника, с элементами дискуссии. Приемы деятельности учителя: объяснение, образное повествование, организация самостоятельной работы с текстом учебника, обучение решению проблемы и самоанализу
Развитие умений учащихся Умение выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы (основные черты абсолютизма), решать познавательные задачи и учебные проблемы, составлять устный рассказ по какому-либо сюжету, используя для этого внешкольные источники знания, анализировать свою учебную деятельность
Основные понятия и термины Абсолютизм, этикет, меркантилизм, резиденция
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 3. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Западная Европа в 1648 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы. М. Твен. Принц и нищий. А. Дюма. Три мушкетера; Двадцать лет спустя; Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя; Графиня де Монсоро; Сорок пять. Иллюстрации (репродукции картин и гравюр): Г. Риго. Людовик XIV. Ван Дейк. Карл I, король Англии. Луи Мишель Ван-Лоо. Людовик XV. Любые репродукции с видами Версаля

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: