Комментарии к технологической карте

Урок имеет ряд особенностей. Во-первых, изучение нового материала в значительной степени строится на актуализации межкурсовых и межпредметных связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья, художественной литературы, тем «Великие географические открытия», «Человек Нового времени» и др. Во-вторых, работа над понятиями заключается не только во введении новых понятий, но и в углублении уже известных понятий и терминов («рынок», «банк» и др.).

Начало урока следует посвятить рассмотрению вопросов домашнего задания (см. вопросы в методическом аппарате учебника и познавательные и проблемные задания из технологической карты).

Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока, а затем предлагает прочитать название § 4 и подумать, о чем нам может рассказать его содержание. Ответы учащихся могут содержать разные прогнозы, но они обязательно назовут такие явления, как расширение торговли и банковского дела. Следует предложить семиклассникам вспомнить, что им уже известно по этой проблеме.

Обобщив ответы учащихся, учитель знакомит их с познавательными заданиями, которые надо выполнить в ходе урока. Первое задание обязательно для всех, второе и третье — по выбору учащихся.

Первые три вопроса плана урока, как правило, у учащихся не вызывают трудностей. Здесь уместен рассказ учителя, обращение к карте и рисункам учебника, позволяющим создать зрительный образ изучаемой эпохи. Кроме того, следует предложить ученикам вспомнить, какие они читали книги или смотрели фильмы, расширяющие их знания по этим вопросам.

Рассказывая о развитии торговли, учитель может сказать:

«Как и в эпоху Средневековья, торговля способствовала обогащению городов и городские власти покровительствовали торговле, строго наказывая тех, кто вел свои дела нечестным образом.

Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне порция еды и питья отпускалась по заведенной мере. В каждом торговом городе имелись образцы принятых в нем мер и весов, которые хранились под особым контролем специальных должностных лиц. За определенную плату они разрешали приезжим купцам сверить их меры с теми, что были приняты в их городе. В крупных городах существовали профессиональные мерщики зерна и жидкостей. По мере роста торговли распространилась практика клеймения гирь, а также «приборов» для измерения длины и объема. Какие-либо обманы с мерами и весами у городских ворот могли нанести ущерб городскому правительству, так как пошлины на ввозимый товар были важнейшим источником пополнения городской казны.

Использование неправильных мер приравнивалось к воровству и подлежало строгому наказанию. Нарушителей подвергали штрафу, а чужакам запрещали торговать в этом городе. В некоторых городах Германии в XIV—XVI вв. булочников, выпекавших хлеб меньшего, чем положено, веса, сажали в клетку, подвешенную к сооружению, похожему на колодезного журавля и установленного на берегу реки. Эту клетку периодически опускали в реку так, чтобы вода покрывала жулика с головой. Частота и продолжительность таких погружений зависела от допущенного недовеса».

Более полное представление о купеческих монополиях может дать знакомство с извлечением из книги Ф. Броделя «Игры обмена» (М.: Прогресс, 1988.— С. 412—413). Текст может быть размножен и роздан учащимся вместе с вопросами.

Заметим, что вся крупная торговля Амстердама была подчинена узким группкам крупных купцов, диктовавших цены на немалое число важных продуктов: китовый ус и китовый жир, сахар, итальянские шелка, благовония, медь, селитру. Практическим оружием этих монополий были огромные склады, более емкие, более дорогие, чем большие корабли. В них удавалось держать массу зерна, равную 10—12-кратной годовой потребности Соединенных провинций (1671 г.), сельдь или пряности, английские сукна или французское вино... шведскую мебель, табак из Мэриленда, венесуэльское какао, русскую пушнину и испанскую шерсть, прибалтийскую пеньку... Правило всегда было одно: закупить у производителя по низкой цене за наличные деньги, лучше уплатив вперед, поместить на склад и дожидаться повышения цены... Как только предвиделась война, сулящая высокие цены на становящиеся редкими чужеземные товары, амстердамские купцы до отказа набивали пять или шесть этажей своих складов...

  Вопросы: 1. Какие причины приводили к созданию монополий? 2. Как монополии влияли на формирование рыночных цен?

Наиболее сложными для восприятия являются проблемы, связанные с зарождением капитализма.

Выясняя причины перехода к мануфактуре, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: что представляла собой цеховая система в эпоху Средневековья? Почему эта система перестала удовлетворять общество?

Важно подчеркнуть, что с притоком золота и серебра из Нового Света того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Рассказав о создании крупных предприятий, учитель объясняет понятие капитал. Это основное понятие, которым учащиеся будут пользоваться и в будущем, поэтому важно избежать ошибки, не отождествлять капитал и деньги. Определение, данное в учебнике, вполне доступно учащимся, но для его полного усвоения следует продолжить работу над ним и на последующих уроках.

Рассказав о создании мануфактур, учитель вводит понятия капиталист-предприниматель, наемные работники, мануфактура. Знания о двух типах мануфактур — рассеянной и централизованной — не являются обязательными. Хорошо, если есть возможность обратиться к картинам «Мастерская ремесленника» и «Мануфактура». Затем учащимся предлагается ответить на вопрос: почему мануфактура является предприятием нового типа? Задача учащихся — сделать сравнительный анализ и выделить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Целесообразно при выполнении этого задания заполнить таблицу:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: