Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской

 

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Капиталистическая мануфактура
Каковы размеры предприятия?    
Кто работал на предприятии?    
Какие орудия труда применялись?    
Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?    
Существовало ли разделение труда?    

 

После работы с таблицей учащимся предлагается самостоятельно прочитать извлечение из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони и ответить на вопросы (см. учебник). Задание достаточно увлекательное и простое, но оно помогает семиклассникам усвоить основные черты предприятия нового типа.

В заключение учитель предлагает учащимся прочитать вывод в конце параграфа, где дается полное определение понятия «мануфактура» и вводится новое понятие — «капитализм».

После этого учащиеся предъявляют варианты решения познавательных заданий. Важно, чтобы, говоря о глубоком кризисе традиционного общества, они назвали рост торговли, развитие денежного обращения, банков, бирж, капиталистических предприятий — мануфактур и само явление становления капитализма.

Затем можно спросить учащихся, что из узнанного на уроке важно для них лично? Вполне возможно, что семиклассники используют содержание урока для расширения своего жизненного опыта.

Вопросы для домашнего задания содержатся в конце параграфа. Следует обратить внимание на задания творческого характера (3 и 4). Материал для дополнительного чтения мог быть уже использован на вводном уроке для иллюстрации «предпринимательского духа».

УРОК 6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Новые ценности преобразуют общество: 1. Буржуазия Нового времени. 2. Крестьянская Европа. 3. Новое дворянство. 4. «Люди с дорожной обочины». Возможная личностно значимая проблема: научиться вживаться в образ другого человека, уметь «встать на его место», рассуждать с его точки зрения
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся понимают, что дух предпринимательства и развитие капиталистического уклада меняют структуру общества: увеличивается численность буржуазии и наемных работников, крестьянство освобождается от зависимости
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества? Дайте оценку этим изменениям с позиции представителей каждой социальной группы. 2. Подумайте, какие изменения в составе населения, происходящие в XVI—XVII вв., говорят о разрушении традиционного общества. Форма урока: комбинированный урок, или работа в группах (создаются четыре группы, каждая из которых работает над решением проблем, исходя их изучения положения одной из социальных групп), или ролевая игра (учащиеся выступают от имени различных представителей общества и от их лица вносят вклад в решение поставленных проблем). Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный рассказ, эвристическая беседа, обучение учащихся работе в группах, обучение ролевой игре
Развитие умений учащихся Самостоятельная работа с книгой, документами и другими источниками (рисунками, картинами), анализ и выделение главного (изменения в составе и характере общества); умение взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; умение работать творчески в ситуации «так могло быть»; умение взглянуть на изучаемую эпоху глазами современников; умение «прожить» жизнь избранного персонажа; умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна
Основные понятия и термины Откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, капиталист
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 5. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1.— С. 310. М. Твен. Принц и нищий. Иллюстрации, подходящие к теме урока

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: