Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
После подведения итогов знаний учащихся об изменениях в составе европейского общества и причинах этих изменений учитель задает вопрос: что вы знаете о повседневной жизни людей раннего Нового времени? Вполне вероятно, что учащиеся смогут частично ответить на этот вопрос, используя знания, полученные из внешкольных источников: художественной литературы, кинофильмов и т. д. Выслушав ответы учеников, учитель предлагает дополнить эти знания и систематизировать их в ходе урока. Он знакомит семиклассников с темой урока, планом урока и познавательным заданием.
Объяснение нового материала может соответствовать плану урока. Приведем некоторые данные, использование которых поможет создать более яркую картину повседневной жизни европейского населения в эпоху раннего Нового времени.
Рассказывая о высокой смертности населения от эпидемий, можно сообщить, что в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения европейцев. В XVII в. в 1624—1630, 1634—1639 гг. и в конце Тридцатилетней войны вспышки чумных заболеваний особенно сильными были в немецких землях, где потери населения от эпидемий и войны составили 60—75% (12—13 млн человек), при этом 60% погибших приходилось на долю сельских жителей.
Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Страшный зерновой кризис в XVI в. пережили Франция и Германия, а затем все Средиземноморье. Крестьянская война 1524—1525 гг. в немецких землях стоила жизни более чем ста тысячам человек. В таких условиях население росло медленно.
Говоря о высокой смертности среди населения, следует отметить особенно высокую смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.
Только к концу XVII в. в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого положения можно предложить учащимся заранее подготовленную таблицу:
Численность европейского населения | Численность населения некоторых европейских стран в XVII—XVIII вв. | |||
Век | Численность населения (млн человек) | Страна | Численность населения (млн человек) | |
в XVII в. | в XVIII вв. | |||
Начало XVII в. | Франция | около 20 | около 26 | |
Начало XVIII в. | Англия | около 5 | свыше 6 | |
Начало XIX в. | Пруссия | свыше 1 | свыше 5,5 | |
Испания | около 7,5 | около 10,4 |
В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 78,5% дохода, из них 49,4% — на хлеб; 11,4% — на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее — 10,1%.
Следует подчеркнуть различия в структуре питания в зависимости от региона и социального положения личности.