Комментарии к технологической карте

Значительное по своему объему содержание нового материа­ла предполагает достаточно быструю проверку домашнего задания (ее можно провести по вопросам методического аппарата к § 16 учебника и по заданиям из рабочей тетради). Особое внимание на уроке следует уделить раскрытию понятия парламентская монархия и доказательству ее преимуществ перед абсолютной монархией. Учащиеся знакомятся с планом урока и выбирают про­блему для индивидуальной работы.

Переходя к изучению первого вопроса плана, учитель рассказывает:

«В палату общин английского парламента приходило много жалоб от простого народа. В одной из жалоб ее составители писали: «Прислушай­тесь у наших дверей, как наши дети кричат: «Хлеба, хлеба!» А вот что писали в другой жалобе: «Мы, веря в вашу искренность, избрали вас в качестве своих поверенных и защитников... а вы ограбили и разорили нас». Чем же были вызваны эти упреки? Ведь парламент провел ряд ре­форм. Вспомним их содержание». Выслушав ответы учащихся о рефор­мах парламента, учитель продолжает: «Мы видим, что реформы не улуч­шили положение простонародья. Конфискованные земли короля, его сторонников и его епископов поступали в продажу большими участками. Фермеры и арендаторы не могли участвовать в их покупке. Только 9% этих земель попало в руки зажиточных крестьян, остальные были скуп­лены городской буржуазией и новым дворянством. Крестьяне земли не получили и не были освобождены от оброка.

Длительная гражданская война не могла не привести к упадку хозяй­ственной жизни в стране. Порвались экономические связи между граф­ствами, особенно тяжело это отразилось на Лондоне — центре промы­шленности и торговли. Затруднения в сбыте сукна привели к массовой безработице. Поэтому часть населения не была довольна реформами пар­ламента. В стране развернулись движения протеста».

Далее по учебнику семиклассники читают о требованиях ле­веллеров и диггеров. Учитель задает вопрос: «Что было общего и какие различия существовали во взглядах левеллеров и диггеров?»

Изучение вопросов о протекторате Кромвеля, борьбе Англии за колонии и морское господство может быть организовано раз­ными приемами. Возможны как рассказ учителя, так и самосто­ятельная работа учащихся с учебником и картой. Полезно соста­вить план ответа на эти вопросы, но из-за дефицита времени такая работа может быть перенесена на дом. В любом случае, перед тем как приступить к изучению данного материала, учитель может поставить перед учениками следующее познавательное задание: подумайте, почему Людовик XIV, ярый сторонник аб­солютизма, сказал о Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».

Вопрос о реставрации Стюартов и окончании революции рас­сматривается очень коротко, так как наибольшее внимание сле­дует уделить вопросам о «славной революции», рождении парла­ментской монархии и организации новой системы управления страной. В качестве раздаточного материала можно приготовить карточки с текстом документа.

«Билль о правах»
13 февраля 1689 г.

Так как последний король Иаков II (Яков.— Авт.), при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестант­скую веру и законы вольности этого королевства... духовные и светские лорды и общины... собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, по зрелом обсуждении... заявляют для восстановления и подтверждения своих древних прав и вольностей нижеследующее:

1. Что притязания на власть приостанавливать законы или исполнение за­конов королевским повелением без согласия парламента незаконны...

4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение короны... без со­гласия парламента... незаконно.

5. Что обращаться с ходатайством к королю составляет право под­данных, и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконно.

6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королев­ства в мирное время, иначе как с согласия парламента, противно закону...

8. Что выборы членов парламента должны быть свободны.

9. Что свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламен­те, не может дать повода к преследованию или быть предметом рассмо­трения в каком-либо суде или месте кроме парламента...

11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и призываемы к оче­реди надлежащим порядком и присяжные, решающие судьбу человека в делах об измене, должны быть свободными землевладельцами...

13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, ук­репления и охраны законов парламент должен быть созываем достаточно часто. И они признают за собой, требуют и настаивают на всех этих пунк­тах... как на своих несомненных правах и вольностях...

  Вопросы к документу: 1. Как в документе объясняются причины свержения Якова II? 2. Назовите и проанализируйте статьи «Билля о правах», обеспе­чивающие жителям Англии гарантии прирожденных естественных прав — на жизнь, свободу и собственность.

Наибольшее значение имеет объяснение вопроса «Власть у парламента». Учебник предоставляет достаточное содержание, рас­ширять которое нет необходимости. Тем не менее вопрос о под­купе избирателей и других негативных явлениях, существующих в условиях демократии, требует обсуждения, так как он всегда зло­бодневен. Можно рассмотреть серию гравюр У. Хоггарта «Выборы», выразительно повествующую о случаях нечистоплотности в политике. Возникает вопрос: нужна ли свобода, если люди не уме­ют ею пользоваться? Ответ на него дал английский историк и по­литический деятель Томас Бабингтон Маколей (1800—1859). В сочинении «Мильтон» он писал:

Против зол, порождаемых новоприобретенною свободою, имеется лишь одно средство — сама свобода. Узник, покидая тюрьму, на первых порах не может выносить дневного света... Но лекарство состоит не в том, что­бы снова отослать его в темницу, а в том, чтобы приучить его к солнеч­ным лучам. Блеск истины и свободы может сначала отуманить и помрачить нации, полуослепшие во мраке рабства. Но дайте срок, и они скоро будут в состоянии выносить этот блеск. Люди в несколько лет приучаются пра­вильно мыслить. Крайнее буйство мнений стихает... И наконец из хаоса воз­никает система справедливости и порядка.

Этот документ может быть роздан на парты или прочитан учителем. Учащимся важно понять, что свободой следует уметь пользоваться.

В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные зада­ния. Очень ценный материал для характеристики Кромвеля име­ется в рабочей тетради. Там же имеется памятка для характери­стики исторического деятеля.

Тема III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В XVI—XVIII вв. (1 ч)

УРОК 19. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Международные отношения в XVI— XVIII вв.: 1. Почему происходили международные кон­фликты? 2. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война и последняя из рели­гиозных войн. 3. Ход войны. Состояние воору­жения. Военная система. «Армия кормит себя сама». 4. Тяжелые последствия войны для ев­ропейского населения. 5. Условия и значения Вестфальского мира. Возможная личностно значимая проблема: понимание бесчеловечности войн и их не­пригодности в качестве средства для разреше­ния конфликтов
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что Тридцатилетняя война за­вершила эпоху религиозных войн; что Вестфаль­ский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распа­ду Священной Римской империи германской на­ции, к усилению политической власти герман­ских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблени­ем Габсбургов
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Как вы считаете, была ли Тридца­тилетняя война войной за «чистоту веры» или ее цели выходили за рамки чисто религиозных задач? Свою точку зрения аргументируйте. 2. Историки говорят, что Тридцатилетняя вой­на «завершила собой целую эпоху». Как вы ду­маете, о какой эпохе идет речь? Прокомменти­руйте эту точку зрения. 3. Историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе но­вую систему международных отношений. Что они имеют в виду? Прокомментируйте эту точ­ку зрения. Форма урока: комбинированный урок или урок с элементами лабораторной работы и сообще­ниями учащихся. Приемы деятельности учителя: объяснение (причины международных конфликтов), сюжет­ный повествовательный рассказ (ход военных действий), картинное описание (бедствия вой­ны), обучение решению учебных задач
Развитие умений учащихся Учатся самостоятельно готовить сообщения по заданной теме (о развитии военного дела, о бед­ствиях войны) и предъявлять результаты своей деятельности; учатся слушать сообщения одно­классников и выделять главное; самостоятель­но работают с текстом учебника и картой, вы­деляют главное (значение Вестфальского мира), учатся решать учебные проблемы и предъяв­лять их решение
Основные понятия и термины Коалиция, батальон
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 18. Карты «Европа в XVII в.», «Ев­ропа в XVIII в.». Образовательное пространство расширя­ется за счет чтения научно-популярной и ху­дожественной литературы: Энциклопедия для де­тей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 496—501. Дюпюи Р.-Э ., Дюпюи Т.-Н. Всемирная история войн.— СПб.; М.: Полигон — АСТ, 1997.— Книга вторая.— С. 459—471. Ф. Шиллер. Лагерь Валленштейна; Смерть Валленштейна; Драмы; Стихотворе­ния. Репродукции: Теодор де Бри. Прощание солдата в 1600 г.; Гравюра Павла Понция с картины Ван Дейка. Густав Адольф, король шведский; Валленштейн (гравюра на меди); Высадка Густава Адольфа; Смерть Густава Адольфа в битве при Люцене; Эгерское убий­ство. Все указанные иллюстрации представле­ны в книге: Егер О. Всемирная история: Но­вая история.— СПб.; М.: Полигон — АСТ, 1999

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: