Значительное по своему объему содержание нового материала предполагает достаточно быструю проверку домашнего задания (ее можно провести по вопросам методического аппарата к § 16 учебника и по заданиям из рабочей тетради). Особое внимание на уроке следует уделить раскрытию понятия парламентская монархия и доказательству ее преимуществ перед абсолютной монархией. Учащиеся знакомятся с планом урока и выбирают проблему для индивидуальной работы.
Переходя к изучению первого вопроса плана, учитель рассказывает:
«В палату общин английского парламента приходило много жалоб от простого народа. В одной из жалоб ее составители писали: «Прислушайтесь у наших дверей, как наши дети кричат: «Хлеба, хлеба!» А вот что писали в другой жалобе: «Мы, веря в вашу искренность, избрали вас в качестве своих поверенных и защитников... а вы ограбили и разорили нас». Чем же были вызваны эти упреки? Ведь парламент провел ряд реформ. Вспомним их содержание». Выслушав ответы учащихся о реформах парламента, учитель продолжает: «Мы видим, что реформы не улучшили положение простонародья. Конфискованные земли короля, его сторонников и его епископов поступали в продажу большими участками. Фермеры и арендаторы не могли участвовать в их покупке. Только 9% этих земель попало в руки зажиточных крестьян, остальные были скуплены городской буржуазией и новым дворянством. Крестьяне земли не получили и не были освобождены от оброка.
|
|
Длительная гражданская война не могла не привести к упадку хозяйственной жизни в стране. Порвались экономические связи между графствами, особенно тяжело это отразилось на Лондоне — центре промышленности и торговли. Затруднения в сбыте сукна привели к массовой безработице. Поэтому часть населения не была довольна реформами парламента. В стране развернулись движения протеста».
Далее по учебнику семиклассники читают о требованиях левеллеров и диггеров. Учитель задает вопрос: «Что было общего и какие различия существовали во взглядах левеллеров и диггеров?»
Изучение вопросов о протекторате Кромвеля, борьбе Англии за колонии и морское господство может быть организовано разными приемами. Возможны как рассказ учителя, так и самостоятельная работа учащихся с учебником и картой. Полезно составить план ответа на эти вопросы, но из-за дефицита времени такая работа может быть перенесена на дом. В любом случае, перед тем как приступить к изучению данного материала, учитель может поставить перед учениками следующее познавательное задание: подумайте, почему Людовик XIV, ярый сторонник абсолютизма, сказал о Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».
|
|
Вопрос о реставрации Стюартов и окончании революции рассматривается очень коротко, так как наибольшее внимание следует уделить вопросам о «славной революции», рождении парламентской монархии и организации новой системы управления страной. В качестве раздаточного материала можно приготовить карточки с текстом документа.
«Билль о правах»
13 февраля 1689 г.
Так как последний король Иаков II (Яков.— Авт.), при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы вольности этого королевства... духовные и светские лорды и общины... собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, по зрелом обсуждении... заявляют для восстановления и подтверждения своих древних прав и вольностей нижеследующее:
1. Что притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением без согласия парламента незаконны...
4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение короны... без согласия парламента... незаконно.
5. Что обращаться с ходатайством к королю составляет право подданных, и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконно.
6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, иначе как с согласия парламента, противно закону...
8. Что выборы членов парламента должны быть свободны.
9. Что свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может дать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте кроме парламента...
11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и призываемы к очереди надлежащим порядком и присяжные, решающие судьбу человека в делах об измене, должны быть свободными землевладельцами...
13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охраны законов парламент должен быть созываем достаточно часто. И они признают за собой, требуют и настаивают на всех этих пунктах... как на своих несомненных правах и вольностях...
Вопросы к документу: 1. Как в документе объясняются причины свержения Якова II? 2. Назовите и проанализируйте статьи «Билля о правах», обеспечивающие жителям Англии гарантии прирожденных естественных прав — на жизнь, свободу и собственность. |
Наибольшее значение имеет объяснение вопроса «Власть у парламента». Учебник предоставляет достаточное содержание, расширять которое нет необходимости. Тем не менее вопрос о подкупе избирателей и других негативных явлениях, существующих в условиях демократии, требует обсуждения, так как он всегда злободневен. Можно рассмотреть серию гравюр У. Хоггарта «Выборы», выразительно повествующую о случаях нечистоплотности в политике. Возникает вопрос: нужна ли свобода, если люди не умеют ею пользоваться? Ответ на него дал английский историк и политический деятель Томас Бабингтон Маколей (1800—1859). В сочинении «Мильтон» он писал:
Против зол, порождаемых новоприобретенною свободою, имеется лишь одно средство — сама свобода. Узник, покидая тюрьму, на первых порах не может выносить дневного света... Но лекарство состоит не в том, чтобы снова отослать его в темницу, а в том, чтобы приучить его к солнечным лучам. Блеск истины и свободы может сначала отуманить и помрачить нации, полуослепшие во мраке рабства. Но дайте срок, и они скоро будут в состоянии выносить этот блеск. Люди в несколько лет приучаются правильно мыслить. Крайнее буйство мнений стихает... И наконец из хаоса возникает система справедливости и порядка.
Этот документ может быть роздан на парты или прочитан учителем. Учащимся важно понять, что свободой следует уметь пользоваться.
|
|
В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные задания. Очень ценный материал для характеристики Кромвеля имеется в рабочей тетради. Там же имеется памятка для характеристики исторического деятеля.
Тема III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В XVI—XVIII вв. (1 ч)
УРОК 19. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Международные отношения в XVI— XVIII вв.: 1. Почему происходили международные конфликты? 2. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война и последняя из религиозных войн. 3. Ход войны. Состояние вооружения. Военная система. «Армия кормит себя сама». 4. Тяжелые последствия войны для европейского населения. 5. Условия и значения Вестфальского мира. Возможная личностно значимая проблема: понимание бесчеловечности войн и их непригодности в качестве средства для разрешения конфликтов |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что Вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распаду Священной Римской империи германской нации, к усилению политической власти германских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблением Габсбургов |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Как вы считаете, была ли Тридцатилетняя война войной за «чистоту веры» или ее цели выходили за рамки чисто религиозных задач? Свою точку зрения аргументируйте. 2. Историки говорят, что Тридцатилетняя война «завершила собой целую эпоху». Как вы думаете, о какой эпохе идет речь? Прокомментируйте эту точку зрения. 3. Историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений. Что они имеют в виду? Прокомментируйте эту точку зрения. Форма урока: комбинированный урок или урок с элементами лабораторной работы и сообщениями учащихся. Приемы деятельности учителя: объяснение (причины международных конфликтов), сюжетный повествовательный рассказ (ход военных действий), картинное описание (бедствия войны), обучение решению учебных задач |
Развитие умений учащихся | Учатся самостоятельно готовить сообщения по заданной теме (о развитии военного дела, о бедствиях войны) и предъявлять результаты своей деятельности; учатся слушать сообщения одноклассников и выделять главное; самостоятельно работают с текстом учебника и картой, выделяют главное (значение Вестфальского мира), учатся решать учебные проблемы и предъявлять их решение |
Основные понятия и термины | Коалиция, батальон |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 18. Карты «Европа в XVII в.», «Европа в XVIII в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 496—501. Дюпюи Р.-Э ., Дюпюи Т.-Н. Всемирная история войн.— СПб.; М.: Полигон — АСТ, 1997.— Книга вторая.— С. 459—471. Ф. Шиллер. Лагерь Валленштейна; Смерть Валленштейна; Драмы; Стихотворения. Репродукции: Теодор де Бри. Прощание солдата в 1600 г.; Гравюра Павла Понция с картины Ван Дейка. Густав Адольф, король шведский; Валленштейн (гравюра на меди); Высадка Густава Адольфа; Смерть Густава Адольфа в битве при Люцене; Эгерское убийство. Все указанные иллюстрации представлены в книге: Егер О. Всемирная история: Новая история.— СПб.; М.: Полигон — АСТ, 1999 |
|
|