Наказы третьего сословия в 1789 г. Наказы жителей Россгейма

Россгейм требует также отмены выплаты пособий лицам, которые не оказали никакой услуги городу и которые живут за счет города, а также отмены таких необоснованных льгот, как рубка леса, потому что это вы­зывает опустошение лесных массивов и наносит ущерб жителям города...

Они требуют также отмены налогов на мясо, хлеб и соль... а также отмены уплаты двенадцати су за каждый мешок фруктов;

... свободы прессы;

... согласия Его Величества на разрешение членам общины пасти скот в его заповедных лесах...

... отмены налога на соль... Всем известно пагубное действие этого на­лога... и его разрушительное влияние на скот и на сельское хозяйство.

Объяснить явление жестокого плебейского террора могут по­мочь слова участника революции Гракха Бабёфа, писавшего в ча­стном письме: «Всякого рода казни, четвертование, пытки, коле­сование, сожжение на костре, виселицы, повсеместное палачество воспитали у нас такие ужасные нравы! Власти, вместо того что­бы сделать нас мягче, превратили нас в варваров. Они пожина­ют и пожнут то, что посеяли!»

Объясняя, почему падение Бастилии считается началом рево­люции, учитель говорит:

«Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это рево­люция!» Абсолютизм был свергнут, монархия стала конституци­онной. Король признал законность Учредительного собрания. В этом и заключался революционный переворот. Король приехал из Версаля в Париж. Новый мэр Парижа Бальи в приветственной речи сказал сле­дующие слова: «Генрих IV некогда покорил этот народ; сегодня же на­селение Парижа покорило своего короля».

В заключение урока учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности и обсуждают, что из содержания уро­ка имеет для них личностное значение.

УРОК 26. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Великая французская революция. От монархии к республике: 1. Декларация прав человека и гражданина закла­дывает основы правового государства. 2. Вареннский кризис — бегство и возвращение короля. 3. Конституция 1791 г. Жирондисты в Законода­тельном собрании. 4. Начало революционных войн. «Отечество в опасности!» 5. Якобинский клуб. М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, Ж. Дантон. 6. Свер­жение монархии и провозглашение республики. Казнь короля. 7. Якобинская диктатура и террор. Возможная личностно значимая проблема: свобода есть право делать то, что разрешено за­коном. Человек свободен в своих действиях, по­ка они не причиняют вреда другим. Насилие безнравственно, даже если его одобряет боль­шинство
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что Декларация прав чело­века и гражданина провозгласила основы ново­го политического устройства Франции и была победой права над традициями старого поряд­ка; в результате завоеваний революции Фран­ция стала республикой, что явилось победой третьего сословия; якобинская диктатура ста­ла отступлением от правовых норм. Ученики убеждаются, что террор аморален по сво­ей сути и не является методом разрешения проблем
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Считается, что одно из величайших значений Декларации прав человека и гражда­нина заключается в том, что она означала по­беду права над традициями старого порядка. Ес­ли вы согласны с этим положением, то найдите аргументы и факты, подтверждающие эту точ­ку зрения. 2. Авторы учебника считают, что диктатура якобинцев являлась нарушением Декларации прав человека и гражданина. Укажите факты, подтверждающие эту точку зрения. 3. Как вы думаете, почему политика террора, введенного по требованию санкюло­тов, закончилась крушением якобинской дик­татуры? Форма урока: комбинированный урок с эле­ментами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (развитие рево­люции), организация лабораторной работы (Декларация...), драматизация повествования (казнь короля, террор), персонификация (Ро­беспьер, Марат), эвристическая беседа (при­чины террора), обучение решению учебных проблем
Развитие умений учащихся Анализируют текст документа, выделяют глав­ное и устанавливают причинно-следственные связи, решают познавательные и проблемные задания; актуализируют ранее полученные зна­ния, оперируют терминами и понятиями, учат­ся сопереживать
Основные понятия и термины Белая эмиграция, жирондисты, якобинцы, пра­вые, левые, диктатура, гильотина, декрет
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 25. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Начало Ве­ликой французской революции» и «Борьба ре­волюционной Франции с внешней и внутренней контрреволюцией в 1792—1794 гг.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художествен­ной литературы: Энциклопедия для детей: Все­мирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 518—529. В. Гюго. Девяносто третий год. Ф. Гра. Марсельцы. Р. Роллан. Вальми. Дантон. Робеспьер. С. Цвейг. Мария Антуанетта: Портрет ординарного характера. Е. Черняк. Судебная петля.— М., 1991 (гла­ва «Лики террора»). Иллюстрации: гравюры и репродукции картин; портреты Людовика XVI, Марии Антуанетты, Дантона, Робеспьера, Марата

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: