Урок представляет сложность из-за насыщенности материала и ряда дискуссионных вопросов, поэтому проверку домашнего задания следует ограничить вопросами, связанными с Декларацией прав человека и гражданина и Конституцией 1791 г. (реализация идей просветителей в этих документах), с установлением в стране республики и проблемой террора. Подведя итоги ответов учащихся, учитель знакомит их с темой и планом урока, предлагает выбрать для работы одно из проблемных заданий.
Для создания мотивации интереса на уроке учитель говорит:
«Французская революция открыла новую эпоху: она разрушила старый порядок, не стало сословий, традиционных повинностей крестьянства, собственности сеньоров на землю. Франция превратилась в республику. Но какова цена этого прогресса? Прогресс утверждался при помощи насилия и крови. Значит ли это, что насилие следует оправдать, если оно ведет к установлению более прогрессивного общества? Подумаем об этом вместе».
Первый вопрос рассматривается в рамках учебника. Рассказ о Дантоне несет в себе большую эмоциональную нагрузку, его можно дополнить более широкой характеристикой этого выдающегося политического деятеля, пользующегося и сегодня популярностью во Франции.
|
|
Жорж Жак Дантон (1759—1794), сын прокурора, с 21 года занимался адвокатской практикой в Париже и к началу революции был адвокатом в королевском суде. Обладая недюжинным ораторским талантом, исповедуя прогрессивные взгляды, он быстро добился популярности. Каковы же были его взгляды? Почему его называли «умеренным» или «снисходительным»?
Долгое время он являлся сторонником сохранения монархии, и даже после бегства короля в июне 1791 г. оставался на этих позициях. Затем Дантон сблизился с якобинцами и принял участие в демократическом движении. Популярность привела его на пост помощника прокурора Коммуны Парижа. Постепенно он становится сторонником республики и поддерживает восстание 10 августа 1792 г., свергнувшее монархию, после чего назначается министром юстиции в новом правительстве. О взглядах Дантона говорит текст его выступления в Конвенте в сентябре 1792 г. Поднявшись на трибуну Конвента, Дантон заявил: «Многие, даже самые честные граждане выражали опасение, что пылкие друзья свободы способны нанести непоправимый вред общественному порядку, сделав преувеличенные выводы из своих принципов. Итак, решительно откажемся здесь от всяких крайностей, провозгласим, что всякого рода собственность — земельная, личная, промышленная — должна на вечные времена остаться неприкосновенной». Дантон высказался также против диктатуры и предлагал карать смертной казнью каждого, кто выскажется в ее пользу.
|
|
В августе — сентябре 1792 г., в критические дни наступления интервентов на Париж, Дантон проявил недюжинную энергию и решимость, призвав народ на защиту революционного Отечества. Вы уже знаете его ставшие знаменитыми слова: «Чтобы победить, нам нужна смелость, смелость, еще раз смелость, всегда смелость!..» В 1793 г. Дантон вошел в состав первого Комитета общественного спасения, став его фактическим руководителем. Уделяя большое внимание вопросам внешней политики, он выступал поборником идеи «естественных границ», отвергая планы «революционной войны», т. е. насильственного уничтожения старых порядков в других государствах. Во внутренней политике он искал компромисс между борющимися партиями.
С осени 1793 г. дантонисты стали выступать как сторонники политической умеренности. Они требовали ослабления революционной диктатуры и возврата к конституционному порядку, отказа от политики террора, от максимума, смягчения всех репрессий со стороны правительства, создания комитета милосердия, свободы печати и пр. Их гнев был направлен против «ультрареволюционеров» — так дантонисты называли «левых» якобинцев и «бешеных». Но затем их нападки обрушились и на Робеспьера. Взгляды Дантона выражали интересы нарождавшегося класса предпринимателей, капиталистических собственников. Далее рассказ продолжается по учебнику.
Выслушав рассказ, учащиеся, пользуясь памяткой для характеристики исторического деятеля, составляют «портрет человека новой эпохи».
Второй вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы, цель которой — выяснение причин потери якобинцами народной поддержки.
Третий и четвертый вопросы объясняет учитель. Важно выяснить: почему так быстро пала якобинская диктатура? Является ли термидорианский переворот концом революции? Учащимся может быть предложено задание: «После ареста Робеспьера и его ближайших сторонников 9 термидора вооруженные отряды санкюлотов двинулись к тюрьме и освободили арестованных. Но Робеспьер и его друзья проявили нерешительность, дали противнику возможность собраться с силами и перейти в наступление, арестовать их вторично и казнить. Следует задать учащимся вопросы: как вы думаете, если бы Робеспьер действовал более решительно, смог бы он надолго удержаться у власти? Закономерно ли падение якобинской диктатуры или его можно было предотвратить?
Вопрос о войнах Директории может быть рассмотрен в трех вариантах: самостоятельная работа учащихся с учебником и картой на уроке, рассказ учителя и работа с картой, а при недостатке времени учитель только называет и показывает на карте основные военные действия, а дома учащиеся читают учебник и заполняют хронологическую таблицу.
Войны Директории
Годы | Основные события внешней политики | Итоги и значение |
Интересный и важный материал о Наполеоне Бонапарте вынесен для домашнего чтения, на это следует обратить внимание учеников.
Шестой вопрос объясняет учитель и проводит небольшую дискуссию по проблеме: какое событие следует считать концом революции?
По последнему вопросу проводится эвристическая беседа или самостоятельное чтение учениками материала учебника с последующим обсуждением.
Решение проблемных задач могло проходить по ходу урока, или ученики предъявляют результаты своей деятельности в конце занятия.
При подготовке к уроку рекомендуется использовать книгу Н. Эйдельмана «Мгновенье славы настает» (Л., 1989).
Эпоха ведет свой отсчет с 1789 г., нравится это или не нравится современникам, потомкам,— но это так. Прогресс несомненен, но и цена велика: цена крови во время революционных и наполеоновских войн, безжалостная мясорубка гильотины. Как быть? Можно ли оправдать?..
|
|
...Можно и должно,— отвечают многие историки и теоретики: абсолютизм и феодализм никогда не сошли бы сами со сцены: только насилие, разрушение Бастилии, якобинский террор могли расчистить поле для великого прогресса XIX—XX столетий...
Да, это правда. Но вся ли правда? Не следует ли отсюда, что нечего средства жалеть, коли цель хороша; что смешны и наивны те, кто отрицали, не принимали Марата, Робеспьера, Комитет общественного спасения, толпу, уничтожающую заключенных в парижских тюрьмах, расстрелянную Вандею, сожженный Лион?
Если б не было подобных людей, решительно не принимавших террор и кровь, то на первый взгляд прогрессу было бы легче пробиться; но более глубокие размышления откроют нам, что человечество, не думающее о средствах, о нравственных вопросах, немногого бы стоило: оно озверело бы, съело само себя, не смогло бы в конце концов воспринять тот самый прогресс...
Поэтому, признавая, что новый мир стоил крови, решительно не станем этому радоваться; в лучшем случае признаем: таков закон истории, по крайней мере в определенные эпохи. Жестокий закон, который «в природе вещей». Так же как — закон гуманности, сострадания, отвращения к пролитой крови: законы, чье действие усиливается или смягчается человеческой волею... (С. 156).
Революции являются составной частью исторического процесса, но они не являются цивилизованным методом решения всех противоречий. И в этом трагедия человеческого общества. Очень важно спросить учащихся, какой вывод для себя лично могут они сделать по содержанию этого урока и чему научились.
Раздел IV. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (4 ч)
Тема I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (1 ч)
УРОК 28. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Колониальный период в Латинской Америке. Особенности латиноамериканского общества: 1. Мир индейцев и мир испанцев. 2. Как управляли колониями? 3. Для чего нужны колонии? 4. «Сыны Солнца стали рабами». 5. Католическая церковь и инквизиция в колониях. 6. Черные невольники. 7. Туссен Лувертюр: «Свобода для всех». 8. Латиноамериканское общество. Возможная личностно значимая проблема: одни и те же события могут иметь разные оценки, если их оценивают люди, принадлежащие к различным социальным группам |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что в результате взаимодействия испанской и индейской культур встретившиеся враждебные миры образовали один латиноамериканский мир, одно общество |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. До XIX в. Испания владела самыми обширными колониями в Новом Свете. За 300 лет своего господства она награбила в Америке золота и серебра на сумму 6 млрд долларов, вывезла много других богатств... Чем вы можете объяснить, что Испания так и осталась страной, которая в своем экономическом развитии отставала от Англии, Франции, Нидерландов? 2. В ст. 1 Декларации прав человека и гражданина записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Чем вы объясните, что революционная Франция посылала войска для подавления восстания на о-ве Сан-Доминго? 3. В наше время между историками идет спор: многие латиноамериканские ученые заявляют, что коренным американцам встреча миров была совсем не нужна и навязана вопреки их воле, «открытие» Америки они считают «черным днем» в своей истории. Другие, в том числе и европейские, ученые утверждают, что открытие Америки привело к встрече миров, к экономическому и культурному сближению народов. Выскажите свою точку зрения. Форма урока: комбинированный урок (1) или ролевая игра (2). Приемы деятельности учителя: 1. Рассуждение (мир индейцев и мир испанцев), аналитическое описание (управление колониями), сюжетный повествовательный рассказ, обучение решению учебных проблем, организация дискуссии. 2. Организация и проведение ретроспективной ролевой игры |
Развитие умений учащихся | Вариант 1: учатся использовать ранее изученный материал для решения учебных проблем, участвовать в дискуссии, предъявлять результаты выполненного учебного задания. Вариант 2: учащиеся приобретают опыт «участия» в исторических событиях, учатся эмоциональному «проживанию» судеб действующих лиц, моделированию новых ситуаций |
Основные понятия и термины | Латинская Америка, латиноамериканец, коррехидор, алькальд, пеон, креол, метис, мулат, самбо |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 27. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к тема. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Латинская Америка конца XVIII—начала XIX в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 347—353. А. Виноградов. Черный консул |
|
|