Комментарии к технологической карте

Урок представляет сложность из-за насыщенности материала и ряда дискуссионных вопросов, поэтому проверку домашнего за­дания следует ограничить вопросами, связанными с Декларацией прав человека и гражданина и Конституцией 1791 г. (реализация идей просветителей в этих документах), с установлением в стра­не республики и проблемой террора. Подведя итоги ответов уча­щихся, учитель знакомит их с темой и планом урока, предлагает выбрать для работы одно из проблемных заданий.

Для создания мотивации интереса на уроке учитель говорит:

«Французская революция открыла новую эпоху: она разрушила старый порядок, не стало сословий, традиционных повинностей крестьянст­ва, собственности сеньоров на землю. Франция превратилась в респуб­лику. Но какова цена этого прогресса? Прогресс утверждался при помощи насилия и крови. Значит ли это, что насилие следует оправдать, если оно ведет к установлению более прогрессивного общества? Подумаем об этом вместе».

Первый вопрос рассматривается в рамках учебника. Рассказ о Дантоне несет в себе большую эмоциональную нагрузку, его мож­но дополнить более широкой характеристикой этого выдающего­ся политического деятеля, пользующегося и сегодня популярнос­тью во Франции.

Жорж Жак Дантон (1759—1794), сын прокурора, с 21 года зани­мался адвокатской практикой в Париже и к началу революции был ад­вокатом в королевском суде. Обладая недюжинным ораторским талан­том, исповедуя прогрессивные взгляды, он быстро добился популярности. Каковы же были его взгляды? Почему его называли «умеренным» или «снисходительным»?

Долгое время он являлся сторонником сохранения монархии, и да­же после бегства короля в июне 1791 г. оставался на этих позициях. Затем Дантон сблизился с якобинцами и принял участие в демократиче­ском движении. Популярность привела его на пост помощника прокуро­ра Коммуны Парижа. Постепенно он становится сторонником республи­ки и поддерживает восстание 10 августа 1792 г., свергнувшее монархию, после чего назначается министром юстиции в новом правительстве. О взглядах Дантона говорит текст его выступления в Конвенте в сентябре 1792 г. Поднявшись на трибуну Конвента, Дантон заявил: «Многие, да­же самые честные граждане выражали опасение, что пылкие друзья сво­боды способны нанести непоправимый вред общественному порядку, сде­лав преувеличенные выводы из своих принципов. Итак, решительно откажемся здесь от всяких крайностей, провозгласим, что всякого рода собственность — земельная, личная, промышленная — должна на веч­ные времена остаться неприкосновенной». Дантон высказался также про­тив диктатуры и предлагал карать смертной казнью каждого, кто выска­жется в ее пользу.

В августе — сентябре 1792 г., в критические дни наступления интер­вентов на Париж, Дантон проявил недюжинную энергию и решимость, призвав народ на защиту революционного Отечества. Вы уже знаете его ставшие знаменитыми слова: «Чтобы победить, нам нужна смелость, сме­лость, еще раз смелость, всегда смелость!..» В 1793 г. Дантон вошел в состав первого Комитета общественного спасения, став его фактическим руководителем. Уделяя большое внимание вопросам внешней политики, он выступал поборником идеи «естественных границ», отвергая планы «революционной войны», т. е. насильственного уничтожения старых по­рядков в других государствах. Во внутренней политике он искал компро­мисс между борющимися партиями.

С осени 1793 г. дантонисты стали выступать как сторонники поли­тической умеренности. Они требовали ослабления революционной дикта­туры и возврата к конституционному порядку, отказа от политики терро­ра, от максимума, смягчения всех репрессий со стороны правительства, создания комитета милосердия, свободы печати и пр. Их гнев был направлен против «ультрареволюционеров» — так дантонисты называли «левых» якобинцев и «бешеных». Но затем их нападки обрушились и на Робеспьера. Взгляды Дантона выражали интересы нарождавшегося класса предпринимателей, капиталистических собственников. Далее рассказ продолжается по учебнику.

Выслушав рассказ, учащиеся, пользуясь памяткой для характеристики исторического деятеля, составляют «портрет человека новой эпохи».

Второй вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы, цель которой — выяснение причин потери якобинцами народной поддержки.

Третий и четвертый вопросы объясняет учитель. Важно выяснить: почему так быстро пала якобинская диктатура? Является ли термидорианский переворот концом революции? Учащимся мо­жет быть предложено задание: «После ареста Робеспьера и его ближайших сторонников 9 термидора вооруженные отряды санкюлотов двинулись к тюрьме и освободили арестованных. Но Робеспьер и его друзья проявили нерешительность, дали противни­ку возможность собраться с силами и перейти в наступление, арестовать их вторично и казнить. Следует задать учащимся во­просы: как вы думаете, если бы Робеспьер действовал более ре­шительно, смог бы он надолго удержаться у власти? Закономерно ли падение якобинской диктатуры или его можно было предотвратить?

Вопрос о войнах Директории может быть рассмотрен в трех вариантах: самостоятельная работа учащихся с учебником и кар­той на уроке, рассказ учителя и работа с картой, а при недостат­ке времени учитель только называет и показывает на карте основные военные действия, а дома учащиеся читают учебник и заполняют хронологическую таблицу.

Войны Директории

Годы Основные события внешней политики Итоги и значение

Интересный и важный материал о Наполеоне Бонапарте вы­несен для домашнего чтения, на это следует обратить внимание учеников.

Шестой вопрос объясняет учитель и проводит небольшую дискуссию по проблеме: какое событие следует считать концом ре­волюции?

По последнему вопросу проводится эвристическая беседа или самостоятельное чтение учениками материала учебника с после­дующим обсуждением.

Решение проблемных задач могло проходить по ходу урока, или ученики предъявляют результаты своей деятельности в кон­це занятия.

При подготовке к уроку рекомендуется использовать книгу Н. Эйдельмана «Мгновенье славы настает» (Л., 1989).

Эпоха ведет свой отсчет с 1789 г., нравится это или не нравится совре­менникам, потомкам,— но это так. Прогресс несомненен, но и цена вели­ка: цена крови во время революционных и наполеоновских войн, безжало­стная мясорубка гильотины. Как быть? Можно ли оправдать?..

...Можно и должно,— отвечают многие историки и теоретики: абсо­лютизм и феодализм никогда не сошли бы сами со сцены: только насилие, разрушение Бастилии, якобинский террор могли расчистить поле для вели­кого прогресса XIX—XX столетий...

Да, это правда. Но вся ли правда? Не следует ли отсюда, что нечего средства жалеть, коли цель хороша; что смешны и наивны те, кто отрица­ли, не принимали Марата, Робеспьера, Комитет общественного спасения, толпу, уничтожающую заключенных в парижских тюрьмах, расстрелянную Вандею, сожженный Лион?

Если б не было подобных людей, решительно не принимавших террор и кровь, то на первый взгляд прогрессу было бы легче пробиться; но бо­лее глубокие размышления откроют нам, что человечество, не думающее о средствах, о нравственных вопросах, немногого бы стоило: оно озвере­ло бы, съело само себя, не смогло бы в конце концов воспринять тот самый прогресс...

Поэтому, признавая, что новый мир стоил крови, решительно не ста­нем этому радоваться; в лучшем случае признаем: таков закон истории, по крайней мере в определенные эпохи. Жестокий закон, который «в при­роде вещей». Так же как — закон гуманности, сострадания, отвращения к пролитой крови: законы, чье действие усиливается или смягчается челове­ческой волею... (С. 156).

Революции являются составной частью исторического процес­са, но они не являются цивилизованным методом решения всех противоречий. И в этом трагедия человеческого общества. Очень важно спросить учащихся, какой вывод для себя лично могут они сделать по содержанию этого урока и чему научились.

Раздел IV. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (4 ч)

Тема I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (1 ч)

УРОК 28. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Колониальный период в Латинской Америке. Особенности латиноамериканского общества: 1. Мир индейцев и мир испанцев. 2. Как управляли колониями? 3. Для чего нужны колонии? 4. «Сыны Солнца стали рабами». 5. Католическая церковь и инквизиция в колониях. 6. Черные невольники. 7. Туссен Лувертюр: «Свобода для всех». 8. Латиноамериканское общество. Возможная личностно значимая проблема: одни и те же события могут иметь разные оценки, если их оценивают люди, принадлежащие к различным социальным группам
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что в результате взаимодействия испанской и индейской культур встретившиеся враждебные миры образовали один латиноамериканский мир, одно общество
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. До XIX в. Испания владела самыми обширными колониями в Новом Свете. За 300 лет своего господства она награбила в Америке золота и серебра на сумму 6 млрд долларов, вывезла много других богатств... Чем вы можете объяснить, что Испания так и осталась страной, которая в своем экономическом развитии отставала от Англии, Франции, Нидерландов? 2. В ст. 1 Декларации прав человека и гражданина записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Чем вы объясните, что революционная Франция посылала войска для подавления восстания на о-ве Сан-Доминго? 3. В наше время между историками идет спор: многие латиноамериканские ученые заявляют, что коренным американцам встреча миров была совсем не нужна и навязана вопреки их воле, «открытие» Америки они считают «черным днем» в своей истории. Другие, в том числе и европейские, ученые утверждают, что открытие Америки привело к встрече миров, к экономическому и культурному сближению народов. Выскажите свою точку зрения. Форма урока: комбинированный урок (1) или ролевая игра (2). Приемы деятельности учителя: 1. Рассуждение (мир индейцев и мир испанцев), анали­тическое описание (управление колониями), сю­жетный повествовательный рассказ, обучение решению учебных проблем, организация дискуссии. 2. Организация и проведение ретроспективной ролевой игры
Развитие умений учащихся Вариант 1: учатся использовать ранее изученный материал для решения учебных проблем, участвовать в дискуссии, предъявлять результаты выполненного учебного задания. Вариант 2: учащиеся приобретают опыт «участия» в исторических событиях, учатся эмоциональному «проживанию» судеб действующих лиц, моделированию новых ситуаций
Основные понятия и термины Латинская Америка, латиноамериканец, коррехидор, алькальд, пеон, креол, метис, мулат, сам­бо
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 27. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к тема. Кар­ты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Латинская Америка конца XVIII—начала XIX в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопе­дия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 347—353. А. Виноградов. Черный консул

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: