Основные изменения, происшедшие во Франции в ходе революции (к 1799 г. по сравнению с 1789 г.)

Область жизни общества Характеристика до революции Характеристика после революции
Права представителей: — первого сословия — второго сословия — третьего сословия    
Государственное устройство    
Хозяйство    
Военное дело    

Переход к изучению новой темы логичнее всего сделать после рассмотрения вопроса о значении Великой французской революции в мировой истории. Учитель может сказать, что известия о Великой французской революции докатились даже до Латинской Америки и оказали влияние на развитие событий на этом конти­ненте. Но это будет уже в конце XVIII — начале XIX в. Сегодня же мы должны посмотреть, что происходило на этом континенте в XVI—XVIII вв.

Учитель коротко знакомит учащихся с темой и планом урока, предлагает каждому выбрать одно из проблемных заданий.

Первый вопрос плана — ключ к решению проблемных заданий. Образное повествование учителя имеет своей целью пока­зать учащимся, что «500 лет назад столкнулись и пришли в непримиримое противоречие две разительно несхожие человеческие общности, их несовместимые мироощущения и образ мыслей. Встретились расы и народы с совершенно различными формами бытия. Коренных американцев отличал интуитивный способ познания мира. Они являлись носителями глубоко мифологизированного сознания и ранних форм религиозных верований. Им противостояли представители цивилизации, вступившей в эру стремительного развития производительных сил, расцвета науки и секуляризации людского сознания. Если первые в основном созерцали мир, то последние уже пытались осмыслить его. Обе стороны изумились при виде друг друга и пытались понять увиденное, но по-разному: обитатели Нового Света — сквозь непроницаемую пелену мифологии, а европейцы — отрешаясь от традиционных мифов». (Егорова А. В. Открытие Америки европейцами и его исторические последствия // Средневековая Ев­ропа глазами современников и историков.— М., 1994.— Ч. IV.)

Латиноамериканское общество рождалось в трагических обстоятельствах. Вопрос об управлении колониями изучается по учебнику. Третий пункт плана рассматривается в ходе беседы, где обращение к ранее изученному позволяет учащимся самостоятельно решить этот вопрос.

Раскрывая четвертый пункт плана и рассказывая о том, что в Центральной Мексике, имевшей население 25 млн жителей, аборигенов осталось 1 млн человек, для образного восприятия этой трагедии учащимися следует добавить, что в Мексике в начале конкисты монахи проводили богослужения на папертях своих церквей, так как многочисленные толпы верующих не могли поместиться внутри, а с конца XVI в. богослужения проходили уже внутри храмов.

Раскрывая пятый пункт плана, при наличии времени можно подробнее рассказать о Бартоломе де Лас Касасе.

Открытие и завоевание Америки вызвали у современников неодинаковые чувства: одни восторгались, другие осуждали завоевателей. Уже в XVI в. в Испании развернулся спор о правах завоевателей и правах коренного населения. Защитникам тех, кто стремился к созданию империи, противостояла часть деятелей церкви и университетских ученых, деятелей испанского гуманизма. «Заступником» индейцев стал Бартоломе де Лас Касас (1474—1566).

Лас Касас, уроженец Севильи, изучал право и теологию в Саламанкском университете. В 1503 г. он уехал в Новый Свет, где участвовал в захвате Кубы. На Кубе он приобрел золотой прииск, и там ему открылась бесчеловечность победителей и трагическая участь побежденных. С той поры Лас Касас стал бороться за спасение индейцев. В его посланиях испанскому королю содержался протест против зверского угнете­ния, истязания и ограбления индейцев, предлагались меры к облегчению их участи.

Затем следует организовать лабораторную работу с документами.

Бартоломе де Лас Касас. «История Индий»
(вторая половина XVI в.)

(извлечение)

Индейцы... работали в те времена непрерывно, и на всех важных работах над ними ставили жестоких надсмотрщиков — испанцев — и над теми, кто отправлялся на работы в рудники, и над теми, кто работал в имениях или на фермах. И эти надсмотрщики обращались с ними так сурово, жестоко и бесчеловечно, не давая им минуты покоя ни днем ни ночью, что напоминали служителей ада.

Они избивали индейцев палками и дубинками, давали им оплеухи, хлестали плетьми, пинали ногами, и те никогда не слышали от них более ласкового слова, чем «собака»; и тогда, измученные непрерывными издевательствами и грубым обращением со стороны надсмотрщиков на рудниках и фермах и невыносимым, изнурительным трудом безо всякого отдыха и сознавая, что нет у них никакого иного будущего, кроме неминуемой смерти, уносившей одного за другим их соплеменников и товарищей... они стали убегать в леса и горы, пытаясь укрыться там, но в ответ на это испанцы учредили особую полицию, которая охотилась за беглыми и возвращала их обратно... Так как испанцы в то время старались добыть побольше золота и очень торопились провести все необходимые для этого работы (а добыча золота была неизменно их главной целью и заботой), то это влекло за собой истощение и гибель индейцев, которые привыкли работать мало, ибо плодородная земля не требовала почти никакой обработки и давала им продукты питания... а теперь эти люди хрупкого здоровья были поставлены на невероятно тяжелые изнурительные работы и трудились от зари до зари... За шесть — восемь месяцев, пока группа индейцев добывала золото в рудниках... умирала четверть, а то и треть работавших.

...Убедившись, что дело идет к гибели всех индейцев... испанцы сочли, что было бы недурно... привезти сюда на смену умершим обитателям этого острова как можно больше рабов из других мест.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: