Бартоломе де Лас Касас. «Краткое сообщение о разорении Индии» (1552 г.)

(извлечение)

1-е — все войны, получившие название конкисты, были и являются самыми несправедливыми и ведутся самими тиранами.

2-е — все королевства и владения в Индиях являются результатами узурпации1.

3-е — все притеснения индейцев являются несправедливыми, зловредными по вере, тем самым тираническими, как и подобное управление.

4-е — и те, кто дает, и те, кто владеет, впадают в смертный грех, и если они не откажутся от этого, то не смогут спасти свои души.

5-е — король, наш господин, да хранит и благословит его Господь, всей своей властью, данной ему от Бога, не может оправдать ни войны и ограбления этих людей... как нельзя оправдать грабежи и войны турок против христиан.

6-е — все золото и серебро, жемчуг и другое богатство, направленные в Испанию, как и то, которое на руках у испанцев в Индиях, почти полностью результат грабежа.

...8-е — уроженцы всех земель в Индиях, куда мы вступили, имеют право вести против нас самую справедливую войну и смести нас с лица земли, это право они будут иметь до судного дня.

  Вопросы к документам: 1. Расскажите, как испанцы обращались с индейцами. 2. Чем вы можете объяснить столь жестокое обращение? 3. Какую оценку дает Лас Касас конкисте? 4. Найдите в тексте места, где Лас Касас осуждает действия завоевателей.

Шестой пункт плана может быть дополнен рассказом учителя о положении негров-рабов.

«Раб должен или работать, или спать»

Труд негров, рабов в первую очередь, применялся на сахарных и хлопковых плантациях. На Кубе в период уборки сахарного тростника рабов заставляли работать по 18—20 часов в сутки, а кормили лишь два раза. Рабовладельцы и надсмотрщики на плантациях применяли жестокие наказания. Они, например, заставляли раба самого считать удары бича, обрушивавшиеся на его спину. Если несчастный сбивался со счета — наказание начиналось снова. Ноги рабов на уровне щиколоток приковывали к длинной цепи. Работать это не мешало, но доставляло много мучений. Было еще хуже, когда цепь одним концом прикреплялась к ноге раба, а другим — к тяжелому бревну. Тогда невольник мог передвигаться только с бревном на плечах. А на рабов, которые ели стебли сахарного тростника, надевали железную маску без отверстия для рта. Для особо провинившихся рабов применялась и смертная казнь. Естественно, что невольники совершали побеги. Уже в первой половине XVI в. рабовладельцы в испанских колониях стали создавать денежные фонды, средства из которых шли на организацию поимки беглых рабов. Появилась даже новая специальность — «охотник» за беглыми. Пойманных рабов возвращали хозяину.

Сначала в колонии ввозили только крепких молодых мужчин, но в XVIII в. стали привозить и женщин.

«Сколько рабов, столько врагов»

Восстания против колонизаторов начались уже в XVI в. Одними из первых поднялись на борьбу индейцы Кубы под руководством своего вож­дя Атуэя (1511—1512). Они долго вели борьбу, но испанцам удалось захватить Атуэя. Вождя сожгли на костре, восставших разгромили. В дальнейшем такие восстания поднимались постоянно.

Также в XVI в. начались восстания негров-рабов. Наиболее ярким примером их борьбы являлась история «Пальмарес» («Пальмовая рес­публика»). Восстание это началось в Бразилии. Республика просущест­вовала с 1630 до 1697 г. В этом свободном государстве жило 20 тыс. человек, они занимались сельским хозяйством и ремеслами. Управлял «Пальмовой республикой» совет старейшин. После неудачных попыток уничтожить свободное государство негров в середине 90-х гг. XVII в. против него была брошена целая португальская армия, окружившая республику. До последних сил боролись защитники «Пальмарес», но их становилось все меньше. Последние бойцы бросились с высокого обры­ва в пропасть и погибли свободными.

Весь XVII и XVIII вв — это период борьбы индейцев и негров против колонизаторов.

При проведении урока в форме ролевой игры учащимся заранее поручаются роли персонажей латиноамериканского общества: 1. Чиновники, управляющие колониями (вице-король, вице-губернатор, алькальд, коррехидор). Они рассказывают о создании колоний, о системе управления, объясняют, для чего нужны колонии Испанской короне. 2. Испанцы и креолы (землевладельцы, предприниматели, офицеры, чиновники). 3. Мулаты и метисы (ремесленники, мелкие торговцы, приказчики, надсмотрщики и пр.). 4. Индейцы (рабочие на рудниках, плантациях, мануфактурах, батраки, пеоны). 5. Черные невольники (наряду с материалом учебника в новом издании используется приведенный выше дополни­тельный материал из пособия «Раб должен или работать, или спать». 6. Негры и индейцы, участники восстаний. Используется сюжет «Сколько рабов, столько врагов». 7. Представители католической церкви: противники бесчеловечного отношения к индейцам и сторонники угнетения. Кроме материала параграфа, используются документы — извлечения из книг Лас Касаса. Сюжет может быть следующим: в колонии приезжает с инспекцией уполномоченный испанского короля и представители всех слоев общества рассказывают о своей жизни и проблемах.

В начале урока учитель делает вступление, для которого используется содержание первого раздела параграфа («Мир ин­дейцев и мир испанцев»), а затем учащиеся, сидящие группами в зависимости от исполняемой роли, рассказывают о жизни и проблемах своей социальной группы. В конце ролевой игры может состояться дискуссия по третьей проблеме, рекомендованной в технологической карте. Проведение ролевой игры по группам развивает умение сотрудничать, проявлять самостоятельность и творчество.

Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 ч)

УРОК 29. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени: 1. Земля должна принадлежать государству. 2. Особенности сельской жизни: деревенская община. 3. Государство регулирует хозяйственную жизнь. 4. Государство регламентирует жизнь подданных посредством сословных порядков. 5. Города под контролем государства. 6. Религии Востока — путь самоусовершенствования. Конфуцианство, буддизм, синтоизм. Возможная личностно значимая проблема: разумность конфуцианского «принципа середины» и взаимная ответственность власти и народа
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся углубляют знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в XVI—XVII вв. и делают выводы об их отличиях от общества европейского; убеждаются в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI—XVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X—XIII вв., в XIV—XV вв., в XVI—XVIII вв. Сделайте вывод о характере такого общества. 2. Подумайте, почему рели­гии Востока называются «путем самоусовершенствования». Почему буддизм превратился в мировую религию? Почему он достаточно популярен и сегодня? 3. В Японии крестьяне, нищее и замученное работой сословие, стояло на второй ступени иерархической лестницы — вслед за самураями. Купеческое сословие, более богатое и независимое, стояло на четвертой ступени иерархической лестницы — вслед за ремесленниками. Объясните такую иерархию сословий в Японии. Форма урока: комбинированный урок, работа в группах или заочное путешествие. Приемы деятельности учителя. Вариант 1: рассуждение, объяснение, рассказ, беседа, обучение решению учебных проблем и предъявлению результатов своей деятельности. Вариант 2: организация и проведение групповой работы (групповая работа может сочетаться с ролевой игрой). Вариант 3: сюжетный повествовательный рассказ путешественников
Развитие умений учащихся Вариант 1: учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; участвовать в дискуссии; предъявлять результаты выполненного учебного задания. Варианты 2 и 3: учатся коммуникации, совместной работе в группе; учатся отстаивать свою точку зрения и соглашаться с чужой, если она является убедительной; анализировать и сравнивать
Основные понятия и термины Самурай, регламентация, конфуцианство, буддизм, синтоизм
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 28. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Индия, Китай, Япония в XVI—XVIII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популяр­ной литературы: Ч. Данн. Повседневная жизнь в старой Японии.— М., 1997. Я. М. Свет. По следам путешественников и мореплавателей Востока: Очерки.— М., 1955

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: