Проверка домашнего задания проводится по вопросам из методического аппарата учебника и проблемным заданиям, которые решались на прошлом уроке.
Комбинированный урок. Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока и предлагает выбрать по желанию одно из проблемных заданий. Затем рассматривается содержание нового материала.
Первые три пункта плана раскрываются в пределах учебника. Учитель отмечает, что правление шаха Акбара было «золотым» веком империи Великих Моголов. Подчеркивается его реформаторская деятельность, способствовавшая укреплению страны. Перед учащимися можно поставить вопрос: какие реформы должен был провести шах Акбар, поставивший перед собой задачу укрепления империи? После этого проводится беседа с классом, в ходе которой учащиеся могут, опираясь на знания, полученные на прошлом уроке, назвать ряд мероприятий, которые могли бы содействовать решению этой задачи. Ученики уже знают, что один из главных источников могущества государства — его собственность на землю. В добавление к учебнику сообщается, что шах Акбар все земли объявил государственной собственностью. По его приказу была проведена полная перепись земель и определена сумма налога с каждого района страны. Часть земель была отдана на правах условного ненаследственного владения военачальникам. На доходы от этих владений (они были достаточно высоки) их временные владельцы (при Акбаре их было около двух тысяч) содержали отряды воинов в количестве от 5 до 100 тыс. (число воинов зависело от чина военачальника и размера земельного владения). Часть земель находилась во владении вассальных князей-заминдаров, плативших в казну дань и самостоятельно распоряжавшихся всеми остальными доходами. Со временем эти земли стали считаться частнособственническими.
|
|
Говоря о религиозной терпимости шаха Акбара, можно добавить, что к концу жизни он даже пытался создать нечто вроде новой религии, призванной уничтожить религиозные разногласия среди его подданных.
Рассматривая четвертый пункт плана и рассказывая о завоевании Индии войсками Ост-Индской компании, можно дать дополнительный материал об установлении английского колониального господства.
С конца XVII в., а особенно в XVIII в., ознаменовавшемся распадом империи Великих Моголов, Англия стала выходить на первое место среди других колониальных держав в Индии, оттеснив и всех тех, кто претендовал на наследство Моголов в самой стране. Укрепляя свои позиции на территории Индии, действуя методом «разделяй и властвуй», англичане не стеснялись в средствах. Они вмешивались в политические распри, подкупали своих сторонников и помогали им прийти к власти, обязывая после этого выплачивать компании огромные деньги. Налоговый гнет в Бенгалии, где Англия в XVIII в. имела наиболее прочные позиции, был особенно невыносимым. Компания добилась у правителя Бенгалии привилегий, включая освобождение от торговых пошлин, что поставило англичан и действующих по их поручению индийских купцов в привилегированное положение. Есть данные, что за период с 1757 по 1780 г. Англия вывезла из Индии почти безвозмездно в виде товаров и монет 38 млн фунтов стерлингов — огромную для того времени сумму.
|
|
С целью создания образа «человека эпохи» — авантюриста и искателя наживы — можно ввести в рассказ сюжет о Роберте Клайве.
Роберт Клайв, небогатый английский дворянин, служивший офицером в войсках Ост-Индской компании и разбогатевший во время грабительских войн, купил себе место в английском парламенте. Затем он получил титул лорда и был назначен губернатором Бенгалии. На этой должности Клайв «прославил» себя такими вопиющими злоупотреблениями и хищениями, что в 1773 г. был вынужден предстать перед судом английского парламента. Отметая в сторону обвинения в разграблении столицы Бенгалии г. Муршидабада, он сказал: «Богатый город был у моих ног, могущественное государство было в моей власти, мне одному были открыты подвалы сокровищницы, полной слитками золота и серебра, драгоценными камнями. Я взял всего 200 тыс. фунтов стерлингов. Джентльмены, до сих пор я не перестаю удивляться собственной скромности!» Палата признала совершение им ряда преступлений, но отметила при этом, что «Роберт лорд Клайв оказал великие и достойные услуги Англии».
С 1788 по 1795 г. тянулось судебное дело на уровне парламентского расследования против генерал-губернатора Индии Гастингса, обвиненного в злоупотреблениях в сфере налогообложения местного населения, но и это дело закончилось оправданием обвиняемого. Однако сами по себе эти факты заставили английский парламент активнее вмешиваться в дела компании и брать ее деятельность под контроль.
Учитель отмечает, что отсутствие сильного государства облегчило англичанам колонизацию Индии. Вмешиваясь в жизнь индийского общества, англичане нарушали принятые в нем традиционные отношения, его традиционную структуру, что особенно скажется в XIX в. В то же время они втягивали Индию в мировой рынок, а английский язык помогал сплачивать говорящую на разных языках страну в одно целое.
Пятый и шестой пункты плана посвящены истории Китая.
Со второй половины XVII в. маньчжурские императоры стали ревностными конфуцианцами. Они управляли страной, следуя древнему учению Конфуция и советам конфуцианских ученых-чиновников. Сохранялись традиционная китайская административная система и система воспроизводства чиновников (последнее делалось через организацию специальных экзаменов). Чтобы стать ученым — «шеньши», надо было сдать экзамены и получить ученую степень, позволявшую поступить на государственную службу. Для этого следовало написать сочинение, заучить наизусть тексты многих книг, что требовало многолетней подготовки. Но право сдавать такие экзамены имел любой подданный империи. Нередки были случаи, когда члены деревенской общины, собрав со всех дворов необходимые средства, отправляли способного юношу в город — учиться и сдавать экзамены. Такая система позволяла выявлять наиболее способных людей для управления страной (хотя некоторые богатые люди, дав взятку, тоже могли выдержать сложный экзамен и получить хорошее место в системе государственного управления).
Главным занятием населения государство считало земледелие. Сохранилась древняя поговорка: «Земледелие — ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия — ветви, второстепенное». Маньчжурские правители и их чиновники главное внимание уделяли состоянию земледелия, которое давало казне основную часть доходов и гарантировало стабильность империи. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, символом этого была коса — ее под страхом смерти должны были носить все мужчины. Добившись покорности, маньчжурские правители стали ревностно заботиться о процветании экономики страны, веря в изречение Конфуция, что высшая цель верхов — благо народа, на котором основано благополучие государства.
|
|
Говоря о связях Китая с внешним миром, можно отметить, что в конце XVIII в., после «закрытия» страны, европейская торговля с Китаем стала опять расширяться. Китайский шелк, фарфор, чай пользовались в Европе широким спросом. Их начали продавать иностранным купцам в большом количестве. Но европейцам было нечего предложить китайцам взамен этих товаров. Когда в 1793 г. в Китай прибыла первая европейская миссия (на кораблях, которые везли миссию по рекам и каналам Китая, была начертана выразительная надпись: «Носитель дани из английской страны»), руководителю миссии был вручен императорский указ для вручения его английскому королю Георгу III. Содержание его было высокомерно и сводилось примерно к следующему: «Приветствуем ваше желание приобщиться к нашей культуре, готовы принять вашу дань, но на постоянное пребывание посла в Китае не рассчитывайте, это у нас не принято». Там также говорилось: «Как ваш посол мог сам убедиться, у нас есть абсолютно все. Мы не придаем значения изысканно сделанным предметам и не нуждаемся в изделиях вашей страны». Китайцев удовлетворяли собственные изделия. Китайская традиция не была ориентирована на заимствование чужого опыта и чужих обычаев. Считая себя самыми мудрыми благодаря конфуцианству, китайцы искренне считали, что только они могут научить другие народы, являющиеся варварами, жить правильно.
В XVII—XVIII вв. Китай оставался одной из крупнейших стран мира с достаточно стабильным обществом, хорошо налаженной экономикой, сильной армией. До XIX в. цинский Китай смог сохранить свои традиционные позиции в отношениях с внешним миром.
|
|
В конце урока учащиеся предъявляют варианты решения проблемных заданий и обсуждают их.
«Круглый стол». Учащиеся получают или выбирают те же проблемные задания. Дополнительный материал распечатывается и раздается на руки. В течение 15 минут он изучается самостоятельно, затем школьники садятся за «круглый стол»: по одну сторону — «специалисты» по истории Индии, по другую — «специалисты» по истории Китая. Участники «круглого стола» (или конференции), который ведет учитель, должны рассказать об истории Индии и Китая в XVI—XVIII вв. и обсудить проблемы, предложенные в начале урока.
УРОК 31. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Япония в эпоху правления династии Токугава: 1. Правление с`гунов в Японии. 2. Деспотический режим сёгуната Токугава. 3. «Закрытие» Японии. Возможная личностно значимая проблема: формула «начал, продолжил, завершил» — залог успеха в любом деле |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что правители Японии насильственным путем пытались предотвратить разрушение традиционного общества, однако «закрытие» страны приводило к техническому отставанию традиционного общества |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные и проблемные задания: 1. Используя знания о чертах традиционного общества, укажите, какие из них были присущи японскому обществу в XVI—XVIII вв. 2. Вы уже знаете о деспотическом характере власти китайских императоров из династии Цин. Подумайте, что вам нужно знать, чтобы определить характер власти японских сёгунов Токугава, и проделайте эту работу. 3. Вы уже знаете о причинах «закрытия» Китая. Подумайте, какими причинами было вызвано «закрытие» Японии, что в них было общего и различного с «закрытием» Китая? Какие последствия для Японии это могло иметь? Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснение, образное повествование (сёгунат Токугава), картинное описание (г. Эдо), сюжетный повествовательный рассказ («Закрытие» Японии), беседа (причины «закрытия» Китая и Японии), обучение решению проблемных и познавательных заданий, обучение предъявлению результатов учебной деятельности |
Развитие умений учащихся | Умение сравнивать, анализировать, выделять общее и особенное, делать оценочные суждения, решать познавательные задачи и предъявлять результаты своей деятельности |
Основные понятия и термины | Сёгун, «закрытие» страны |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 30. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Индия, Китай, Япония в XVI—XVIII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всеобщая история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 444—447. Ч. Данн. Повседневная жизнь в Японии.— М.: Издательский дом «Муравей», 1997.— С. 208—268 |