Комментарии к технологической карте

Особенность данного урока заключается в сравнительно не­большом объеме содержания нового материала, что создает воз­можность для изучения его непосредственно на уроке и обобще­ния всего материала по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».

Урок рекомендуется начать с изучения нового материала. Уча­щиеся знакомятся с темой и планом работы, выбирают одно из заданий для самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Раскрывая первый вопрос плана, учитель отмечает, что в XV—XVI вв. в Японии не существовало сильной центральной власти, и страна фактически распалась на несколько частей. В этой об­становке, осложненной экономическими трудностями, общество потеряло стабильность, возросло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся и странствующие самураи (не имевшие своего господина). Поэтому неотложным стал во­прос об объединении страны и создании сильной центральной вла­сти. В этой борьбе выделились три политических деятеля Япо­нии, три объединителя страны, последовательно сменявших друг друга. Об их деятельности принято говорить: «начал, продолжил, завершил». Человеком, завершившим этот процесс, стал Иэясу Токугава, в 1603 г. провозгласивший себя сёгуном.

При изучении второго пункта плана в дополнение к учебнику сообщается о реформаторской деятельности Иэясу Токугавы, ко­торый провел ряд реформ, направленных на укрепление страны. Он оставил князьям (их насчитывалось около 200) некоторые тра­диционные права: административную власть и суд в пределах сво­его владения, при них остались и самураи, служившие за нату­ральный рисовый паек. За это князья должны были подчиняться сёгуну, а для контроля за ними он ввел систему заложничества, о которой говорится в учебнике. В учебнике рассказывается и о подчинении городов, бывших прежде в подчинении у князей, вла­сти сёгуна. Иэясу Токугава строго разграничил сословия, наладил в стране систему полицейского контроля, провел аграрную ре­форму, закрепившую крестьян за их землями.

Рассматривая третий пункт плана, посвященный вопросу «за­крытия» Японии, учитель, рассказывая о деятельности христиан­ских миссионеров, может конкретизировать данные учебника, до­бавив, что к 1580 г. в стране было около 150 тыс. христиан, 200 церквей и 5 духовных семинарий. К началу XVII в. число христиан составляло уже 700 тыс. человек. Каковы же причины распространения христианства? Усобицы рождали среди крестьян чувство страха и неуверенности, а проповеди миссионеров и ве­ра вносили успокоение и надежду. Кроме того, князья на юге стра­ны были заинтересованы в торговле с португальцами, особенно в приобретении у них огнестрельного оружия. Далее о «закры­тии» страны можно рассказать по учебнику.

Можно также добавить, что Иэясу Токугава не поддерживал полной изоляции, считая, что если отношения с европейцами бу­дут под контролем власти, то страна может извлечь из этого пользу. Поэтому голландским купцам разрешалось торговать с Японией, и, в отличие от китайцев, японцы имели представления о развитии европейской науки и культуры (ее называли голланд­ской наукой). Поскольку японская традиция не исключала по­лезных заимствований из науки и культуры других обществ, то в XVIII в. некоторые данные европейской науки использова­лись в стране, и повлияли на этот процесс ввозимые из Европы книги.

Объяснение нового материала заканчивается беседой о послед­ствиях «закрытия» страны.

В заключение учитель указывает на то, что кризис в хозяйст­венной жизни усилился в XVIII в., когда многие крестьяне, по­теряв землю, были вынуждены уходить в города или работать по системе рассеянной мануфактуры. Обеднели и многие князья. Но по-прежнему могучи были сёгуны, власть которых поддержива­лась не только силой, но и идеологией конфуцианства, учившей преданности старшим.

Последняя часть урока посвящается обсуждению вопросов до­машнего задания. Для работы используются вопросы и задания методического аппарата учебника и познавательные и проблем­ные задания, которые решались на прошлых уроках (см. техно­логические карты).

Поскольку изучение данной темы завершает курс Новой исто­рии в 7 классе, следующий урок проводится как повторительно-обобщающий (при возможности полезно провести два таких уро­ка). Для подготовки к уроку ученики должны получить на дом задания, ориентирующие их на повторение ключевых вопросов курса. Примерные вопросы указаны в технологической карте к уроку 32.

1 Узурпация — противозаконный захват власти или присвоение себе чужих прав на что-либо.

ПОВТОРЕНИЕ «МИР В ЭПОХУ РАННЕГО
НОВОГО ВРЕМЕНИ» (1 ч)

УРОК 32. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Повторительно-обобщающий урок. Первые уроки Нового времени: 1. Новое время, его содержание и хронологические рамки: новые представления о мире; новые черты в экономической жизни общества; новые ценности изменяют общество. 2. От укрепления абсолютизма к его кризису. 3. Изменения в духовной жизни: новое представление о Вселенной и человеке. 4. Влияние Реформации на духовную и экономическую жизнь общества. 5. Век Просвещения. Человек имеет право на жизнь, свободу и собственность. 6. Реформы и революции. Необходимость реформ как механизма решения противоречий. 7. Особенности традиционных обществ. Запад и Восток. 8. К будущему индустриальному обществу. Возможная личностно значимая проблема: многие проблемы современного человека и мира существовали и в эпоху Нового вре­мени
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся усваивают следующие идеи: источником власти является народ; «религиозная революция» привела к пониманию необходимости веротерпимости; географические открытия, технические изобретения, рост научных знаний и рост предпринимательской активности человека привели к встрече миров, к складыванию мирового рынка, к развитию капиталистического хозяйства; в раннее Новое время изменяется повседневная жизнь людей, появляются новые слои населения — предприниматели и наемные работники; общество, где соседствуют огромные богатства и нищета, опасно, в нем вспыхивают движения протеста; для устойчивости общества и спокойствия человека необходимо своевременное проведение реформ
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный метод. Форма урока: повторительно-обобщающий. Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте эпоху раннего Нового времени и укажите ее хронологические рамки. 2. Как повлияли Великие географические открытия на развитие мировой истории? 3. Какие новые черты в экономической жизни общества характерны для эпохи Нового времени? 4. Какие новые ценности стали утверждаться в сознании людей? Как они влияли на общество? 5. Расскажите об изменениях, происходивших в политической жизни европейского общества. 6. Какие новые представления о Вселенной и человеке возникли в эпоху Возрождения? 7. Какое влияние оказала Реформация на духовную и экономическую жизнь общества? Считаете ли вы, что для блага людей необходима веротерпимость? Свою точку зрения аргументируйте. 8. Назовите основные положения учений мыслителей эпохи Просвещения и укажите, какие из них были осуществлены. 9. В каких странах в XVI—XVIII вв. происходили революции? В чем вы видите их причины? Могло ли развитие общества идти по-иному? Согласны ли вы с тем, что реформы могут быть механизмом для разреше­ния всех противоречий в обществе? Какие условия, на ваш взгляд, могут способствовать успеху реформ? 10. Сделайте вывод: какие чер­ты традиционного общества исчезают в раннее Новое время? Какие новые черты общественного развития приходят им на смену? 11. Какими чертами обладал человек Нового времени? Какую историческую личность вы считаете ярким представителем эпохи Нового времени? О ком хотели бы рассказать и почему? 12. Как вы считаете, что связывает вас с эпохой Нового времени? 13. Что из изученного вы считаете полезным лично для себя? Помог ли вам курс Новой истории в решении каких-то лич­ных нравственных проблем?
Развитие умений учащихся Учащиеся воспроизводят известный исторический материал, анализируют изученное, сравнивают, оценивают исторические явления, воссоздают исторические образы, ориентируются в хронологии, устанавливают синхронные связи в курсе истории, актуализируют знания

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: